Практика формирования и развития исследовательской деятельности старшеклассников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (2) февраль 2009 г.

Статья просмотрена: 619 раз

Библиографическое описание:

Вихорева, О. А. Практика формирования и развития исследовательской деятельности старшеклассников / О. А. Вихорева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 2 (2). — С. 268-272. — URL: https://moluch.ru/archive/2/97/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современная социальная ситуация выдвигает на первый план необходимость развития у детей навыков самостоятельной деятельности и в конечном итоге самостоятельности как интегрального качества личности. Успешно формировать самостоятельность мышления, навыки планирования и организации собственной продуктивной деятельности, то есть все элементы познавательной и личностной самостоятельности позволяет активная исследовательская практика учащихся. На сегодняшний день исследовательская деятельность школьников как средство обучения и воспитания является общепризнанной. Рассмотрим педагогические условия формирования и развития исследовательской деятельности старшеклассников.  

В течение сорока пяти лет  успешно работает Челябинское научное общество учащихся (НОУ), которое было создано как добровольное объединение старшеклассников для рационализаторско-изобретательской и поисково-исследовательской деятельности во внеурочное время под руководством специалистов. На сегодняшний день научное общество учащихся (НОУ) – добровольное объединение учащихся, являющееся образовательной структурой, которая обеспечивает воспитание активной творческой личности, формирование ценностно-значимых ориентиров через включение в научно-исследовательскую деятельность и приобщение к научному и социальному творчеству. НОУ является базой для выявления, поддержки и развития интеллектуально одаренных учащихся, является средством повышения социального статуса знаний.

Опыт работы Челябинского научного общества учащихся позволяет выявить определенный комплекс педагогических условий, способствующих эффективному формированию и развитию исследовательской деятельности старшеклассников:

а) организованное научно-исследовательское сообщество взрослых и детей;

б) партнерское взаимодействие старшеклассников, педагогов и научных работников в исследовательской деятельности;

в) направленность педагогической поддержки на развитие исследовательской инициативы  и самостоятельности исследовательских действий учащихся.

Рассмотрим научно-методические аспекты реализации представленных педагогических условий. Под научным сообществом будем понимать форму организации исследовательской  деятельности, то есть взаимосвязи учащихся и ученых-педагогов как коллективного субъекта исследовательской деятельности. В целом характерными признаками научного сообщества являются наличие общего познавательного интереса у его членов и коммуникации между ними [3; 6; 7; 8]. Научное общество учащихся является характерным примером такого научно-исследовательского сообщества.  

Отличие предлагаемого научно-исследовательского сообщества от тех, которые изучаются социологией, состоит в том, что оно является временной единицей не только для решения познавательных проблем, но и педагогических (учебных, воспитательных). В нашей работе оно рассматривается в контексте педагогической проблемы формирования исследовательской компетентности старшеклассников как форма научного и педагогического взаимодействия детей и взрослых на основе включенности в совместную исследовательскую деятельность. «Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его» [4, с.164]. Лидером сообщества, рассматриваемого в контексте исследовательской деятельности старшеклассников, является ученый (либо педагог), осуществляющий научное руководство исследовательским процессом.

Формы научной коммуникации в рассматриваемом научно-исследовательском сообществе мы предлагаем классифицировать по целевой установке на следующие типы:

1.            Организационно-подготовительные (установочные сессии, установочные методологические семинары для педагогов);

2.            Ценностно-развивающие (научные сборы, слеты, форумы науки и творчества, выездные школы);

3.            Контрольно-проектировочные (конференции, конкурсы, чтения).

Их характеристика представлена в таблице.

Т а б л и ц а

Характеристика форм научной коммуникации,

необходимых для функционирования детско-взрослого

научно-исследовательского сообщества

 

Тип научной

 коммуникации

Название

Содержание

1. Организационно-подготовительные

Установочная сессия

Ознакомление учащихся с порядком и формами работы в рамках учебных групп, традициями научного сообщества, направлениями и тематикой исследования, знакомство с учеными, обеспечивающими учебный процесс

Установочный методологический семинар для педагогов

Привлечение к совместной исследовательской деятельности учащихся, педагогов образовательных учреждений, вооружение их методологическими знаниями в области научного творчества, обзор актуальных проблем

2. Ценностно-развивающие

Научные сборы (слеты)

Стимулирование активности учащихся в исследовательской деятельности, расширение культурного опыта подростков через общение со сверстниками, широким кругом ученых и практических специалистов в процессе участия во временных детских коллективах (проектные группы, отряды), формирование коммуникативно-организаторских навыков

 

Форум науки и творчества

Расширение кругозора и запаса знаний в конкретных областях науки, стимулирование собственно исследовательской активности через процесс неформального обмена опытом научно-поисковой деятельности с учеными, развитие методологической компетентности в процессе работы в симпозиумах, формирование культуры научной коммуникации и опыта представления результатов своих исследований

Выездные школы (лагеря)

Углубление знаний, методологической подготовки, формирование опыта представления результатов своей исследовательской деятельности

3. Контрольно-проектировочные

Конференции

Представление результатов своей исследовательской деятельности, соотнесение внешней оценки с внутренней, определение перспектив исследовательской работы

Конкурсы

Представление результатов своей исследовательской деятельности в условиях соревнования, выявление направлений для дальнейшего развития своих задатков и совершенствования приобретенных умений

Чтения

Представление результатов своей исследовательской деятельности, развитие навыков, делового общения, формирование коммуникативной культуры в процессе обсуждения результатов исследований

                              

Существование научно-исследовательского сообщества является необходимым педагогическим условием личностного развития учащихся в процессе их исследовательской деятельности в качестве возможности приобщения к деятельности общества. Именно этот момент в деятельности для конкретного человека является особо притягательным, по мнению К.А. Абульхановой-Славской [1, с. 17; 9, с. 303]. Поэтому психологической основой развития и воспитания личности являются ее взаимоотношения с различными коллективами.

Мы можем рассматривать научное общество учащихся как внешнее условие развития личности, а также возможность для ее саморазвития на основе использования специфичного для дополнительного образования разнообразия форм организации учебной деятельности. В.Н. Мясищев подчеркивает, что «… человек тем полнее реализует свои возможности развития, чем более среда требует от него инициативного действия и поощряет инициативу» [9, с. 226].

Показательна в этом отношении динамика развития биологических секций НОУ. Тематика научных исследований, выполняемых членами научного общества, всегда определялась направлением развития современной биологической науки. Так, в 1986-1996 прозвучал призыв к широкой общественности на сохранение природных ресурсов родного края. Центральный совет Всероссийского общества охраны природы разработал и представил программу «Биощит», реализация котрой была рассчитана на 1986-1990 года. В рамках этой программы были определены четыре операции: «Муравей», «Ремиза», «Махаон», «Шмель». На основании этого в Челябинской области развернулась масштабная работа по выявлению и охране редких и охраняемых видов насекомых, а также по пропаганде опыта энтомологических заказников и питомников по разведению редких и ценных видов и биологических методов защиты растений. В исследованиях активное участие приняли школьники, студенты, преподаватели вузов, учителя и любители природы. Приоритетными для нашего региона явились операции «Махаон» и «Шмель». Операция  «Махаон» решала следующие задачи:

·         исследование мониторинга массовых групп насекомых лесной и лесостепной зон Челябинской области;

·         изучение эколого-фаунистических особенностей редких и охраняемых насекомых обитающих в регионе;

·         оценка влияния на массовых насекомых комплекса антропогенных факторов, типичных для городов Челябинской области.

Операция «Шмель» позволила произвести инвентаризацию насекомых-опылителей, паспортизацию колоний и мест обитания шмелей, пчел и ос. Юными исследователями были выявлены медоносные растения, избирательность и посещаемость пчелиными основных энтомофилов региона. Кроме этого были разработаны мероприятия по сохранению полезных перепончатокрылых. 

В результате проведенной многолетней работы было описано 312 видов охраняемых насекомых. Для сравнения, следует отметить, что к тому времени в сопредельных с Челябинской областью Курганской и Оренбургской областях и в Башкирии отмечено, 54, 40 и 37 видов охраняемых насекомых соответственно. Кроме этого, была создана классификационная характеристика редких видов насекомых

Большую роль в развитии природоохранной деятельности школьников сыграла ежемесячная экологическая радиопередача для молодежи «Ты в ответе за природу», которую на протяжении 10 лет вела кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, профессор З.И. Тюмасева. В выпусках этой передачи обсуждались задачи экологического, фенологического и природоохранного просвещения. Их тематика способствовала формированию интереса к изучению природы Родного края, ее охране и рациональному природопользованию. В рамках передачи проводились экологические конкурсы радиослушателей. О многочисленных добрых делах ноушат сообщали репортажи с праздников «День птиц», конференций НОУ, выставок, радиоэкскурсий, например, в осенний лес или пойму реки Миасс, радиокостров с беседами о летних экспедициях, о чудесах южноуральской природы. Нередко призеры олимпиад, конкурсов или пытливые исследователи приглашались непосредственно на радио, чтобы рассказать о своих интересах, делах, планах. Таким образом организованная исследовательская работа юных биологов способствовала росту доли  самостоятельности учащихся при проведении научного исследования.

Для педагогического взаимодействия специфичным является его ассиметричность в ходе учебного процесса, то есть ведущая роль педагога. Исследовательская деятельность является полем взаимодействия и взаимозависимости, где педагог и учащийся совместно движутся к поставленной цели, являясь равноправными партнерами, взаимообогащающими деятельность друг друга.

В работе педагогов это означает:

·         целенаправленный отбор содержания учебного материала, обеспечивающего совместную партнерскую деятельность педагога и учащегося;

·         обеспечение реализации интересов и склонностей ребенка в процессе самостоятельной исследовательской деятельности;

·         формирование адекватной самооценки учащегося и подкрепление оценки личных возможностей;

·         формирование единого исследовательского детского коллектива, где ученый выполняет функцию лидера научной школы, то есть организатора и руководителя, объединяющего детские исследовательские микроколлективы, разрабатывающие различные подпроблемы как в рамках одной общей проблемы, так и не связанные между собой.

Проиллюстрируем эти тезисы  примерами.

Особый интерес у юных биологов к изучению биоразнообразия степной зоны Челябинской области обусловлен расположением ее на месте стыка и взаимопроникновения европейской, сибирской и казахстанской фаун. Это определило место дислокации полевого «Летнего эколого-гуманитарного лагеря», который был организован руководителями секций НОУ: профессором З.И. Тюмасевой и доцентом Н.Б. Виноградовым. Программа лагеря уникальна, поскольку в нем были собраны исследователи не только разных возрастных групп, но и разных научных направлений: биологи и археологи. Опыт реализации этой программы показал, положительный эффект подобных комплексных исследований как в научном плане, так и по силе воспитательного потенциала. Юные биологи изучая естественные экосистемы настоящего смогли проникнуться с помощью знаний археологов в природное окружение людей прошлого и сделать выводы о том какая была природа в далекие времена, как использовали люди её дары, в каком направление шло изменение. Археологи же познакомились с природным окружением лагеря. Такая интегративная форма организации исследовательской деятельности обеспечила не только формирование научной среды, но и единого исследовательского коллектива взрослых и детей, обеспечившего каждому из них возможность для максимально эффективного самостоятельного научного продвижения на основе реализации интересов и склонностей.

В целом, в  распоряжении организаторов НОУ –  широкий спектр средств, позволяющих активно включать школьников разного возраста в исследовательскую работу в различных секциях НОУ. И наиболее эффективные среди них – разного рода экспедиции по родному краю, выездные летние и зимние школы (лагеря), среди которых «Летний эколого-гуманитарный лагерь» и научно-оздоровительные сборы «Курчатовец», где «можно так поставить дело, что педагогическое руководство будет для школьников незаметно, как бы растворится в живом общении, основанном на уважении и доверии к ним» (В. В. Краевский) [10, с.20]. В таких условиях учащиеся воспринимают педагогические цели ученого-руководителя как свои собственные и выступают полноценными субъектами педагогического общения и исследовательской деятельности.

В процессе приобщения ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности у него могут появиться трудности в силу сложившегося стереотипа учебной деятельности: «услышал (прочитал) – запомнил – воспроизвел». В исследовательской деятельности функции учебных знаний меняются от целевых к инструментальным. Усвоение новых знаний в этом случае определяется не как цель, а как средство преобразования познавательной активности старшеклассников в ее продукт – познавательную и личностную самостоятельность. Задача педагога (ученого) при организации совместной исследовательской деятельности с учащимся старшего школьного возраста – поддержка исследовательской инициативы и самостоятельности исследовательских действий у ребенка. Эффективное развитие исследовательской деятельности старшеклассников в условиях научного общества учащихся определяется педагогическим условием изменения смысла их деятельности от внешне заданного на личностно принятый, которое, в конечном счете, преобразует процесс овладения специальными исследовательскими знаниями и видами деятельности в процесс самореализации личности школьника.

 

 

Библиографический список

1.      Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2.      Гуськова, Е. Исследовательская практика – основа культуры природолюбия / Е. Гуськова, О. Вихорева // Народное образование. – 2006. – № 7. – С.139-141.

3.      Игнатьев, А.А. Динамика исследовательской деятельности и структурные механизмы коммуникации / А.А. Игнатьев // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник. – М., 1981. – С. 290- 327.

  1. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. – М.: Сентябрь, 2003. – 176 с.

5.      Майданов, А.С. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ / А.С. Майданов. – М.: Наука, 1983. – 208 с.

6.      Майзель, И.А. Научная деятельность как предмет исследования / И.А. Майзель // Проблемы методологии науки и научного творчества / Под ред. проф. В.А. Штофера и проф. А.М. Мостепаненко. – Л, 1977. – С. 3-24.

7.      Макаренко, В.П. О некоторых особенностях принятия решений в управлении наукой  / В.П. Макаренко // Наука и научное творчество. – Ростов н/Д, 1981. – С. 44-57.

8.      Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. – М.: Эгвес, 2002. – 320 с.

9.      Психология личности. Хрестоматия. В 2 т. Т. 2. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Издательский дом “БАХРАХ-М”, 2000. –  544 с.

10.  Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под. ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера ; НИИ общей педагогики АПН СССР. – М.: Педагогика, 1989. – 320 с.

  1. Тюмасева, З.И. Экологическое строительство детской души: учеб. пособие / З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд. – Челябинск, ЧГПИ, 1994. – 240 с.
  2. Тюмасева, З.И. Экологизация образования подрастающего поколения / З.И. Тюмасева // Экологическое образование: до школы – в школе – вне школы.– 2001. – № 4(9) . – С. 11-13.

 

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, Челябинская область, исследовательская деятельность старшеклассников, научное общество учащихся, научное творчество, научная коммуникация, научное сообщество, представление результатов, родной край, совместная исследовательская деятельность.


Похожие статьи

Задать вопрос