Организационно-методическое сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (111) апрель-1 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 173 раза

Библиографическое описание:

Бизяева, Н. В. Организационно-методическое сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности / Н. В. Бизяева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.6 (111.6). — С. 31-32. — URL: https://moluch.ru/archive/111/28166/ (дата обращения: 22.12.2024).



ФГОС предъявляет обществу новые требования к результатам реализации образовательных программ в школе: личностные, предметные и метапредметные. Перед каждым педагогом возникает вопрос, какими средствами возможно достичь результатов, описанных во ФГОС, а также подготовить к жизни ту личность, которая будет успешна и востребована в современном обществе.

Конечный результат освоения образовательной программы позволяет говорить о поисках технологий, основанных на моделировании и проектировании социального взаимодействия в микросоциуме и создания комфортных условий для учебно-воспитательного процесса, направленных на социализацию младших школьников как в урочное, так и во внеурочное время. Исходя из этого возникает необходимость введения в образовательный процесс образовательных учреждений методов и технологий на основе проектно-исследовательской деятельности обучающихся. В основе метода проектов лежит развитие когнитивных (познавательных) и творческих умений учащихся, а также умений самостоятельно конструировать свои знания, что опять же соответствует понятию «социализация». [1,c.15]

Прежде всего успешность социализации обучающегося зависит от той среды, которая его окружает.

Рис. 1. Среда ребёнка

Сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности должно учитывать все представленные на схеме 1 правила:

– подходить к организации этой деятельности творчески;

– не сдерживать инициативу обучающихся;

– поощрять самостоятельность;

– не выполнять работу за обучающегося, направлять его;

– не выполнять работу за обучающегося, направлять его;

– не спешить с оценочными суждениями;

– при оценивании больше хвалить ребенка;

– не забывать о воспитании;

– формировать УУД.

Учитывая данные правила, в первую очередь возникает вопрос о выборе формы организации проектно-исследовательской деятельности. Существуют следующие формы организации проектно-исследовательской деятельности с обучающимися, группой обучающихся: (индивидуальные, коллективные, массовые), формы работы с родителями (консультации, беседы, сопровождение, поддержка) и др.

Также успешной социализации личности учащихся начальной школы способствуют правильно подобранные формы учебной работы (различные виды самостоятельной работы и др.) так и внеурочной (кружковая работа, участие в детских творческих объединениях, концертах, драматизациях). Индивидуальные формы создают психологически комфортные условия для обучающегося, предоставляют свободу выбора деятельности, определению своей роли, своего поручения, активизируют потенциал школьника на осмыслении своих действий, своего способа действия.

Успех выбранной формы работы во многом зависит от того содержания, каким она наполнена. Содержательный компонент позволяет решить задачи социализации: формирование базовых ценностей, составляющих содержание нравственной культуры, раскрытие индивидуальных возможностей младших школьников, формирование мотивационной основы социального поведения и творческой активности, формирование умений наблюдать, видеть проблемы и самостоятельно принимать решения в организации своей жизни.

Известно, что успех деятельности во многом зависит от четкой организации. Под руководством педагога разрабатывается план-график проекта или исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее дальнейшего выполнения. Необходимо всегда планировать риски в работе. В процессе работы у обучающихся возникают трудности: выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; выдвижение гипотезы; правильный выбор методов исследования; проведение эксперимента; отбор и структурирование материала; соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Управление проектно-исследовательской деятельностью осуществляется на всех этапах работы, но наиболее значительно оно, как уже было отмечено, на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном). Одним из важных этапов работы является разработка индивидуальных планов исследований. При этом необходимо учитывать возрастные особенности обучающегося, его способности, степень подготовленности, интерес и склонность к определенной теме исследования.

Проектно-исследовательская деятельность предполагает расширение поля ребенка, т. е. работа с источниками литературой по теме исследования, которая способствует формированию библиотечно-поисковых навыков, таких как работа с энциклопедиями, книжными изданиями, газетами, журналами, специализированными словарями, справочниками, Интернет сайтами. Самая сложная и ответственная часть работы при этом, — изучение материалов, систематизация результатов исследования, составление таблиц, схем и графиков. Именно по ней судят о степени самостоятельности, оригинальности и новизны темы работы.

Последнее время наиболее популярными становятся сетевые проекты. При запуске таких проектов педагог разрабатывает каждый этап проектно — исследовательской работы. Обычно совместная работа в сетевых проектах выстраивается для групповой работы. Участникам сетевого проекта необходимо объединиться в группы и выбрать командира. Участники группы обычно ребята из разных уголков России. Уже на первом этапе объединения в группы можно говорить о социально зрелой личности младшего школьника. Умение договориться и прислушаться к товарищу, сплоченно работать в команде на получение конечного результата. Конечный результат во многом зависит от того смогут ли участники группы самостоятельно решать различные проблемы, рассматривать их с различных позиций, размышлять и аргументировать свои высказывания и делать выводы. Регулярная практическая деятельность совместной деятельности формирует не только самостоятельность и ответственность за собственную работу, но и работу всей группы. В таких условиях обучающиеся выполняют различные социальные роли (лидера, организатора совместной деятельности, генератора идей и т. д.)

Таким образом, организационно — методическое сопровождение социализации младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности является одним из условий реализации ФГОС.

Литература:

  1. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. — М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): проектно-исследовательская деятельность, работа, конечный результат, обучающийся, совместная деятельность, участник группы, школьник средствами, этап работы.


Похожие статьи

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Похожие статьи

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Социально-педагогическое сопровождение процесса социальной адаптации воспитанников детского дома к жизни

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Задать вопрос