Авторы: Бредихин Александр Николаевич, Савоненко Марина Николаевна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)

Дата публикации: 06.11.2014

Статья просмотрена: 397 раз

Библиографическое описание:

Бредихин А. Н., Савоненко М. Н. Использование информационных коммуникативных технологий на уроках математики с целью формирования познавательных универсальных учебных действий [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 66-67.

Каждый педагог — это родитель. И как каждый родитель мечтает для своих детей сделать этот мир лучше, интересней. Когда ребёнок приходит в школу, родители, учителя ставят одну цель — построить процесс обучения так, чтобы это было познавательно, эмоционально, ярко.

Как говорится в русской народной мудрости: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Ученики младших классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. И здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Использование мультимедиа позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного метода обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебного процесса. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

За последние десятилетия произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В ближайшее время роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать и требования к компьютерной грамотности младших школьников. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, пере ориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

В начальной школе предмет «Математика» является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий: общеучебных, логических, действий постановки и решения проблемы.

Использование ИКТ на уроках математики в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Уроки с использованием ИКТ позволяют сделать их более интересными, мобильными, насыщенными.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов. На уроках применяю различные дидактические игры, анимационные презентации для устного счёта, материалы обучающих программно-методических комплексов, например, «Семейный наставник».

Дидактические игры активно включают учащихся в урок, повышают познавательную активность, улучшают эмоциональный настрой. Например, игра «Наряди ёлочку» помогает не только проверить навыки счёта, но и создаёт атмосферу праздника, радости в преддверии новогодних праздников. При проведении игры «Морское путешествие» формируются и природоведческие навыки. При закреплении состава чисел я использую задания вида «Найди ошибку». Выполняя такие упражнения, ребята получают оценку сказочного героя. Яркость образов, перемещение по экрану тренирует зрение, что также является немаловажным фактором для здоровья детей.

В системе развивающего обучения Л. В. Занкова разработана специальная программа для закрепления и контроля знаний. Ученики получают возможность проверить свои знания в более необычной для них форме, что повышает уровень успеваемости.

Современное оборудование — модульные системы PROlog — внесли в процесс обучения исследовательскую направленность. Благодаря модулям ученики на уроках проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Анализируя данные исследований, они учатся делать выводы.

На уроке математики эти модули помогают в изучении построения графиков, знакомят с физическими величинами для измерения температуры, освещённости, звука. Такие уроки не только повышают интерес, но и формируют навыки опытно-эксперементальной работы в средней и старшей школе.

Анализируя опыт использования информационно-коммуникативных технологий на уроках математики, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

-                   обеспечить положительную мотивацию обучения;

-                   проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);

Лабиринт

-                   обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

-                   усовершенствовать контроль знаний;

-                   рационально организовывать учебный процесс, повысить эффективность урока;

-                   формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

-                   обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

 

Литература:

 

1. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.

2. Молоков Ю. Г. Информационные технологии в традиционной начальной школе // Начальное образование. 2002. № 2

3. Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. № 4.

4. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. — Волгоград: Учитель, 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): уроках математики, начальной школе, универсальных учебных действий, уроках литературного чтения, познавательных универсальных учебных, процесс обучения, учащихся познавательных универсальных, формирования познавательных универсальных, учебного процесса, традиционной начальной школе, Использование информационных коммуникативных, информационных технологий, персональных компьютеров, коммуникативных универсальных учебных, познавательной деятельности учащихся, процесс обучения исследовательскую, самостоятельную работу учащихся, Информационные технологии, объяснительно-иллюстративного метода обучения, активным субъектом учебного.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос