Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Организация проектной деятельности через работу научного студенческого общества «Поиск»

Педагогика
13.12.2025
1
Поделиться
Аннотация
В статье автор рассказывает об организации научно-исследовательской и проектной деятельности студентов в Черногорском горно-строительном техникуме.
Библиографическое описание
Темерова, Т. В. Организация проектной деятельности через работу научного студенческого общества «Поиск» / Т. В. Темерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 640-642. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131423.


Изменения, происходящие в настоящее время в социально-экономической жизни нашей страны и всего мирового сообщества, требуют наличия не просто образованных специалистов, владеющих знаниями и технологиями в тех или иных областях, а людей с творческим отношением к делу, предприимчивостью, инициативностью, самостоятельностью, конкурентоспособностью, мобильностью. Сегодня возникает необходимость переработки больших потоков информации, а условием успешной карьеры становится, прежде всего, умение работника ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, проблемных ситуациях, справляться с внезапными трудностями, принимать нестандартные решения. Поэтому особенности развития современного образования требуют новых подходов к организации учебно-производственного процесса в учреждении СПО, новых качеств выпускника, который должен быть всесторонне развитым, способным самостоятельно решать многие вопросы, находить оптимальные варианты развития ситуаций, генерировать идеи и предлагать проекты. Всему этому способствует научно-исследовательская и проектная деятельность студентов, которая организована в рамках Научного студенческого общества «Поиск».

Основные направления работы общества:

— Участие студентов, имеющих повышенную мотивацию к обучению в предметных олимпиадах разного уровня организации;

— Включение в научно-исследовательскую и проектную деятельность способных студентов в соответствии с их научными интересами;

— Формирование культуры научного исследования;

— Стимулирование мотивации участия большого количества ребят в исследовательской, экспериментальной и проектной деятельности;

— Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе проектной и исследовательской деятельности студентов;

— Рецензирование работ студентов при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.

Исследовательская и проектная деятельность является одной из важнейших форм учебного процесса, к которой в той или иной степени привлечены все студенты техникума.

Работа в научном студенческом обществе даёт студентам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций: развивает творческие способности; вырабатывает исследовательские навыки; формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований; воспитывает целеустремленность и системность в учебной и производственной деятельности.

Научное студенческое общество — творческое добровольное объединение студентов, участвующих в научно-исследовательской деятельности, в работе по изучению материалов учебных дисциплин, профессиональных модулей, выходящих за рамки учебных планов и программ, а также преподавателей техникума, руководящих вышеуказанной деятельностью студентов.

В результате работы студенческого научного общества «Поиск» в техникуме активизировалась внеклассная работа, поддерживается высокое количество студентов, принимающих активное участие в республиканских, региональных, межрегиональных и всероссийских мероприятиях и, что немаловажно, отмечается увеличение призовых мест. Увеличилось число публикаций студенческих работ в сборниках научно-практических конференций.

В то же время ФГОС для полного общего (среднего) образования предусматривает выполнение учащимися индивидуального проекта, который «представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и выполняется самостоятельно или под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, в любой избранной области деятельности». Требование ФГОС освоить проектную и исследовательскую деятельность (в урочной и во внеурочной работе) как обязательное для всех обучающихся, закрепленное вдобавок специальной строкой в аттестате о полном среднем образовании, есть настоящая и глубокая новация. Самая, наверное, трудная для внедрения из всех нововведений ФГОС, поскольку ничего похожего в массовой педагогической практике раньше не было.

Это означает, что исследования и проекты выполняют все, в т. ч. немотивированные и откровенно «запущенные» студенты. Таким образом, каждый студент имеет свою тему, а преподаватели в обязательном порядке руководят проектами и исследованиями, даже если у них нет склонности к этому, иначе не обеспечить необходимое количество руководителей.

В то же время, студенты, принимающие активное участие в работе студенческого научного общества и имеющие знания, и практические умения в реализации исследовательской и проектной деятельности, могут помочь в организации этого вида деятельности среди других студентов.

В условиях сложившейся эпидемиологической обстановки, когда осенне-зимний период отдельные студенты пропускают занятия по болезни, умение организовать не только свою работу, но и стать наставником другого студента актуально.

Среди студентов техникума этот вид деятельности — наставничество студентов для студентов только развивается.

Но уже можно отметить, что проектно-исследовательская деятельность укрепляет деловые и дружеские контакты внутри группы и между студентами, создает атмосферу содружества.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению не каждый человек способен реализовать свои способности самостоятельно. Очень многое зависит от преподавателя. Ведь его задача — поддержать учащегося и развить его способности. Следует отметить, что через проектную деятельность осуществляется выявление студентов, имеющих повышенную мотивацию к обучению, развивается интерес к изучаемым предметам, привлекается большое количество студентов. Если обучающийся справляется с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать свою деятельность, владеть навыками самообразования, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, адаптироваться к меняющимся условиям, а в результате с большей долей вероятности будет реализован в современном обществе.

Литература:

  1. Колесникова И. А., Горчакова-Сибирская М. П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия», 2005.
  2. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. — М.,2004.
  3. Поташник М. М., Левит М. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся на основе ФГОС.// Завуч.-2016.-№ 1
  4. «Обучонок» Обучающий проект по исследовательской деятельности http://obuchonok.ru/
  5. Фонд Д. И. Менделеева http://www.bfnm.ru/
  6. Фонд В. Е. Вернадского http://www.vernadsky
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 640-642):
Часть 9 (стр. 581-651)
Расположение в файле:
стр. 581стр. 640-642стр. 651

Молодой учёный