Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся

5. Педагогика общеобразовательной школы
09.06.2014
1254
Поделиться
Библиографическое описание
Савина, Т. В. Формирование здорового образа жизни через организацию исследовательской деятельности учащихся / Т. В. Савина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 67-68. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5774/.

В жизни современного общества вопрос о здоровье и здоровом образе жизни становится все более актуальным. Ведь состояние здоровья нации является индикатором благополучия государства. Школа является один из наиболее весомых институтов обращения к будущему человечества, поэтому работа по формированию, сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса является приоритетным направлением развития школы. Одним из эффективных методов работы по формированию здорового образа жизни я вижу в организации исследовательской работе учащихся на уроках и внеурочной деятельности. Проектная и исследовательская деятельность учащихся прописана в стандартах второго поколения. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений»: писал Л.Толстой. Слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны до тех пор, пока будет существовать школа.

Исследовательская деятельность позволяет решать одновременно вопросы обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание, осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Исследовательская работа это своеобразное творчество, а поэтому возможна и эффективна только на добровольной основе. Исследовательская работа может быть организована как на уроках и как внеурочная деятельность, а может быть начата на уроке, а продолжена во внеурочной деятельности и наоборот. Выполнение исследовательской работы возможно одним учеником или группой. В практике своей работы использую как индивидуальную, так и групповую формы организации учебно-исследовательской деятельности учащихся.

При выборе темы исследования ученик впервые серьезно задумался о проблеме. Уже при выборе темы исследования формируется активная жизненная позиция. Авторы работ осознают актуальность проблемы, значимость ее для себя, общества. При выполнении исследования идет воспитание таких качеств, как: целеустремленность; желание и готовность продолжить свое образование; серьезное отношение к своему выбору; трудолюбие и настойчивость; исследовательский стиль мышления; идейность, патриотические устремления и порожденное ими чувство общественного долга; нравственность, стойкость убеждений, интерес к другой личности; формирование системы ценностных ориентаций, толерантность.

Предлагаю свой опыт работы по организации исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся. В начале учебного года в кабинете на доску объявлений вывешиваю предполагаемые темы исследований на текущий учебный год, а также ученики сами предлагают темы исследований. На первом заседании научного общества учащихся утверждаются темы исследований и список исследователей. Определяются руководители. Ученики совместно с руководителя разрабатывают план работы над исследовательским проектом.

В последнее время я широко стала использовать так называемый открытый эксперимент. Заключается он в следующем: при проведении экспериментальной части исследования приглашаются все желающие понаблюдать за ходом эксперимента. Такая форма работа стала очень популярна в школе. Впервые применили такую форму работы четыре года назад, работая над исследовательской работой на тему «Влияния табачного дыма на рост и развитие растений». Возникла идея организовать разъяснительную работу среди учащихся о вреде курения самими учащимися с использованием эксперимента. Но эксперимент проводить на людях нельзя, поэтому решили провести эксперимент, показывающий вредное влияние табачного дыма на растениях, а затем и насекомых. Целью исследования было экспериментально доказать отрицательное влияние табачного дыма на рост и развитие живого организма.

Работу продолжаем и в настоящее время. Эксперимент проводится в кабинете химии, наблюдать за ходом работы могут все желающие, которых всегда много. На первом этапе работы в 2010 году изучали влияние табачного дыма на рост и развитие фасоли в открытом грунте, в 2011 году — на рост и развитие фасоли в закрытом грунте, на втором этапе в 2012 году — на рост и развитие комнатных растений, на третьем этапе в 2013 году — влияние табачного дыма на насекомых (мух и тараканов). Окуривание проводили специально сделанным курильным аппаратом, несколько раз, в две повторности. Результаты эксперимента активно обсуждались не только между учениками, но и с родителями, педагогами, многие даже признались, что пересмотрели свое отношение к курению, желание курить исчезло. Или еще один пример. Работая над проблемой «Влияние электромагнитного излучения сотовых телефонов на развитие организмов» подключилась вся школа. Так заходя в класс на уроки биологии предлагалась оставить сотовые телефоны на столах рядом с комнатными цветами с целью изучения влияния сотовых телефонов на рост и развитие растений. Подключилась вся школа. И одновременно была решена проблема использования телефонов во время уроков. И таких исследовательских работ, направленных на формирование здорового образа жизни проводится достаточно много в школе. Приведу тематику некоторых: «Сравнительный анализ качества питьевой и родниковой воды», «», «Где больше витамина С?», «Зачем нужно чистит зубы?»,«Зачем нужно мыть руки перед едой?», «Определение ионов свинца на рост и развитие растений», «Гигиеническая оценка классной комнаты», «Для чего нужна жевательная резинка?» и др. При организации исследовательской деятельности школьников большое внимание обращаю на организацию пропагандистской работы по результатам проведенной работы. Учащиеся проводят беседы с использованием наглядного материала, создают ролики-презентации, выпускают листовки, которые распространяют среди учеников школы и жителей села и города, изготавливают гербарии, выступают на классных и общешкольных родительском собрании, классных часах, на уроках, в детском садике по проблеме исследования.

Литература

1.                  Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. — 2002. — № 27. — С. 13–33.

2.                  Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. [Текст]: Сборник статей/ Под редакцией А. С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. — 114 с.

3.                  ФГОС. Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный