Поликультурность образования посредством образовательных программ
Автор: Крайнова Екатерина Евгеньевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 10.02.2015
Статья просмотрена: 1590 раз
Библиографическое описание:
Крайнова, Е. Е. Поликультурность образования посредством образовательных программ / Е. Е. Крайнова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7286/ (дата обращения: 21.11.2024).
Поликультурность образования — это интеграция человека в культуру, бесконфликтная идентификация личности в многокультурном обществе.
Ключевые слова: образование, поликультурность.
Как известно, особенности той или иной культуры отличаются содержанием, при этом каждой присущи свои преимущества и недостатки, а значимость культуры определяется строго индивидуально. В основе данного принципа — гуманистическая идея о том, что не может существовать лучшей или худшей культуры. Понятие «поликультурности» полагает, что содержание образования должно отражать определенные элементы разных этнических культур. При этом основополагающими должны быть положения о том, что этнические культуры — это достояние всех людей, проживающих в данной стране, и что общенациональная культура есть продукт исторического процесса взаимообогащения и взаимопроникновения этнических культур. Вполне очевиден тот факт, что поликультурное образование поможет предотвратить конфликты, имеющие культурную подоплеку.
Важнейшими факторами, которые актуализировали научные поиски в области поликультурного образования, выступают следующие:
- расширение связей между государствами;
- усиление процессов глобализации, интернационализации;
- процесс полилога и взаимовлияния мировых и локальных культур;
- усиление интегративных процессов в науке.
Образовательную европейскую программу «Германской службы академических обменов» («DAAD») поддержки молодым учёным можно рассматривать как новый тип программы, построенной на таких методологических основаниях, которые включают новое понимание человека в его бытии и социальных связях, в диалоге культур и межкультурной коммуникации и позволяют достичь ценностных установок, предполагающих порой альтернативные точки зрения.
Благодаря участию в разнообразных образовательных программах происходит формирование следующих компонентов:
- развитие аналитического и критического мышления, рефлексивных способностей специалиста;
- расширение профессионального горизонта посредством диалога педагогических культур;
- становление поликультурной образованности;
- обогащение педагогическим инструментарием и технологиями обучения.
Обоснованием поликультурного образования является теория Л. С. Выготского (1982) о развитии поведения и психики, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. По мнению Льва Семёновича Выготского, опосредованность заключается в присвоении (освоении) культурно-исторического опыта и что всякая функция в культурном развитии человека, все психологические процессы формируются, появляются дважды, на двух отдельных уровнях: сначала на социальном, потом индивидуальном, психологическом.
Е. И. Пассов предлагает широкое, системное представление культуры в образовании. Личностная значимость иноязычной культуры и её воздействие на учащегося в практическом, познавательном, развивающем и воспитательных планах. По Е. И. Пассову, основной задачей модели культуры является не столько понимание другой культуры, сколько духовное совершенствование учащихся на базе новой культуры в ее диалоге с родной [2, с.208–209]. Лингвострановедческий аспект содержит в себе образовательную и развивающую роли. Культура одной страны познается через сравнение со знаниями и понятиями о своей стране. В современных условиях научно-технического прогресса происходит быстрый темп развития общества, который затрагивает многие его стороны: экономику, культуру, образование, медицину.
Благодаря европейским образовательным программам, таким как «DAAD», «Песталоцци», появляется возможность обогатить свои представления об особенностях жизни, культуры и образования в таких странах Европы как Германия, Австрия, Дания и многие другие.
Европейское сотрудничество способствует процессу продвижения демократии, защиты права человека и принципов правового государства в Европе. Здесь образование играет центральную роль в поддержке основных ценностей, а также в предупреждении нарушений прав человека. На сегодняшний день приоритетными темами для обсуждения в сфере образования являются:
- гражданское образование и образование в сфере прав человека;
- обучение учителей;
- изучение истории;
- языковая политика;
- высшее образование и наука.
Важно, чтобы люди приобрели знания, умения и ценностные ориентации, которые помогут им лучше проявить себя в обществе на местном, государственном или международном уровне. Степень и качество образования покажет, как получить информацию о своих правах, определит их ответственность, обязательства и поможет понять, что у каждого есть возможность что-то изменить. Гражданское образование и образование в сфере прав человека охватывает все уровни образования и учебные формы, от детского сада до университета, от профессиональной школы до рабочего места.
Одной из ведущих программ в поликультурном образовании является программа обучения учителей «Песталоцци». Данная программа была разработана в 1969 году. Ведущей целью ставится — наглядное представление работы Совета Европы в области образования, обмен идеями, информацией и учебными материалами, установка контактов, при которых происходит расширение кругозора и обогащение профессиональными знаниями [4].
Языковую политику в Совете Европы проводит в жизнь Европейский центр современных языков, в ходе которого Советом Европы был разработан европейский рамочный документ по изучению языков, который служит единой основой для составления учебных программ по изучению иностранных языков, а также связанных с этим инструкций, экзаменационных материалов, учебников по всей Европе. В рамочном документе дается обзорное описание того, какие знания должны приобрести изучающие язык лица, чтобы уметь пользоваться языком в общении, а также какие знания и умения следует развивать, чтобы эффективно работать в этой области.
Ведущую роль занимает работа молодежной политики Совета Европы, в основе которой лежат следующие основные принципы:
- сильное гражданское общество;
- защита прав человека;
- культурное многообразие;
- социальное единство [4].
Ключевым пунктом работы данной организации является участие в ней молодежи.
Сотрудничество базируется на документе молодежной сферы Agenda 2020, главными темами которого являются права человека и демократия, совместная жизнь в многогранном обществе и социальная заинтересованность молодых людей. Принципы документа реализуются на основании более конкретных приоритетов и программ деятельности, последняя из которых была составлена на период 2014–2015.
Отдельные программы созданы для сотрудничества с Европейской комиссией, Российской Федерацией и Европейским агентством по информированию и консультированию молодежи (ERYICA). В сотрудничестве организуются многие важные курсы в молодежной сфере, проекты и инициативы, включая и курсы для молодежных организаций, а также обзорные визиты в страны содружества. Инициативы поддерживаются добровольными взносами, собираемыми через конкурсы Европейского молодежного фонда.
Сотрудничество Совета Европы в молодежной сфере ведется со странами содружества и молодежными организациями. Дважды в год собираются ведущий комитет молодежной сферы (Steering Committee for Youth CDEJ) и молодежный консультативный совет (Advisory Council on Youth AC), и также проводятся их совместные заседания (Joint Council on Youth CMJ). Вторым местом совместного принятия решений молодыми людьми и чиновниками является программный комитет (Programming Committe on Youth), который отслеживает и оценивает работу европейских молодежных центров и Европейского молодежного фонда. Содержательную и техническую поддержку обеспечивает молодежный отдел демократического директората Совета, который находится в Европейском молодежном центре в Страсбурге. Другой европейский центр, проводящий обучения, семинары, собрания и другие мероприятия, находится в Будапеште [3].
Очень важно двухстороннее сотрудничество с другими странами, особенно со странами за пределами Европейского Союза, подтверждением и основанием для которого служат различные межгосударственные договоры в сфере управления министерства.
Возникает вопрос, возможно ли изучить культуру страны изучаемого языка, понять чужой образ жизни и поведения, изучить социокультурный контекст неродного языка и, следовательно, усвоить менталитет носителей данного языка? Изучая иностранный язык вне естественной среды под руководством неносителя языка, невозможно проникнуться менталитетом и образом жизни носителей языка. Иноязычное лингвистическое образование должно быть направлено на использование неродного языка в качестве инструмента познания иной лингвокультуры и расширения собственной картины мира.
Учёные Н. Д. Гальскова и Н. И. Гез выделяют составные части иноязычной коммуникативной компетенции, которые включают знания, навыки и умения с национально-культурным значением:
- знания о национальных особенностях изучаемого языка и формирование навыков оперирования средствами с национально-культурной семантикой;
- лингвострановедческие знания, которые позволяют воспринимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с культурным фоном;
- знания, навыки и умения, предоставляющие возможность осуществления национально-особенного речевое и неречевое общения с носителями изучаемого языка в соответствии с национально-культурными особенностями чужого лингвосоциума [1, с.19].
Роль поликультурности в образовании занимает огромную место. Благодаря проектной деятельности образовательных программ устанавливается диалог не только между культурами народов мира, но также и диалог между поколениями.
Литература:
1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. Пособие для студ. Лингв. Ун-в и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений/Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез.-М.: Изд.центр «Академия», 2006.-336 с.
2. Пассов Е. И. Сорок лет спустя или сто одна методическая идея/Е. И. Пассов.- М.: Глосса-Пресс, 2006.- 240 с.
3. http://sfml.tom.ru/innovation/kultura.htm
4. https://www.hm.ee/ru/meropriyatiya/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo/sovet-evropy
Похожие статьи
Некоторые аспекты трансформации образовательной среды в условиях поликультурного социума
В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса в поликультурном социуме. Обосновывается необходимость введения особой программы этноориентированного образовательного процесса.
Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования
В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...
Вопросы межэтнической толерантности среди детей и подростков
В статье автор делает акцент на многообразии толерантности, что выражается в фигурировании данного явления в различных сферах жизни человека, следствием этого является фактическая невозможность выведения единого определения понятия «толерантность». О...
Взаимосвязь правосознания и правовой культуры в рамках правовой социализации
Многие слышали о понятиях «правовая культура» и «правосознание». Все эти понятия объединяет одно: объективное отношение людей к праву. Право, в свою очередь, является неотъемлемым элементом любого государства. Эффективное функционирование правовой си...
К вопросу формирования общекультурных компетенций (иностранные языки, неязыковой вуз)
В статье рассматриваются понятия коммуникативной и межкультурной компетенций, их формирование в процессе обучения иностранным языкам.
Обучение русскому языку в начальной школе как способ повышения образованности в поликультурной среде
В статье рассматривается обучение русскому языку в начальной школе как явление, порождающее проблемную ситуацию настоящего времени. Исследуемый аспект проблемы, через который познается целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные приз...
Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе
Исходной позицией изучения роль иноязычной культуры является толкование понятий «культура и язык» и «человек-личность-индивид», при соотнесении которых с философскими принципами познания, развития, системности и интеграции приводит к признанию их еди...
К вопросам формирования межкультурной компетенции студентов
В данной статье рассматриваются идеи реализации диалога культур в высшем образовании с целью формирования конкурентоспособной личности в современном, глобализирующемся мире.
Похожие статьи
Некоторые аспекты трансформации образовательной среды в условиях поликультурного социума
В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса в поликультурном социуме. Обосновывается необходимость введения особой программы этноориентированного образовательного процесса.
Межкультурная коммуникативная компетенция студентов в условиях глобализации образования
В статье рассматривается актуальная проблема расширения межкультурной коммуникативной компетенции в образовательном процессе. Цель статьи — выделить этапы развития межкультурной компетенции студентов неязыкового высшего образования тем самым высшее о...
Вопросы межэтнической толерантности среди детей и подростков
В статье автор делает акцент на многообразии толерантности, что выражается в фигурировании данного явления в различных сферах жизни человека, следствием этого является фактическая невозможность выведения единого определения понятия «толерантность». О...
Взаимосвязь правосознания и правовой культуры в рамках правовой социализации
Многие слышали о понятиях «правовая культура» и «правосознание». Все эти понятия объединяет одно: объективное отношение людей к праву. Право, в свою очередь, является неотъемлемым элементом любого государства. Эффективное функционирование правовой си...
К вопросу формирования общекультурных компетенций (иностранные языки, неязыковой вуз)
В статье рассматриваются понятия коммуникативной и межкультурной компетенций, их формирование в процессе обучения иностранным языкам.
Обучение русскому языку в начальной школе как способ повышения образованности в поликультурной среде
В статье рассматривается обучение русскому языку в начальной школе как явление, порождающее проблемную ситуацию настоящего времени. Исследуемый аспект проблемы, через который познается целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные приз...
Влияние иноязычной культуры в образовательном процессе
Исходной позицией изучения роль иноязычной культуры является толкование понятий «культура и язык» и «человек-личность-индивид», при соотнесении которых с философскими принципами познания, развития, системности и интеграции приводит к признанию их еди...
К вопросам формирования межкультурной компетенции студентов
В данной статье рассматриваются идеи реализации диалога культур в высшем образовании с целью формирования конкурентоспособной личности в современном, глобализирующемся мире.