Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 24 августа, печатный экземпляр отправим 28 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 15.08.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Борисова, Т. Ф. Система организации исследовательской и проектной деятельности как инструмент развития познавательной и творческой активности учащихся начальных классов / Т. Ф. Борисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — URL: https://moluch.ru/archive/532/117079/ (дата обращения: 16.08.2024).

Препринт статьи



Ни для кого не секрет, что, работая над индивидуальными проектами в 9–10 классах, учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями: не умением правильно поставить цель, сформулировать задачи, выстроить четкий ход своей работы, которая в итоге носит реферативный характер. Будущие выпускники боятся выбирать исследовательские проекты, останавливаясь в основном на информационных. У учащихся нет системных навыков исследовательской и проектной деятельности.

Именно поэтому, формирование данных умений, необходимо начинать с начальной школы, так как именно в этот период закладываются многие качества личности, от которых зависит значимость и успешность ребенка в жизни.

По мнению Л. В. Занкова: «Каждое задание должно побуждать к мыслительным действиям, побуждать наблюдать, сравнивать, выяснять закономерности, делать выводы; включать самостоятельность и творчество, позволяющие проводить коллективное и индивидуальное исследование» [4]

Как помочь маленькому исследователю или проектировщику овладеть всеми навыками, необходимыми для исследования или создания проекта?

Вот несколько практических приемов, которые можно использовать при обучении детей.

1. Определение цели и задач исследования, проекта

Любая работа предполагает формулирование целей и задач.

Чтобы определить цель проекта, предлагаем детям ответить на два вопроса:

1. Какой результат предполагается получить?

2. Каким видится этот результат ещё до его получения?

Очень удобно на данном этапе использовать таблицу.

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Как нам найти ответы на свои вопросы?

2. Формулирование гипотезы исследования, проекта.

Выдвижение гипотезы — это один из самых сложных этапов для детей начальной школы.

Существует простая формула, которая поможет ребенку самостоятельно или с помощью взрослого выдвинуть гипотезу. Предлагаем ученикам вставить в предложение нужные слова, фразы.

«Мы предположили, что если…, то…»

3. Выбор методов исследования

Методы исследования — это инструменты для добывания фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной цели.

Дети должны знать различные методы исследования и проектирования и понимать, какой метод лучше использовать для решения конкретной задачи: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, моделирование и т. п. Такое понимание достигается путем решения различных учебных и творческих познавательных задач, использование технологии решения исследовательских задач, выполнение краткосрочных групповых мини-проектов и исследований с обязательным анализом выполненной работы и рефлексией.

4. Планирование деятельности

Даже для того, чтобы учащиеся смогли эффективно спланировать свою работу, они должны знать, как это сделать, на что обратить внимание. С учащимися начальных классов заранее стоит обсудить некоторые вопросы:

— Какие способы поиска и сбора информации вы знаете?

— Где можно найти необходимую информацию?

— Кто или что может в этом помочь?

— Чем будет заниматься каждый член группы?

— Какие работы могут выполняться параллельно? — Какие исследования требуют больше (меньше) времени?

— Чем необходимо заняться в первую очередь?

— Как будет проводиться работа?

— В какие сроки?

Постепенно участники исследовательской или проектной деятельности сами научаться учитывать эти моменты при планировании работы.

На данном этапе учащимся можно предложить для работы «Индивидуальный лист планирования и продвижения по заданию».

Этап работы

1

2

3….

Мои действия

Инструменты,

источники информации

Отметка о выполнении

+

+

5. Распределение ролей при групповой работе:

На первых порах учитель напоминает (или знакомит детей) о возможных ролях, их функциях: старший команды, хранитель времени, эксперты, секретарь, оформитель и т. п. Помогает детям выбрать роли.

Очень важно, чтобы при выполнении различных исследований и проектов ребенок попробовал себя в разных ролях.

6. Презентация результатов исследовательской или проектной работы

На этапе презентации учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают методы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрируют приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, трудностях, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом.

Основные требования к презентации: выбранная форма должна соответствовать целям исследования, проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится.

Обязательной на данном этапе является самооценка деятельности и полученного результата, которая может проводиться с опорой на «Индивидуальный лист планирования и продвижения по заданию». Возможно организовать голосование за лучший проект, награждение победителей. Здесь можно использовать разные варианты.

С самого первого класса, каждый педагог стремится пробудить в своих учениках стремление к самостоятельному познанию мира. Учит детей шаг за шагом открывать что-то новое, неизвестное. Старается научить не только смотреть, но и видеть. Не только слушать, но и слышать. И каждую секунду своей жизни использовать для открытий.

Литература:

  1. Поташник М. М. Управление развитием школы — М.: Знание, 1987 г.
  2. Лазарев В. С. «Проектная и псевдопроектная деятельность в школе» в -«Народное образование», 2014 г., № 8
  3. Лазарев, Т. В. Образовательные технологии новых стандартов. Ч. 3: Социальное проектирование в школе: воспитание личности, полноценная внеурочная деятельность, формирование ключевых компетентностей: настольная книга современного педагога / Т. В. Лазарев. — Петрозаводск: 2012. — 153 с.
  4. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков; вступ. ст. Ш. А. Амонашвили. — Москва: Новая школа, 1996 г.


Задать вопрос