Организация проектно-исследовательской деятельности студентов на уроках химии и во внеурочное время
Автор: Марчукова Оксана Юрьевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 16.03.2016
Статья просмотрена: 474 раза
Библиографическое описание:
Марчукова, О. Ю. Организация проектно-исследовательской деятельности студентов на уроках химии и во внеурочное время / О. Ю. Марчукова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10001/ (дата обращения: 16.11.2024).
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формирования у обучающегося универсального умения решать задачи самоопределения в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Преподаватель уже не является для студентов единственным источником информации. Но студенты зачастую не умеют превращать информацию в знания. Возникает новая проблема для образования: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию, усваивать ее в виде знаний. Как активизировать студента, мотивировать интерес к обучению? Именно исследовательский метод позволяет превратить студента в активного субъекта совместной деятельности. Исследовательская деятельность студентов — это совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных студентам фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Именно в процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция самосовершенствования. Исследовательская деятельность — самостоятельная деятельность, но преподаватель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.
Учебное исследование строится по принятым в науке традициям: постановка проблемы, изучение литературы по данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Научно-исследовательскую работу в техникуме я рассматриваю так: создание проблемных ситуаций на уроке, поиск решения, как теоретический, так и через эксперимент, анализ полученных результатов, наблюдений, затем — выводы и обобщения. Уроки-исследования, которые я провожу, показывают, как студенты сами накапливают факты, выдвигают гипотезы, ставят эксперименты, создают теории. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные студентами, как ответ на проблемный вопрос.
Неотъемлемой частью химии является выполнение лабораторного практикума, на который ложится основная нагрузка по освоению навыков исследовательской работы на уроках химии. Он является сочетанием экспериментальной задачи, расчётной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят дальнейшее развитие в разработке проектов в области химии, экологии. Система проектной работы может быть представлена двумя подходами: связь проекта с учебными темами (на занятии), использование проектной деятельности во внеурочное время. Наибольшие возможности для проведения системной исследовательской работы студентов предоставляет внеурочная деятельность на занятиях предметного кружка.
Индивидуальный проект — это форма организации деятельности обучающихся, выполняется студентами самостоятельно. Проекты различают по ведущему методу или виду деятельности (исследовательский, информационный, творческий, и т. д.). По предметно-содержательной области: монопроект и межпредметный проект. По количеству участников различают личностные, парные и групповые проекты. По продолжительности выполнения бывают краткосрочные проекты — несколько уроков, среднесрочные — один-два месяца и долгосрочные — до года.
Основные требования к образовательному проекту:
- Наличие проблемы, социально-значимой задачи.
- Проектирование. Планирование действий по разрешению проблемы.
- Поиск информации. Исследовательская работа учащихся.
- Продукт. Проектным продуктом могут быть: папка с письменным отчетом, т. е. портфолио, слайдовая презентация, стенгазеты, рекомендации, буклеты, публикации и др.
- Презентация. Представление продукта — выступление на конференции.
Как спланировать работу по подготовке исследовательского проекта? Я рассмотрю подготовку исследовательского проекта на тему: «Влияние газированных напитков на здоровье человека».
На подготовительном этапе студенты определили цель работы: выяснить состав газированных напитков и их влияние на человеческий организм. Участникам проекта выдаются письменные рекомендации. Студенты поставили перед собой задачи: изучение состава и свойств газированных напитков, установление наличия в них вредных веществ. Были выбраны объекты исследования газированные напитки «Coca-cola», «Sprite», «Pepsi», «Mirinda». Студенты выдвинули гипотезу: газированные напитки могут содержать различные искусственные добавки, которые могут отрицательно влиять на здоровье человека. На этапе планирования работы: распределили обязанности между участниками проекта, определили методы работы, источники информации. На этапе исследовательская деятельность студентами был проведён социологический опрос «Выяснение информированности о газированных напитках, анализ газированных напитков по этикетке и ряд лабораторных исследований представленных на слайде: Определение наличия красителей в газированных напитках, углекислого газа СО2, определение кислотности газированных напитков, влияние красителей входящих в состав газированных напитков на яичную скорлупу, влияние кислой среды газированных напитков на белки, на жиры, на ржавчину. Результаты исследований были сформулированы в выводах и подготовлен материал для публикации. Проведённая студентами работа показала, что исследуемые напитки содержат подсластители и большое количество углекислого газа, обладают повышенной кислотностью растворов, содержат искусственные красители и ароматизаторы; при выборе газированных напитков потребители ориентируются на органолептические свойства (вкус, аромат, цвет) и меньше всего на содержание этикетки. Студентами были разработаны практические рекомендации по употреблению газированных напитков, выпущены стенгазеты. Работа по данному проекту была представлена на научно-практической конференции.
Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Ведь учебный проект — это не только сбор информации, её обработка, но и выработка гипотезы, и теоретическое обоснование идей. Это и общественно значимая работа, в которой проявляется личность студента. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Проектная деятельность помогает подготовитьстудентов к взрослой жизни, развивает коммуникативные способности. Главным результатом проектной деятельности я считаю нравственный и культурный рост ребят.
Студент становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Метод проектов предоставляет преподавателю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения.
Литература:
- Беседина Л. Л. Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций // Химия в школе. — 2012. — № 7 — с. 21–25.
- Заграничная Н. А. О содержании химического образования в свете требований ФГОС // Химия в школе. — 2012. — № 10 — с.18–23.
- Мещерякова Л. М. Обучение учащихся методом познания. // Химия в школе. — 2012. — № 1 — с.54.
- Мягкоступова О. В., Назаренко В. М. Исследовательский практикум на основе обобщающего химического эксперимента экологической направленности // Химия в школе. — 2007. — № 5 — с. 55–62.
- Оржековский П. А, Титов Н. А. Чему учить и как учить? // Химия в школе. — 2013. — № 2 — с.13–17.