Социально-экономические преобразования в России и мире, характеризующиеся стремительным изменением всех сторон жизнедеятельности человека, определили необходимость повышения качества школьного образования, которое должно формировать у учащихся потребность и готовность к творческому решению возникающих проблем на основе непрерывного образования. Современный молодой человек, находящийся в ситуации постоянных изменений и возникающих в связи с этим задач, занимает исследовательскую позицию. В этих условиях актуальным становится формирование исследовательской компетентности обучающихся. Особую значимость в структуре среднего (полного) общего образования в соответствии с ФГОС имеет блок естественнонаучных дисциплин, реализация потенциала которых способствует формированию у обучающихся не только представлений о целостности естественнонаучной картины мира, но и представлений о взаимосвязи и взаимодействии человека и природы в единой целостной системе. Содержание естественнонаучных дисциплин, формирующее понятийный аппарат, а также теоретические знания о мега-, макро- и микромирах, дополняется освоением методов проведения опытов и наблюдений, работой с источниками информации в ходе проведения обучающимся собственных учебно-исследовательских работ.
Обоснованность и достоверность выводов базируется на использовании диагностического инструментария, включающего критерии, одноименные с компонентами исследовательских компетенций (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно- оценочный), содержательно раскрывающиеся через показатели и уровни их проявления. Все составляющие диагностического инструментария удовлетворяют требованиям объективности, валидности, научности, надежности и совместно позволяют решить отдельные задачи диагностики при оценке уровня сформированности компонентов исследовательских компетенций. Педагогические условия, реализация которых направлена на научное и достоверное обоснование их результативности относятся к отдельным компонентам структурно-содержательной модели процесса формирования исследовательских компетенций, и определяют изменения в содержании образования, процессуально-технологическом компоненте, а также взаимодействии между субъектами образовательного процесса в рамках «школа- вуз». Обогащение содержания образования создало базис для реализации других педагогических условий, посредством разработки разноуровневых заданий и тематики исследовательских и проектных работ, использование которых способствует повышению уровня сформированности исследовательских компетенций.
Деятельность по формированию исследовательской компетенции учащихся является трудоемким и целенаправленный процессом. В нем должны быть сосредоточены усилия самих учащихся, учителей, администрации школы, родителей.
Таким образом, на основе изученных точек зрения по исследуемому вопросу, мы рассматриваем исследовательскую компетенцию как способность средствами изучаемого предмета осуществлять исследовательскую деятельность, реализуемую через исследовательское поведение на основе знаний, навыков и умений, в соответствии с различными исследовательскими задачами и ситуациями в рамках той или иной области науки.
Активные методы обучения, используемые в учебной и внеучебной деятельности (лекция-дискуссия, дискуссия, диалог, деловая игра, проблемное обучение, проектное обучение и др.) выступали как источники стимулирования внутренней активности в процессе решения учебных задач, в также в исследовательскую и проектную деятельность.
В современной постановке задач, направленных на новую цель — формирование компетенций — требует и изменения вся методика и система преподавания. Форма организации учебного процесса, методы обучения, содержание изучаемого предмета, все это изменяется для достижения формирования компетенций учащихся.
Исследовательская деятельность влияет не только на общее образование учащегося, но и на формирование у него личностных качеств и особенностей.
В процессе формирования исследовательских компетенций ожидается ряд результатов. Можно предположить, что результатом деятельностного подхода учащиеся будут обладать такими качествами личности, как:
1) умение самостоятельно приобретать новые знания, эффективное применение их на практике;
2) критическое и творческое мышление, способность находить рациональные пути преодоления трудностей, формирование новых идей;
3) грамотная работа с информацией: умение собирать необходимые факты, их анализ, навык выдвижения гипотезы решения проблемы, установка закономерности, формулирование аргументированных выводов, нахождение решения;
4) коммуникабельность, способность контактировать в различных социальных группах;
5) самостоятельная работа над развитием собственной нравственности, интеллекта и культуры.
В рамках реализации педагогического условия развития исследовательской компетентности обучающихся в классах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин, показаны возможности сетевого взаимодействия школы, СВФУ и научных организаций в создании образовательной среды, способствующей формированию исследовательских компетенций обучающихся. Также взаимодействие, расширяющее образовательное пространство школы, позволяющие использовать интеллектуальные ресурсы взаимодействующих сторон, их материально- техническую и лабораторную базу, многообразие направлений взаимодействия позволили выстроить целостную систему, охватывающую процесс формирования исследовательской компетентности от целеполагания и его обеспечению и оценке через непосредственную совместную деятельность заинтересованных сторон.
Литература:
- Соловьева, Н. М. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в классах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин в условиях взаимодействия «школа-вуз» (с учетом региональной специфики) / Н. М. Соловьева. — Текст: электронный // disserCat — электронная библиотека диссертаций: [сайт]. — URL: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-issledovatelskoi-kompetentnosti-obuchayushchikhsya-v-klassakh-s-uglublennym-izu (дата обращения: 03.02.2021).
- Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития