Роль социального проектирования в становлении личности учащихся
Автор: Галицкая Лариса Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, апрель 2013)
Статья просмотрена: 2025 раз
Библиографическое описание:
Галицкая, Л. В. Роль социального проектирования в становлении личности учащихся / Л. В. Галицкая. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 82-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3221/ (дата обращения: 15.11.2024).
Основная задача деятельности педагогического коллектива образовательного учреждения — формирование гармонически развитой, социально активной личности, способной к самоорганизации, умению отстаивать свои права. Средством, способствующим решению этой задачи можно считать участие в социально значимой общественной деятельности, создании общественных объединений и т. п. Почему именно социальное проектирование? Это объясняется рядом причин:
Во-первых, в подростковом и раннем юношеском возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и, прежде всего, мышления. Возникает полноценное теоретическое мышление, совершенствуется мышление практическое (предприимчивость, экономность, расчетливость, умение оперативно решать поставленные задачи), приобретаются умения и навыки, от которых зависит профессиональная деятельность учащегося в будущем.
Во-вторых, современному обществу необходима новая личность, неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая. Для того, чтобы такая личность воспитывалась, следует создавать условия, необходимые для ее развития. Наряду с этим, необходимо помнить о том, что вне реального коллектива полноценная личность сформироваться не может.
В-третьих, воспитание во многом означает изменение социальных установок человека: знаний, эмоций и действий. Педагогическое воздействие на социальную установку ребенка включает четыре стадии: привлечение внимания ребенка к тому или иному вопросу, возбуждение его интереса, предъявление новой информации и убеждение (указание на желательные в связи с этим действия в связи с объектом установки).
Известно, что организация проектной деятельности учащихся имеет не только образовательный и развивающий потенциал, что участие в проекте можно эффективно использовать в целях воспитания самосознания обучающихся, поэтому, знакомившись с основными характеристиками работы над социальным проектом, выделили следующие моменты:
Социальное проектирование — форма психолого-педагогической адаптации «компьютерного» обучающегося к существованию в социуме.
Социальное проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью.
В проекте обязательна работа не одного, а целой команды.
Участие в проекте способствует социализации и социальному творчеству детей и юношества, включает в коллективно-полезное дело, развивает позитивное отношение к начатому делу.
Роль педагога становится координирующей (консультант — советник).
Ученический и педагогический коллектив нашей школы участвует в проектной деятельности с 2003 года. Создаются локальные проекты группы для работы над каким-либо проектом. Однако с каждым новым проектом составы групп меняются. Участие каждой из групп является однократным, но тематика проектов носит общешкольную гражданско-патриотическую направленность «Растим гражданина — воспитываем патриота». Было проведено обучение классных руководителей основам социального проектирования.
В 2003 году в школе разработана опытно-экспериментальная программа «Социально-педагогический компонент как условие реализации компетентностного подхода в образовательной школе». Была сформирована группа из числа классных руководителей по созданию проектов, обеспечивающих взаимосвязи и взаимодействия субъектов воспитательного процесса, усилению социального компонента в инновационной деятельности школы. В 2006 году эта группа приняла участие в работе IV Всероссийской конференции «Развитие личности в образовательном пространстве: становление учителя, становление педагогического мастерства в процессе профессиональной деятельности». Классным руководителям вручены грамоты.
В школе продолжается целенаправленная работа по внедрению активных воспитательных технологий в воспитательную практику класса, группы. В 2009 году прошел городской семинар заместителей директоров по воспитательной работе по теме: «Проектная деятельность классного руководителя как системообразующий компонент воспитательной системы класса». Для формирования четкого представления о видах проектной деятельности у учащихся, им предлагается определять направленность своих проектов:
Информационная — анализ и обобщение информации и предоставление для широкой аудитории.
Исследовательская — решение исследовательской задачи, с наличием основных этапов.
Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих приемов.
Результатом работы классных коллективов в проекте можно считать:
Формирование сильного актива класса.
Качественное изменение личностных характеристик лидеров класса.
Положительная динамика изменения общей психологической атмосферы, улучшение взаимоотношений, четкая организация повседневной жизни.
Происходит смена внутренней позиции учащихся.
Заметно формирование основных нравственных качеств, в регуляции поведения действуют определенные социальные нормы.
Мониторинг использования классными руководителями проектного подхода показывает, что 29 из31 (90 %) работают по инновационной технологии в 2011–2012 учебном году.
Литература:
Мудрик, А. В. Что такое социализация? /А. В. Мудрик //Классный руководитель.- 2009.-№ 8.-С.29–34
Созонов, В. П. Становление личности в единстве процессов социализации, воспитания и самовоспитания /В. П. Созонов //Классный руководитель.-2009.-№ 8.-С.35–46
Паршина, М. Методика для изучения степени социализации личности учащегося /М. Паршина //Школьное планирование.-2008.-№ 6.-С.88–90