Организация ученического научно-исследовательского общества в колледже, направленная на взаимодействие обучающихся в рамках решения учебных задач по учебным дисциплинам | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (294) январь 2020 г.

Дата публикации: 22.01.2020

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Ишбердина, Д. Р. Организация ученического научно-исследовательского общества в колледже, направленная на взаимодействие обучающихся в рамках решения учебных задач по учебным дисциплинам / Д. Р. Ишбердина, И. Г. Ишбердин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 292-296. — URL: https://moluch.ru/archive/294/63514/ (дата обращения: 16.12.2024).



В Указе Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» отмечена важность обеспечения «условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей» [6]. Кроме того, план действий по модернизации общего образования предусматривает организацию конкурсов и иных мероприятий на разном уровне для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности [7]. Все это направлено на создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала страны [9].

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) общего образования провозгласили в качестве важнейшей задачи современной системы общего образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». По моему мнению, одним из способов достижения результатов, предполагаемых ФГОС, может быть вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность.

Научно-исследовательская деятельность — это образовательная технология, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которой реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). Это — одно из направлений, определяющих развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся [4]. Подобная деятельность может способствовать не только освоению обучающимися когнитивных и деятельностных компонентов метапредметного содержания образования [10], но и изучению смежных учебных предметов, а также поддержанию учебно-познавательной мотивации обучающихся. Данная деятельность тесно связана с формированием и развитием таких актуальных для XXI века качеств человека, как:

Ответственность и адаптивность — контроль личной ответственности и гибкости в личном, рабочем и общественном контексте; постановка и выполнение высоких стандартов и целей для себя и других; толерантность.

Коммуникативные умения — понимание собеседника, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного, мультимедийного и сетевого общения.

Креативность и любознательность — развитие, применение и обмен новыми идеями; открытость новым и разнообразным точкам зрения.

Критическое и системное мышление — развитие мышления, обуславливающего совершенствование обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.

Умение работать с информацией и медиа-средствами — находить, анализировать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в различных формах и на различных типах медиа-оборудования.

Межличностное взаимодействие и сотрудничество — умение работать в команде, быть лидером, выполнять различные роли и обязанности; продуктивная работа в коллективе; умение сопереживать; признание различных мнений.

Умение ставить и решать проблемы — способность формулировать, анализировать и решать проблемы.

Направленность на развитие — контроль своих потребностей понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.

Социальная ответственность — умение действовать в интересах большого сообщества, этично вести себя в личном, рабочем и общественном контекстах [2].

Задачи научно–исследовательской деятельности:

1) создать условия для организации деятельности обучающихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации деятельности и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;

2) создать условия для формирования у обучающихся навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

На мой взгляд, наиболее результативным для решения данных задач может стать взаимодействие обучающихся в рамках научного общества внутри образовательного учреждения.

Научное общество обучающихся — добровольное объединение студентов, которые стремятся к более глубокому познанию в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, совершенствованию умений и навыков учебно-исследовательской, опытно-экспериментальной работы, социального проектирования.

Главная задача научного общества обучающихся (НОО) — развить интеллектуальный потенциал студентов с учетом психофизиологических особенностей обучающихся, их склонностей, эрудиции и исследовательских способностей. Под исследовательской способностью понимается способность занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям: самостоятельно ставить проблему, формулировать цель и задачи исследования, выдвигать гипотезу, владеть методами и методиками исследования, находить новые способы и средства для получения результатов и их использования в дальнейшем познании (Л. А. Голубь, В. С. Лазарев, О. Н. Лукашевич, Н. Н. Ставринова). Анализ деятельности обучающихся в данной сфере показывает, что привлечение студентов к научно-исследовательской или научно-экспериментальной работе позволяет сформировать «исследовательские способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности» (А. В. Леонтович, А. С. Обухов).

Компоненты мотивационной составляющей участия в научном обществе обучающихся:

1) знакомство с формами и методами научно-исследовательской работы;

2) расширение кругозора;

3) продуктивная коммуникация;

4) активное использование мультимедийных информационных систем.

Цели изадачи научно-исследовательского общества обучающихся колледжа

Цель:сформировать у обучающихся понятие о научно — исследовательской деятельности как о единой системе во взаимосвязи ее элементов, обучить основам методов проектирования и исследования; сформировать интеллектуальную элиту студенческого общества.

Образовательная задача.

Сформировать у обучающихся исследовательскую компетентность:

1)самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2)проектировать путь достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3)уметь прогнозировать результат, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4)углублять и обобщать навыки работы с научной литературой, отбора, анализа, систематизации материала, выявления и формулирования проблемы, грамотного оформления научной работы, социального или технологического проекта, технических чертежей.

Развивающая задача.

Развитие творческого потенциала обучающихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей:

1) развивать познавательную активность, творческие способности, проектные умения в процессе учебной деятельности;

2) развивать интеллект и накапливать энциклопедические знания.

Воспитательная задача.

1) Научить самоконтролю, самооценке, принятию решений и осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

2)Научить организовывать совместную деятельность с преподавателем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать собственное мнение.

3)Познакомить с основами коммуникационной культуры.

Задача по сохранению здоровья.

1)Организация самоменеджмента.

2)Обеспечение техники безопасности при проведении занятий.

Структура научно-исследовательского общества обучающихся колледжа

Организация работы научно-исследовательского общества обучающихся колледжа

Научное общество обучающихся (НОО) включает в себя творческие группы обучающихся, объединенные в секции по различным областям деятельности: исследовательская работа, социальное проектирование, техническое творчество, повышение общего интеллектуального уровня.

Высшим органом НОО является общее собрание (конференция), которое проводится один раз в год для утверждения планов, выборов членов Совета НОО, принятия документов и решений по деятельности НОО.

В период между собраниями деятельностью НОО руководит Совет НОО, избираемый общим собранием сроком на один год. Совет выбирает из своего состава председателя Совета и секретаря. Совет избирается с целью координации и управления деятельностью НОО. Ученый совет подконтролен Научно-методическому совету колледжа.

Задачи Совета НОО:

− решение организационных вопросов;

− оказание помощи руководителям и консультантам в работе по избранному обучающимися направлению.

Председатель Советаосуществляет координацию действий секций, обладает правом решающего голоса, утверждает документы, принятые на заседании Совета.

Секретарь Совета отвечает за документационное сопровождение деятельности НОО.

Основные направления работы НОО:

  1. Научно-исследовательская деятельность обучающихся в соответствии с имеющимся у них интересом к определенной области знаний.
  2. Привитие обучающимся навыков работы с различными источниками информации, формирование культуры научного исследования.
  3. Составление плана исследований и разработка проектов.
  4. Проектирование различных аспектов социальной жизни.
  5. Организация индивидуальных консультаций в ходе научных исследований обучающихся.
  6. Рецензирование научных работ обучающихся при подготовке их к выступлениям, участию в конкурсах и конференциях.
  7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад, публичных выступлений и др.
  8. Организация выступлений с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами перед широкой аудиторией с целью популяризации своего направления работы.
  9. Редактирование и издание сборников работ обучающихся.

Участники научно-исследовательского общества обучающихся (НОО) колледжа

Членом НОО являются обучающиеся колледжа, изъявившие желание заниматься исследовательской работой.

Члены НОО могут получать консультации специалистов, пользоваться оборудованием учебных кабинетов, избирать и быть избранным в Совет НОО; получать отзыв о своей работе.

План работы НОО

Основным документом работы НОО является план деятельности на учебный год. Он обычно состоит из следующих пунктов и разделов: название секции; список членов секции; руководитель секции; цель создания секции и её основные задачи; главные направления секции; формы работы секции (теоретические, практические, творческие занятия); итоговая работа (доклады, зашита рефератов, конкурсы, олимпиады, конференции и др.)

План работы секции обсуждается на одном из первых занятий и утверждается на заседании Совета НОО. В каждой секции избираются органы управления. Это необходимо для того, чтобы занятия проходили с максимальным участием всех её членов.

В план можновключить следующие разделы: даты заседания Совета научного общества обучающихся; виды познавательно-коммуникативной работы с членами НОО; тематика научно-исследовательской работы; виды и результаты творческой деятельности, сроки выполнения работ:

Месяц

Тема

Цель

Ответственные лица

Результат

Сроки

Примерное планирование заседаний Совета научного общества обучающихся:

№ п/п

Содержание работы

Ответственный

Результат

Отметка о выполнении

В рамках работы секции «Научно-исследовательская деятельность» можно организовать:

− вебинары, встречи с представителями других учебных заведений, занимающихся научно-исследовательской деятельностью;

− социальное партнерство библиотеками, музеями, архивом;

В рамках работы секции «Техническое творчество» осуществляются следующие мероприятия: подготовка каждой секции к определенному виду НИР; конкурсы знатоков науки или конкурсы интеллектуалов; викторины, вечера вопросов и ответов и т. д. Такая деятельность в НОО и работа в секциях позволяет сделать участие каждого обучающегося значимыми, стимулирующими мотивацию большого количества ребят к привлечению к научно-исследовательской и научно-экспериментальной работе.

Обучающийся, получивший высокую оценку за результаты своей научной деятельности и выполнение конкретных работ награждается специальными дипломами, грамотами, призами и получает дополнительный балл по учебной дисциплине (предмету), с которой связана тема его научной работы [3].

Литература:

  1. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. — М.: Вербум-М, 2001. — 48 с.
  2. Егоров В. В. Организация и технология научного исследования / В. В. Егоров, Э. Г. Скибицкий. — Новосибирск: ОАО «Новосибирское книжное изд-во», 2006. — 426 с.
  3. Левит М. В. Как сделать хорошую школу?/ Практико-ориентированное пособие по проектированию и управлению школой. М.:Центр «Педагогический поиск», 2002.
  4. Новожилова М. М. Формирование культуры исследовательской деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения/Под науч.ред. С. Г. Воровщикова. М.:МПГУ,2009.
  5. Огвоздин В. Ю. Управление качеством: Основы теории и практики. Учеб. пособие / В. Ю. Огвоздин. — 4-е изд. испр. и доп. — М.: Изд-во «Дело и сервис», 2002. — 160 с.
  6. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы/ Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761.
  7. О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа/распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р.
  8. Положение о всероссийской олимпиаде школьников/ приказ Минобрнауки России от 2 декабря 2009 г., № 265.
  9. Развитие образования на 2011–2015 гг./Государственная программа РФ /распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011№ 163-р.
  10. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты среднего профессионального образования, 1 марта 2012 года.
Основные термины (генерируются автоматически): научное общество обучающихся, умение, задача, исследовательская деятельность, научно-исследовательская деятельность, научно-исследовательское общество обучающихся колледжа, обучающийся, общее образование, познавательная деятельность, исследовательская работа.


Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Организация и проведение профессиональных тренингов в процессе внутрифирменного обучения персонала

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников

Организация проектно-исследовательской деятельности с целью расширения образовательного пространства учащихся

Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки

Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Совершенствование научно-исследовательского потенциала обучающихся начальной школы

Взаимодействие педагогического и ученического коллективов с вузами и научно-исследовательскими институтами

Похожие статьи

Активизация познавательной деятельности учащихся основной школы на уроках русского языка через использование различных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Организация и проведение профессиональных тренингов в процессе внутрифирменного обучения персонала

Сотрудничество образовательного учреждения и профессиональной школы по формированию содержания политехнического образования школьников

Организация проектно-исследовательской деятельности с целью расширения образовательного пространства учащихся

Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки

Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза

Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов

Совершенствование научно-исследовательского потенциала обучающихся начальной школы

Взаимодействие педагогического и ученического коллективов с вузами и научно-исследовательскими институтами

Задать вопрос