Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маркова, Р. И. Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников / Р. И. Маркова, Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 14 (148). — С. 634-636. — URL: https://moluch.ru/archive/148/41834/ (дата обращения: 21.11.2024).



Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

А. П. Чехов

С 1 сентября 2011 года учащиеся первых классов всех образовательных учреждений России начали обучаться по новому образовательному стандарту (Федеральный государственный стандарт начального общего образования — ФГОС НОО). Это значит, что первоклассники учатся не только читать и писать, считать и решать, но и слушать, понимать, объяснять и сотрудничать.

Поэтому целью своей работы в этом направлении — формирование функционально грамотной творческой личности, т. е. человека, который обладает большим потенциалом к саморазвитию, способен и умеет учиться и самостоятельно добывать знания, принимать решения и нести за них ответственность, толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он. Умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других, эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей.

Одним из видов творческой деятельности является проектно-исследовательская деятельность.

Дети — прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Поэтому нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования. А предложить его может учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «самостоятельно» добытые учениками знания усвоятся надежнее и прочнее. А можно предоставить детям возможность самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательский энтузиазм в нужное русло. Поэтому учителю предстоит организовать исследовательскую работу. В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы.

Каковы же понятия слов «проект» и «исследование»? В чем их различие?

Слово «проект» — иноязычное, происходит оно от латинского projectus. Прямое значение этого слова — «брошенный вперед». Понятие слова «исследование» в обыденном употреблении — процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Главная цель исследовательского обучения — стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, а также формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

− обучение проведению учебных исследований младших школьников;

− развитие творческой исследовательской активности детей;

− стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

− ознакомление с научной картиной мира;

− вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Этапы исследовательской и проектной деятельности:

− «Тренировочные занятия».

− Выбор темы. Выбирая тему для исследования надо учитывать следующее:

− тема должна быть интересна ребенку и увлекать его;

− тема должна быть выполнима, соответствовать возрастным особенностям

детей и принести реальную пользу участникам исследования;

− тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности;

− тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

− Составление плана исследования. В ходе коллективного обсуждения дети называют основные методы: «подумать самостоятельно», «прочитать в книге», «понаблюдать», «спросить у другого человека», «получить информацию у компьютера», «провести эксперимент». Каждый ответ ребенка должен быть обязательно отмечен, поощрен.

− Сбор материала.

− Наблюдение и эксперимент.

− «Узнать из книг».

− Обобщение полученных данных. Собранные сведения надо проанализировать и обобщить. На первых занятиях необходимо помогать детям обобщать данные.

− Доклад. Как только информация обобщена, дети делают сообщения по выбранным темам. Длится первый доклад обычно недолго, но с приобретением исследовательского опыта собирается все больше информации, появляется больше деталей. После выступления надо обязательно устроить обсуждение.

Для того чтобы действовать эффективно, учителю надо помнить правила:

− всегда подходить к проведению этой работы творчески;

− учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций;

− не сдерживать инициативу детей;

− не делать за них то, что они могут научиться делать самостоятельно;

− не спешить с вынесением оценочных суждений;

− помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний;

− ориентировать детей на собственные эксперименты и наблюдения;

− учить детей прослеживать связи между различными предметами;

− помогать детям формировать навыки самостоятельного решения проблем решения;

− учить детей анализу, синтезу, классификации информации.

Начинать такую работу целесообразно с первого класса. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности детей на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя. Для решения задач используются: в урочной деятельности:

− коллективный учебный диалог, игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности — игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Особенностью исследовательской и проектной деятельности в начальной школе является то, что ею могут заниматься как сильные, так и слабые учащиеся, т. к. исследования носят несложный, простой характер.

Качество обучения младших школьников в существенной степени зависит от того, насколько разнообразно может быть обеспечено управление самостоятельной работой детей, а исследовательская деятельность может выступать одним из самых эффективных ее инструментов.

Литература:

  1. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. — Самара: Издательство «Учебная литература»; Издательский дом «Федоров», 2011–224 с.
  2. Савенков А. И. Психологические основы исследовательного подхода к обучению., М., 2006 г.
  3. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования: текст с изменением и дополнением на 2011 г. Министерство образования и науки Российской Федерации — Москва: Просвещение, 2011 г.
  4. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников — Волгоград: Учитель, 2011. – 142 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность.


Похожие статьи

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Организация домашней учебной работы младших школьников

Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на факультативных занятиях

Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам

Похожие статьи

Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников

Организация домашней учебной работы младших школьников

Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на факультативных занятиях

Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности

Организация познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста

Организация проектной деятельности учащихся СПО по экономическим дисциплинам

Задать вопрос