Использование современных технологий на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 2973 раза

Библиографическое описание:

Алехина, Л. В. Использование современных технологий на уроках математики / Л. В. Алехина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41587/ (дата обращения: 20.04.2024).



Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его более занимательным

Блез Паскаль

В «Концепции модернизации российского образования», в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» чётко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентоспособными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Ключевые слова: современные технологии обучения

В новых стандартах образования говорится о том, что «одной из целей математического образования является овладение школьниками системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности».

Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить ученика отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. В современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. [4] Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.

Причиной становления моего опыта является стремление разрешить остро проявляющиеся за последние годы противоречия: между имеющейся системой преподавания курса математики, основанной на знаниевой парадигме и необходимостью формирования практического и творческого мышления, как основы компетентностной личности в развивающемся обществе; между возрастающей сложностью и насыщенностью школьной программы по математике, постоянно увеличивающимся уровнем требований и способностью учеников освоить весь объём предлагаемых сведений.

Сущность моего опыта заключается в создании условий для формирования интеллектуальных умений и познавательных навыков, лежащих в основе мышления, развития творческих способностей [5] и самостоятельной активности учащихся, формирования ключевых компетентностей, сохранения здоровья через внедрение современных образовательных технологий: деятельностных, проблемно-поисковых, согласно изучаемой теме и возрастным особенностям; компетентностно-ориентированных; информационно-коммуникативных; здоровьесберегающих.

Использование данных технологий в моей работе обосновано следующими факторами: деятельностные и проблемно-поисковые: осуществление преемственности между начальным и основным звеном; у учащихся слабо развита самодеятельность, т. е. самостоятельность овладения знаниями; Недостаточная сформированность ключевых интеллектуальных умений, раскрывающих принцип практического мышления: анализировать, синтезировать, обобщать, находить аналоги и ассоциации, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать или опровергать утверждения; отсутствие навыков познавательной исследовательской деятельности; снижение заинтересованности к процессу познания; неумение учащихся переносить полученные знания на решение новой практической задачи, т. е. в новую ситуацию. [7]

Компетентностно-ориентированные: неумение самостоятельно конструировать свои знания; слабое ориентирование в информационном пространстве; слабое развитие творческого мышления, умения видеть, сформулировать и решить проблему; неготовность учащихся использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации; невысокий уровень математической культуры.

Информационно-коммуникативные: снижение интереса к предмету; слабое развитие коммуникативных способностей учащихся; неумение учащихся грамотно пользоваться источниками информации, оценивать её достоверность, соотносить новую информацию с полученными ранее знаниями.

Здоровьесберегающие: возрастание учебной нагрузки, повышение утомляемости на уроке; неумение учащихся самостоятельно преодолевать усталость; повышенная степень тревожности из-за боязни не быть успешным; однообразие видов деятельности.

Использование современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса.

Деятельностный и проблемно-поисковый подход в моей работе связан с созданием на уроках проблемных ситуаций, стимулирующих открытия учащихся. Стараюсь на уроках не давать информацию в готовом виде, а строю урок так, чтобы ученики «открывали» новое знание, смело высказывали свое мнение или предположение. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и развитие творческих способностей личности; воспитание активной личности.

Для создания проблемной ситуации на уроке использую противоречивые факты, научные теории, взаимоисключающие точки зрения или ответы учеников на задаваемый вопрос или практическое задание, выполнить которое можно, опираясь на новый материал. На уроке создаётся атмосфера сотрудничества, совместного поиска ответа на проблемные вопросы.

В области обучения решению задач деятельностный и проблемно-поисковый подход предполагает раскрытие деятельности поиска решения, разъяснение различных приемов и методов поиска. Запас интеллектуальных умений учащихся постоянно расширяю за счет овладения ими разными способами решения задач. Изучение этих методов не только помогает детям осмыслить пути научного знания, но учит их действовать в нестандартных ситуациях, мотивирует их деятельность на уроках математики.

Для меня, как учителя математики, важно, чтобы ученики имели глубокие знания, владели способами их получения. Это достигается через применение деятельностного и проблемно-поискового способа обучения. Мотивация своей деятельности, проблемный характер изучаемого материала, поиск выхода из любой ситуации, рефлексия деятельности позволяют говорить о развитии разных сторон мышления учащихся, расширения запаса их интеллектуальных умений, способности четко мыслить, полноценно логически рассуждать.

На уроках использую формы работы: эвристическая и проблемно-поисковая беседа; демонстрационный эксперимент; лабораторная работа; практическая работа; уроки-диспуты.

Наглядные пособия при проблемно-поисковых методах обучения применяю уже не в целях активизации запоминания, а для создания проблемной ситуации на уроках. Это серии рисунков, схем, графиков на которых изображается определенная учебная ситуация, требующая самостоятельных размышлений учеников, для высказывания каких-то обобщений, выявления доминирующих причин.

В реализации деятельностного и проблемно-поискового подхода центральное место занимает исследовательский метод. В математике можно подогнать любую задачу к ответу, но результат только тогда приносит радость, когда ребята сами нашли решение трудной задачи, вложили в нее свой труд и душу. Подлинные знания — это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, формулированию гипотез, испытывание их на правдоподобие.

При использовании деятельностной и проблемно-поисковой технологии у школьников:

− зарождаются основы системного мышления;

− формируются навыки выдвижения гипотез, формулирования проблем, поиска аргументов;

− развиваются творческие способности, воображение;

− воспитываются целеустремлённость и организованность;

Усилением прикладного, практического характера всего школьного образования является компетентностный подход.

Одной из технологий компетентностно-ориентированного подхода, которую я применяю на своих уроках, является метод проектов, который я рассматриваю как специальную форму организации познавательной деятельности.

Метод проектов позволяет мне строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности.

Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют мне уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы.

Учитывая, что метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определённого отрезка времени, как учитель организую условия для его внедрения. При выполнении проекта учащиеся решают поставленную проблему, учатся применять знания из различных областей науки, техники.

За годы работы с проектами я увидела преимущества этой технологии:

− проекты позволяют ученику быть успешным;

− высокая мотивация;

− связь полученных знаний с реальной жизнью;

− развитие научной пытливости;

− лучшая закреплённость знаний;

− воспитание настойчивости в достижении цели.

При этом у учащихся формируются компетентности решения проблем, коммуникативная и информационная компетентности.

Таким образом, метод проектов органически сочетается с проблемно-поисковым методом.

В своей работе использую и информационно-коммуникативные технологии.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:

− сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

− эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

− раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т. к. компьютер позволяет фиксировать результаты, корректно и без эмоций реагируют на ошибки;

− совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;

− организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся.

Мультимедийная среда организована таким образом, что более значимыми становятся наблюдение, разного рода эксперименты, математическое моделирование и конструирование.

Уроки с применением ИКТ вызывают большой интерес у учащихся, являются более наглядными, разнообразными. На них учащиеся получают большой объём знаний, и полученные знания прочнее усваиваются.

Как учитель, я должна на уроках создать условия для сохранения здоровья, сформировать у ученика необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому:

− на уроках соблюдаю требования САНПиНа;

− на уроке создаю обстановку доброжелательности, положительного эмоционального настроя, ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т. к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата — в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

− использование динамических пауз, минут для здоровья (профилактические упражнения для глаз, упражнения на релаксацию, упражнения для формирования правильной осанки) для снятия напряжения, усиления работоспособности; предлагаемые упражнения для физминутки органически вплетаются в канву урока.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, снижен процент пропусков занятий по болезни, а также процент уровня тревожности у учащихся.

Литература:

  1. С. А. Зубко. Статья «Использование инновационных технологий на уроках математики».
  2. Л. Б. Аникина. Доклад «Использование инновационных технологий на уроках математики».
  3. Ротенберг В. С., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.
  4. Лысогорова Л. В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2007.
  5. Лысогорова Л. В. Технология подготовки будущего учителя к развитию математических способностей младших школьников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2007.
  6. Лысогорова Л. В., Кочетова Н. Г., Зубова С. П. Реализация принципа обучения математике на повышенном уровне трудности. В сборнике: Научные проблемы образования третьего тысячелетия VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. 2013. С. 109–114.
  7. Лысогорова Л. В. Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии. Молодой ученый. 2016. № 5–6 (109). С. 68–70.
  8. Зубова С. П., Лысогорова Л. В. Математические олимпиады в современных условиях. Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 61–63.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, метод проектов, урок, неумение учащихся, проблемно-поисковый подход, учащийся, учебный процесс, мой опыт, моя работа, проблемная ситуация.


Похожие статьи

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе

При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных методов иприемов

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся...

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

Похожие статьи. Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

метод проектов. ‒ учебное исследование. ‒ проблемное обучение. ‒ кейс-технологии. В своей работе нам хотелось бы остановиться на методе проектов. Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса...

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

учебная проблема, урок, учебный процесс, метод постановки, окружающий мир, мотивирующий прием, проблемная ситуация, предметное содержание, проблемное обучение, проблемно-диалогическое обучение.

Проблемные ситуации в организации образовательного...

проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы, принцип, образовательный процесс.

Трудности использования проектной деятельности в обучении

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной...

Основные термины (генерируются автоматически) : проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

Цель введения проблемного подхода в обучении заключается в том, чтобы дополнить современный процесс обучения такими методами и приемами, которые способствовали бы активному развитию творческого мышления учащихся.

Похожие статьи

Проблемно-поисковые технологии на уроках в начальной школе

При проблемно-поисковом методе обучения исследовательская деятельность выступает как форма организации учебного процесса, направленная на получение новых знаний. Прежде всего, конечно, речь идет о том...

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных методов иприемов

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся...

Применение технологии проблемного обучения на уроках...

Похожие статьи. Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

метод проектов. ‒ учебное исследование. ‒ проблемное обучение. ‒ кейс-технологии. В своей работе нам хотелось бы остановиться на методе проектов. Метод проектов — это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса...

Особенности проблемно-диалогической технологии обучения...

учебная проблема, урок, учебный процесс, метод постановки, окружающий мир, мотивирующий прием, проблемная ситуация, предметное содержание, проблемное обучение, проблемно-диалогическое обучение.

Проблемные ситуации в организации образовательного...

проблемная ситуация, разрешение проблемы, детская деятельность, ситуация, ребенок, работа детей, проблемный подход, форма работы, принцип, образовательный процесс.

Трудности использования проектной деятельности в обучении

проектная деятельность, метод проектов, проект, Учащийся, учебный проект, преподаватель, умение, этап, работа, студент.

Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной...

Основные термины (генерируются автоматически) : проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной...

Цель введения проблемного подхода в обучении заключается в том, чтобы дополнить современный процесс обучения такими методами и приемами, которые способствовали бы активному развитию творческого мышления учащихся.

Задать вопрос