В статье автор делает акцент на многообразии толерантности, что выражается в фигурировании данного явления в различных сферах жизни человека, следствием этого является фактическая невозможность выведения единого определения понятия «толерантность». Однако, для конкретного изучения и развития межэтнической толерантности как частного, необходимо понимание принципа толерантности как общего, в связи с чем в статье предлагается авторское определение данного принципа.
Автор рассматривает принцип толерантности как одну из возможностей развития социальных связей, построенных на взаимопомощи и сотрудничестве между индивидами и их группами, имеющими между собой принципиальные культурные, политические и многие другие отличия.
Межэтническая толерантность как частный вид толерантности способствует преодолению конфликтных ситуаций, возникающих на основе межэтнических противоречий.
Ключевые слова : толерантность, межэтническая толерантность, интолерантность, глобализация, этнокультурная идентичность, межнациональные отношения.
Толерантность является древним понятием, первые его упоминания появились уже в странах Малой Азии, а также в Древней Греции и Древнем Риме, она определялась как «допущение», «преодоление», «терпимость» [6].
Современное общеупотребляемое значение данного принципа строится на заложенных еще в древности значениях, однако в отличие от его преимущественно социологического значения, в древние времена толерантностью назывались также явления, относящиеся к самым неожиданным сферам, таким как кораблестроение, медицина, а также к чеканке монет.
В Древней Греции, толерантность начала также отождествляться с веротерпимостью, в Средневековье вышеназванный подход укоренился и получил свое развитие во многих философских и религиозных трудах. Причиной распространения идеи религиозной терпимости в трудах видных религиозных деятелей и мыслителей послужило преследование христиан начиная с I века, вплоть до узаконивания христианства Миланским эдиктом в начале IV века, а впоследствии и преследование инакомыслящих со стороны католической церкви. Во времена Великих географических открытий, принцип толерантности стал одним из основных механизмов построения культурных, а впоследствии торговых и экономических связей между представителями разных народов. Зарождение системы международных товарно-денежных отношений между странами всего мира, международной торговли, «подталкивание» развития мира в условиях глобализации, являются позитивными последствиями идей толерантности.
Глобализация, как и толерантность, глубоко неоднозначное явление, имеющее как своих последователей, отмечающих удачный опыт ее развития так и противников, которые видят в ней причину возможных кризисных процессов в будущем. Эксперт по вопросам свободы совести, сопредседатель Совета Института свободы совести С. А. Бурьянов определил глобализацию как развитие мировой экономики, культуры, а также жизней отдельных людей в реалиях постоянно усложняющейся целостной системы, которая получила ускорение благодаря развитию цифровых технологий [7].
Смотря на ранние и современные социологические определения, можно сделать вывод, что толерантность не воспринималась как сугубо положительное явление, так как человеку и обществу, придерживающемуся данного принципа, приходится отступать от своих взглядов и жизненных позиций во имя построения и поддержания мирных социальных связей. Однако, толерантность имеет объективные положительные последствия, способствующие развитию мирового сообщества в единой, глобальной системе.
Эволюция принципа толерантности позволяет проследить ее отличительные черты:
Во-первых, ее двойственность, которая проявляется во взаимодействии двух противоположных понятий — толерантности и интолерантности, то есть чем человек более толерантен, тем менее он интолерантен [8].
Во-вторых, ее многообразие, проявляется это в том, что мыслители классифицируют толерантность по разным критериям, таким как сферы, виды проявлений, временные отрезки и многие другие.
Вышеназванные отличительные черты препятствуют созданию единого, обще употребляемого определения принципа толерантности.
В подтверждении данных отличительных черт, следует обратиться к различным классификациям принципа толерантности
Например, Й. Подгорецкий предложил классификацию видов толерантности, избрав ее критерием отдельные сферы социальной жизни человека [9]:
— интеллектуальная толерантность — уважение к чужим взглядам, ее прямым проявлением является право на их озвучивание и отстаивание;
— моральная толерантность — допущение различных стилей жизни, привычек и обычаев отличных от своих;
— религиозная толерантность — выражается в праве исповедовать любую веру, либо не исповедовать ни одну, в соответствии с собственными внутренними убеждениями, с исключением осуждения или преследования на религиозной почве;
— мировоззренческая толерантность — выражается в праве придерживаться систем оценок и образных представлений;
— социальная толерантность — исходит из общечеловеческих принципов и ценностей и является общим видом для религиозной, мировоззренческой, интеллектуальной, моральной, общественной, хозяйственной и политической толерантности;
— этническая толерантность — главная ее идея состоит в том, что все этносы равны и ни одна этническая группа не может возвышаться над другой.
Й. Подгорецкий также выделяет репрессивную толерантность, которая состоит в принуждении в принятии чуждых установок. По мнению автора, репрессивная толерантность толерантностью в полной мере быть не может, так как она противоречит основной своей цели — отказу от применения насильственных практик. Исходя из этого, репрессивной толерантностью можно назвать одну из отрицательных форм ее развития. Это маргинализация данного принципа. Й. Подгорецкий приводит в пример Соединенные Штаты Америки с движением «Политическая корректность» — риторика данного движения состоит в защите прав социально незащищенных слоев, распространении информации о несправедливом к ним отношении как в прошлом, так и в настоящем, принятие на государственном уровне разного рода квот, при этом такие, казалось бы, положительные инициативы граничат с абсолютно репрессивными и даже уничижительными.
Также можно привести в пример классификацию В. А. Лекторского, который основным критерием обозначил эмоционально-поведенческие модели [15]:
1.Толерантность как безразличие — способность индивидов или их групп, придерживаясь своих идеологических взглядов, отбросить имеющиеся у них противоречия, объединиться для решения жизненных проблем, при том, что все общество контролируется нерушимыми правилами и истинами.
2.Толерантность как невозможность взаимопонимания — выражается в отсутствии понятия «истина», при заведомом уравнивании всех метафизических взглядов, участвующих в развитии культуры и каждого отдельного человека с его правом придерживаться любых взглядов и неоспоримого права на жизнь.
3.Толерантность как снисхождение — принципиально отличается от предыдущих двух видов толерантности — здесь затрагиваются взгляды каждого человека, которых он глубоко придерживается, и при этом его отношение ко взглядам других. Установки, которых придерживается отдельно взятый человек, считаются истинными, так как если бы они не были таковыми, то он бы их не придерживался. В связи с этим, в отношении индивидов, придерживающихся противоположных или даже слегка отличных от его взглядов, он чувствует отрицательные эмоции, такие как снисхождение, как к более неинформированному или необразованному, а в некоторых случаях даже презрение.
4.Терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог — непосредственно связана с предыдущей формой. Имеется момент конкуренции: не сумевшие показать преимущества своей культуры сходят с исторической арены. Но при этом, показавшие свою состоятельность испытывают чувство уважения в отношении тех, которые этого не показали, и даже заимствуют некоторые их идеи, имеющие возможность впоследствии быть удачно реализованными.
Приведенные примеры, а также иные существующие определения и классификации принципа толерантности раскрывают определенный аспект данного принципа. Аспект, на который в условном определении может делаться упор, зависит от исследуемой научной сферы, а также взглядов исследователя. Преимущественно также, опора в определении может делаться на перечислении того, чем, по мнению исследователей, она должна быть и в чем проявляться. Однако все стороны данного принципа не может охватить ни одно определение и классификация, а даже если бы это и было возможно, то определение было бы попросту неприменимо в виду своей громоздкости. В таком случае автор статьи строит свое определение принципа толерантности на том, чем она не должна быть, а именно, отказ от применения физического и эмоционального насилия во имя отстаивания своих мировоззренческих и иных взглядов и оценок.
Исходя из вышесказанного, можно вывести определение принципа толерантности, которое, беря во внимание позиции других авторов, будет обозначаться как ряд поведенческих моделей и субъективных установок отдельно взятого человека и социальных групп, выражающихся в отказе от применения насильственных практик между индивидами и их группами и обеспечивающих сотрудничество, развитие принципа общежития, взаимопризнания, обмена культурными ценностями и идеями, проведению дискуссий и разрешению конфликтных ситуаций на их почве.
Межэтническая толерантность, по отношению к принципу толерантности в целом, является частным от общего. Ранее приводилась классификация ее видов, предложенная Й. Подгорецким, где этническая толерантность выделяется как один из видов, в соотношении с определенной сферой социальной жизни
Основным международным правовым актом, напрямую затрагивающим вопрос благополучия, как самих мигрантов, так и их близких, в том числе и несовершеннолетних детей является Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей — в настоящем документе на международном уровне признается глобальность явления миграции, в связи с чем отмечается, что принцип «всеобщности» прав человека распространяется на трудовых мигрантов и на членов их семей, при этом отмечается их уязвимое, по той или иной причине, положение. В документе присутствуют главы, закрепляющие права трудящихся-мигрантов и членов их семей и конкретизируются с учетом особенного статуса данной категории населения. Помимо принципа всеобщности прав человека в отношении трудящихся-мигрантов, государства, ратифицировавшие данный акт, возлагают на себя обязательства по уважению культурных особенностей трудящихся-мигрантов и предотвращении препятствия его культурных связей с государством их происхождения [2, ст. 31].
Для Российской Федерации как для многонациональной страны развитие межэтнической толерантности является очень актуальной. В Конституции Российской Федерации закреплены статьи, провозглашающие различные виды толерантности, например мировоззренческая, религиозная и, конечно же, межэтническая [1, ст. 13, 16, 19].
Основным нормативным правовым актом является Конституция Российской Федерации 1993 г., он имеет высшую юридическую силу, на нем базируется вся правовая система страны, здесь же закреплены права и свободы человека и гражданина.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, исходя из этого все ратифицированные Российской Федерацией международные правовые акты, регулирующие охрану и защиту прав несовершеннолетних, являются частью ее правовой системы. Соответственно, принципы равенства и толерантности, провозглашающийся через всеобщность, перечисленных в них прав распространяются и на права несовершеннолетних, установленных в российской правовой системе [1, ч. 4 ст. 15]. Данный тезис напрямую закрепляется в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [3, ст. 6].
В Российской Федерации, начиная с двухтысячных годов, разрабатываются и реализуются программы, способствующие развитию толерантности в российском обществе. Для примера можно привести программу, реализуемую с 2001 по 2005 год «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». В ней перечислен ряд основных мероприятий для достижения главной цели — формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп, как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Как и толерантные взгляды в общем, межэтническая толерантность должна развиваться с детства, а способствует этому окружение и атмосфера, сопровождающая индивида начиная с ранних лет, исходя из этого задачи программы были направлены также на все формы и уровни образования [4].
Современная Россия также не отступила от развития толерантности, в том числе и межэтнической, начиная с раннего возраста, доказательством тому является Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В главе II ч. 10 данного Приказа закрепляются личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования, среди которых фигурируют [5, гл. II ч. 10]:
1) формирование основ российской гражданской идентичности; осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Можно отметить, что сами по себе законы закладывают общие установки для реализации той или иной государственной программы, соответственно, в случае с межэтнической толерантностью нужно обращать внимание на планы по ее развитию «на местах», то есть в конкретных учебных заведениях.
Для примеров были изучены План мероприятий по профилактике экстремизма и гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений на 2022 год, утвержденный заведующим МБ ДОУ д/с № 1 «Березка» Т. В. Стариковой [11], а также План мероприятий по гармонизации межэтнических отношений, профилактике экстремизма и формированию культуры межнационального общения на 2021–2022 год, утвержденный Директором МБОУ СОШ № 4 О. Г. Науменко [12]. Изученные планы позволили сделать выводы, что воспитание детей в условиях принципов сотрудничества, взаимоуважения и толерантности выражается в творческо-познавательной форме, то есть с помощью проведения классных и познавательных часов, организации тематических акций, выставок, мастер-классов, творческих заданий.
При всем участии государства и образовательных организаций и иных учреждений для распространения идеи толерантности, не стоит отрицать, что современная политическая обстановка очень непростая, а это ведет, в свою очередь, к увеличению конфликтов на межэтнической почве, если их не получается предотвратить, значит должен быть механизм, способствующий их разрешению.
Начиная с 2002 года, в России действуют школьные службы медиации — российская модель восстановительной медиации в школе. Данная мера поспособствовала решению многих тысяч конфликтных и криминальных ситуаций, в 2010 году признана «Лучшей практикой деятельности по защите прав ребенка», а с 2012 года входит в «Национальную стратегию действий в интересах детей» [13].
Сотрудники сферы школьной медиации выделяют разновидности межэтнических конфликтов по типу сложности от самых простых, «бытовых», до самых сложных, в которых замешаны группы с устойчивыми способами реагирования на межэтнические конфликты, при которых медиация маловероятна.
27 апреля 2022 года Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития А. В. Ракова сделала официальное заявление о создании в 400 городских школах школьных служб примирения.
«Главная задача школьных служб примирения — способствовать формированию психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Важно, что в их работе участвуют и сами ребята, ведь порой им бывает проще понять сверстников и договориться друг с другом. Школьные службы примирения — это целая экосистема, которая помогает в достижении взаимопонимания в ученическом сообществе, развитии позитивного общения, противодействии буллингу и способствует мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций, закреплению этого как культурной традиции. Такие службы примирения появятся в 400 школах в каждом округе», — рассказала Анастасия Ракова [14].
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что при всей неоднозначности принципа толерантности, он способствует построению взаимоотношений, основанных на принципах общежития. Межэтническая толерантность — отдельный ее вид, частное от общего принципа — в реалиях Российской Федерации, как многонациональной страны, это одна из самых актуальных ее разновидностей, которую следует развивать с раннего возраста, путем принятия государственных программ и внедрения их в государственные органы и образовательные учреждения. В случае невозможности избежать конфликта по этнической причине, в России действует школьная служба примирения, способствующая разрешению данных конфликтов. Принимаемые меры как на уровне государства, так и на локальном уровне, способствуют стабилизации социальной обстановке, преодолению межэтнических противоречий и развитию межэтнической толерантности как в контексте всего общества, так и среди детей и подростков.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 27.03.2019 Указа Президента Российской Федерации № 130, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс, — 1999–2022, — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.04.2022).
- Международной конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (Принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1990 года) [Электронный ресурс]/Официальный сайт Организации Объединенных Наций, — 1999–2022, — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/ (дата обращения: 20.04.2022).
- Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
- Постановление Правительства РФ от 25.08.2001 г. № 629 «О федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001–2005 годы) (с изменениями и дополнениями от 06.09.2004 г.) [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс, — 1999–2022, — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.04.2022).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.) [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс, — 1999–2022, — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 28.04.2022).
- Альманах «Личность и мир», № 10 (2001) Москва, Учредитель: ООО «Редакция газеты «Мир и Личность». [Электронный ресурс] URL: https://www.mirilichnost.ru (Дата обращения: 18.04.2020 г.).
- Бурьянов С. А. Глобализация и свобода совести/ Бурьянов С. А. // Здравый смысл — 2007 — № 1 (42). [Электронный ресурс]/Разум или вера? Реальность или вымысел? Электрон. дан. — Режим доступа: https://razumru.ru/http://razumru.su (дата обращения: 27.04.2022).
- Толерантность: теоретические подходы и методики обучения основам толерантного поведения: Сборник методических материалов / под ред. д. и. н. Суслова А. Б., Поносова Д. П. /Пермь: Издатель Макарова И., 2006. — 134 с.
- Подгорецкий Й. Толерантность: понятие и концепция /Подгорецкий Й.// Вестник Томского государственного педагогического университета -2004. — Выпуск 2(39)/ Томск: Издатель Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный педагогический университет» -106 с.
- Лекторский В. А. Толерантность, плюрализм и критицизм / В. А. Лекторский // Толерантность и полисубъектная социальность: Материалы конференции, Екатеринбург, 18–19 апреля 2001. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. — С. 9–12.
- План мероприятий по профилактике экстремизма и гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений на 2022 год, утвержденный заведующим МБ ДОУ д/с № 1 «Березка» Т. В. Стариковой [Электронный ресурс]/Официальный сайт муниципального дошкольного образовательного учреждения МБДОУ детский сад № 1 «Березка» р. п. Сосьва -2022, — Электрон. дан. — Режим доступа: https://berezka-sosva.spb.ru (дата обращения: 28.04.2022).
- План мероприятий по гармонизации межэтнических отношений, профилактике экстремизма и формированию культуры межнационального общения на 2021–2022 год, утвержденный Директором МБОУ СОШ № 4 О. Г. Науменко [Электронный ресурс]/Официальный сайт муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 имени Г. М. Дуба станицы Крыловской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края -2022, — Электрон. дан. — Режим доступа: https://sc4-len.moy.su (дата обращения: 28.04.2022).
- Коновалов А.Ю Работа медиатора службы примирения с конфликтом с межэтническим контекстом/ Коновалов А. Ю. Общественный центр «Судебно-правовая реформа, НИЛ «Ювенальных технологий» МГПП // журнал «Психология и право» — 2012- № 4 [Электронный ресурс]/Официальный сайт журнала «Психология и право» -2007–2022, — Электрон. дан. — Режим доступа: https://psyjournals.ru (дата обращения: 28.04.2022).
- Новые службы в школах помогут разрешить непростые ситуации между учениками, педагогами и родителями 27.04.2022 г. [Электронный ресурс]/ Официальный портал мэра и правительства Москвы «Mos.ru» -2015–2022, — Электрон. дан. — Режим доступа: https://www.mos.ru (дата обращения: 29.04.2022).
- Лекторский В. А. Толерантность, плюрализм и критицизм / В. А. Лекторский // Толерантность и полисубъектная социальность : Материалы конференции, Екатеринбург, 18-19 апреля 2001. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001. — С. 9-12.