В статье рассматривается обучение русскому языку в начальной школе как явление, порождающее проблемную ситуацию настоящего времени. Исследуемый аспект проблемы, через который познается целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки — поликультурная среда. Разведены понятия «картина мира» как ментальное образование и «довербальная картина мира» как информация об окружающей действительности, запечатленная в индивидуальном или коллективном сознании на основе восприятия жестов, мимики, невербальных знаков.
Ключевые слова: русский язык, поликультурная среда, довербальная картина мира, индивидуальное сознание.
Сущность обучения русскому языку, как средству лингвистики, в изучении собственного русского языка и английского языка. В начальной школе изучается один иностранный в нелингвистических образовательных организациях.
В настоящее время наблюдается трансформация техногенной цивилизации, когда основу модели человеческих коммуникаций начинают составлять мировые принципы мышления, ориентированные на взаимосвязь в области образования, науки культуры, военной политики с целью обеспечения равновесия между прогрессивным, интеллектуальным, в том числе, лингвистическим развитием и морально-нравственным совершенствованием человека. Целостное формирование культуры международных взаимоотношений, новая историческая деятельность, выдвигают высокие требования к уровню коммуникативной культуры, лингвистическому образованию. Закладываются мотивы обучения в начальной школе, где роль учителя начальных классов очень велика.
Актуальность исследования. Работая в соответствии с реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов, необходимо отметить возросший уровень требований к подготовке специалистов, хорошо владеющих русским и иностранными языками. При этом необходимым условием является непрерывность языкового обучения, направленность на реализацию образовательных задач развития личности.
Обучение русскому языку в начальной школе, как и лингвистическое образование в целом направлено на приобщение обучающихся к осознанному новому для них средству общения, на познание ими других культур и картины мира, отраженной в их сознании.
Так как в начальной школе часто проводятся интегрированные уроки, например, русского и английского языка по вопросу развития коммуникативных компетенций обучающихся, то проблема формирования лингвистических навыков решается через создание специальных условий.
Таким образом, сформирована цель исследования сравнить обучение английскому языку на основе сформированного индивидуального сознания и довербальную картину мира при изучении русского языка в начальной школе.
Решались задачи, направленные на достижение поставленной цели:
- Рассмотреть довербальную картину мира как объект лингвистического описания.
- Оценить уровни сформированного индивидуального сознания в отношении изучения русского и английского языков.
- Провести сравнительный анализ обучения в поликультурной среде.
Теория и методология исследования. Источниковедческая база исследования включала в себя: педагогическую и психологическую литературу; диссертации; тезисы и статьи научных педагогических, психологических конференций.
Испытуемые и методы исследования
Исследование проходило МБОУ лицей № 4 г. Воронежа. В исследовании приняли участие обучающиеся начальной школы в количестве 27-ти человек. Группу сравнения представляли обучающиеся пятых классов. Достоверность исследования обеспечивалась всесторонним анализом научных работ по проблеме; выбором схемы эмпирического исследования, адекватной его задачам; применением апробированного комплекса взаимодополняющих методов исследования.
Результаты и их обсуждение. Специфика обучения русскому языку в начальной школе заключается в усилении когнитивных аспектов обучения. Это предполагает расширение сферы образовательного процесса за счет включения в этот процесс реального индивидуального опыта обучаемого, полученного на основе индивидуального сознания, в поликультурном общении. При обучении английскому языку учитываются те же принципы.
Рассматривая лингвистику как науку о естественном человеческом языке и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях, выявляем закономерность, что лингвистика не всегда отделяет субъект познания (психику лингвиста) от объекта познания (изучаемого языка), в особенности, если лингвист изучает родной язык.
Для всестороннего анализа лингвистического образования (обучение русскому и английскому языку) как объекта обучения в поликультурной среде, необходимо рассмотреть довербальную картину мира, так как путь овладения действием через общение со взрослыми становится более выраженным, начинает доминировать, когда ребенок овладевает языком.
Л. С. Выготским было доказано, что эта «эгоцентрическая» речь носит с самого начала социальный характер. Речь ребенка, изначально обращенная к взрослым, постепенно становится средством адаптации в различных ситуациях [1].
Эволюция речи была прослежена немецкими исследователями Ш. Бюлер и Гетцер, которые изучали зависимость речи ребенка от мышления и как в довербальной картине мира отражены главные компоненты человеческого сознания: познавательный, нравственный, эстетический.
Термин «довербальная картина мира» указывает на то, что носителем картины мира является язык. Разница «довербальной карины мира» и «картиной мира» в том, что отражение Мира в сознании, представление человека о мире, информация о самом человеке и его среде обитания — это картина мира. Информация о человеке и его среде обитания переработанная и зафиксированная в языке — это вербальная картина мира. Отсюда следует, что довербальная картина мира — это инстинкты и формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих. Носителем довербальной картины мира выступает ребенок и довербальная картина мира способна отобразить часть «образа картины мира». В рамках языковой картины мира осуществляется связь языка с мышлением, окружающим миром, этническими и культурными явлениями, явлениями внутри самого языка.
Для изучения картины мира при изучении русского языка использовался основной эмпирический метод — наблюдение. Применяемые методики: «Угадай краску» и «Море волнуется». В исследовании участвовали обучающиеся второго класса начальной школы и учащиеся пятого класса, которые были в начальной школе у этого же преподавателя. Обучающиеся были разделены на две группы, находились в одном помещении, но в разных зонах. С первой группой детей работал учитель, другая группа, (пятиклассники) выполняла задание самостоятельно. Педагогическая задача — угадать краску. Время выполнения ограничено и составляло 10 минут. Оценивались следующие критерии:
- Умение ориентироваться в пространстве.
- Умение сотрудничать с другими детьми.
- Умение слушать и понимать речь других.
- Способность концентрироваться на задании.
- Время выполнения, т. к. учитывалось количество детей, успевших в это время побывать в роли «покупателя красок».
Анализ результатов методики «Краски» отражен в таблице.
Таблица 1
№ |
Оцениваемые критерии |
1 группа 5 класс (без учителя) |
2 группа 2 класс (с учителем) |
1 |
Умение ориентироваться в пространстве |
Умеют ориентироваться в пространстве |
Умеют ориентироваться в пространстве |
2 |
Умение сотрудничать с другими детьми |
Возникли проблемы в распределении роли «покупателя» и «продавца», что вызвало заминку и потерю времени. |
Выполняли игру под руководством учителя, ориентировались на речь учителя, подсказки, стимулирование и одобрения. |
3 |
Умение слушать и понимать речь других |
Эгоцентричность речи, неслаженность, отвлечения на другие виды игровой деятельности. |
Слушали речь учителя, выполняли задание по игровому сценарию. |
4 |
Способность концентрироваться на задании |
Средняя способность концентрации слухового и зрительного внимания |
Способность концентрироваться на задании сохранялась на протяжении 10-ти минут |
5 |
Время заинтересованности в игровой деятельности |
Первые 4 минуты проявлялась заинтересованность. |
Заинтересованность в течение всей игровой деятельности |
Сравнивая результаты обследования формирования довербальной картины мира при изучении русского языка, получена информация о том, обучающиеся второй группы выполнили задание, так как осуществлялась связь языка с мышлением. Учитель вербальным способом способствовал созданию образов «краски» и «покупателей». Окружающий и материальный мир в игре определял сознание и поведение обучающихся, что находит отражение в довербальной картине мира. Довербальная картина в данном случае, есть субъективный образ объективного мира, она несет в себе черты способа миропознания детьми, т. е. антропоцентризма, который существует в языке.
У обучающихся первой группы, несмотря на то, что это дети старшего возраста, возникли проблемы с выполнением игрового задания, так как две базисные функции (интерпретативная и регулятивная), которые служат ориентиром ребенка в мире не сопровождались речью педагога, не контролировались и не направлялись.
Игровой метод исследования «Море волнуется» состоял в том, чтобы по команде «замри» обучающиеся приняли определенную позу тела, создали фигуру, и она должна быть эстетична, интересной. В ходе этого взаимодействия у обучающихся появляется потребность в новых средствах коммуникации, которые обеспечивают ему взаимопонимание в социальной среде. Таким средством общения становится речь. Связь картины мира и речи обусловлена непосредственной обращенностью лексической системы в жизни общества. Учитывая ведущую роль лексики в формировании довербальной картины мира, следует помнить о речи педагога, родителей, ближайшее окружение, которые являются «воплотителями» довербальной картины мира. Выражаемые в речи взрослых значения складываются в единую систему взглядов, своего рода коллективную философию, которая по имплицитной теории присуща всему лингвокультурному сообществу.
Подводя итоги исследования формирования довербальной картины мира при изучении русского языка, можно сделать следующий вывод: довербальная картина мира, репрезентируя мировидение и миропонимание лингвистического и культурного сообщества, определяет менталитет его представителей. Поведение обучающихся проявляется в оценке ими состояния среды нахождения, условий этой среды и возможности ее изменения. Отражение мира в сознании ребенка не пассивно, а деятельно.
Для сравнения обучения иностранному языку на основе сформированного индивидуального сознания и довербальной картины мира при изучении русского языка, проведено исследование индивидуального сознания обучающихся.
Термином «индивидуальное сознание» обозначается сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие. Индивидуальное сознание формируется под влиянием образа жизни и общественного сознания.
Полученные результаты исследования по методике «Лови слово» свидетельствуют о том, что большинство испытуемых по всем полюсам факторов семантического дифференциала принимают себя как личность, склонных осознавать себя носителями позитивных, социально одобряемых характеристик.
Можно предположить, что лингвистические знания, умения и навыки — это часть характеристик личности обучающихся, формирующейся в поликультурной среде. Попадая в поликультурную среду, человек независимо от его личностных качеств, вынужден соблюдать ролевые требования, предъявляемые этой средой (Ольшанский В. Б.) [3].
Ценность данного педагогического исследования заключается в том, что оно позволяет проникнуть в сущность современного лингвистического (на примере русского и английского языков) образования и влияния индивидуального самосознания на получение лингвистического образования.
Литература:
- Выготский Л. С. Развитие высших психических функций.- М.:,1960
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
- Ольшанский В. Б. Психология — практикам: учителям, родителям и руководителям. — М, «»Тривола», 1996. — 264 с.