Ученые считают, что каждый ребенок в чем-то гениален. Просто, необходимо найти это особенное и развивать его в нужном направлении. Психологи говорят: «Развивать творчество в детях следует как можно раньше». Поэтому, нужна целенаправленная кропотливая работа по развитию творческого мышления учеников, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Особое внимание в периоде детства занимает средний школьный возраст.
В латыни слово «projechus» означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В педагогике слово «проект» обозначает особую творческую деятельность или ситуацию, когда ученик продумывает и старается воплотить свою идею в жизнь, отказываясь от личного и предлагая одноклассникам совместно найти решение поставленной проблемы.
В этой ситуации педагогу необходимо перевоплотиться из лектора в координатора: познакомить школьников, где и как правильно подбирать нужную информацию, объяснить, как имеющиеся знания и навыки использовать в окружающей действительности. Одним из главных моментов метода исследований и проектов — в конце работы обязательно должен получиться какой-то продукт.
Познавательная деятельность наполняет учащихся знаниями, умениями и навыками. У детей формируется, развивается и укрепляется интерес к данному виду работы. Школьники учатся систематизировать найденную информацию, выделять главное, делать обобщения. Все это ведет к развитию творческого потенциала. Среди сверстников значительно выше становится авторитет детей, которые любят работать творчески, фантазировать, мечтать, воплощать свои идеи в жизнь. Занимаясь проектной деятельностью, каждый ребенок становится в позицию активного участника, что делает возможным ему анализировать свои творческие замыслы, формировать информационный инструментарий, учиться работать в группе.
Принимая участие в проектно-исследовательской работе, учащиеся 5–6-х классов раскрывают себя как личность в новом качестве. У ребят повышается уровень самооценки, проявляются положительные эмоции, когда они видят результат и значение своей работы, связанной с процессом обучения. Многолетняя практика показала, что у детей, научившихся в начальной школе создавать проектные и исследовательские работы, период адаптации в 5-х классах проходит менее болезненно, потому что могут работать самостоятельно, уверенно, осуществлять поиск необходимой информации. Эти дети легче переживают и преодолевают психологические трудности в обучении.
Уроки математики и изобразительного искусства в 5-х классах широко позволяют использовать проектно-исследовательские технологии. Тематика может быть разнообразной.
На уроках изобразительного искусства могут быть выполнены проекты:
«Придумайте герб своего класса». Данный проект очень объединяет учащихся, сплачивает классный коллектив, учит работать сообща.
«Создадим фантастический зоопарк». Ребята придумывают несуществующих животных, рисуют или делают их в технике «Аппликация», приклеивают на ватман и оформляют лист в виде зоопарка.
«Убранство русской избы». Класс делится на шесть групп и ребята из цветной бумаги выполняют макеты крестьянского жилища. «В математике есть тоже своя красота, как в живописи и поэзии. Эта красота проявляется иногда в отчетливых, ярко очертанных идеях, где на виду всякая деталь умозаключения, а иногда поражает она нас в широких замыслах, скрывающих в себе кое-что недосказанное, но многообещающее». (Н. Е. Жуковский)
В известной картине Рафаэля «Афинская школа» мы видим группу знаменитых, великих математиков, собранных в одной яркой сцене. Тут можно увидеть всех — от Пифагора до Евклида. А на картине Якопо де Барбари изображен Лука Пачоли — знаменитый математик эпохи Возрождения.
Во многие времена огромный интерес, как у художников, так и у математиков вызывает Золотое сечение. Оно используется в искусстве и архитектуре с древнейших времен. Можно приводить бесконечно много примеров взаимопроникновения математики и искусства. И чем больше этим занимаешься, тем увлекательнее работа.
Дети считают математику далекой от искусства, не хотят замечать их связи, считают скучной. Чтобы установить взаимосвязь математики с изобразительным искусством, ее влияние на развитие творческих способностей учащихся, можно предложить детям темы следующих проектно- исследовательских работ:
«Шедевры Русского музея глазами математики»;
«Симметрия вокруг нас»;
«Математика в живописи»;
«Связь математики и изобразительного искусства при построении натюрморта»;
«Математические этюды»;
«Орнаменты и узоры».
Проектно-исследовательская деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Самый важный ее результат — формирование у ребенка умения вести себя в условиях, когда необходимо в короткий, ограниченный промежуток времени сделать много дел разного характера, большинство из которых встретились впервые. И важно не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, быстро решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребенок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний — он учится учиться.
Литература:
- Земсков Ю. П. Основы проектной деятельности: учебное пособие / Ю. П. Земсков, Е. В. Асмолова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2020. — 184 с.
- Уразаева Л. Ю. Проектная деятельность в образовательном процессе [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Ю. Уразаева. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 77 с.
- Управление проектами с использованием Microsoft Project: учебное пособие / Т. С. Васючкова, М. А. Держо, Н. А. Иванчева, Т. П. Пухначева. — 3-е изд. — М., Саратов: Интернет-Университет Информационных Технологий (ИНТУИТ), Ай Пи Ар Медиа, 2020. — 147 c.