Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 20.04.2017

Статья просмотрена: 2256 раз

Библиографическое описание:

Завьялова, М. В. Мотивация педагогов ДОУ к инновационной деятельности / М. В. Завьялова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 69-72. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41614/ (дата обращения: 16.12.2024).



В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования, в том числе и дошкольного. Встает вопрос об улучшении качества современного дошкольного образования. Вводятся новые требования к содержанию и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Педагогам необходимо переосмыслить свой имеющийся опыт и организовывать образовательный процесс с детьми дошкольного возраста в новых условиях, новыми формами, осваивать новые образовательные программы и технологии.

Ключевые слова: активизация инновационных процессов, системный характер, потребность в инновациях, необходимость внедрения инноваций

Характерной особенностью нашего времени для решения проблемы улучшения качества дошкольного образования является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе дошкольного образования.

Как существенный элемент развития образования инновации выражаются в тенденциях накопления и внедрения нововведений в образовательный процесс, что в совокупности приводит к качественным изменениям его содержательных и технологических аспектов.

Исследования нововведений в области образования представлены в работах К. Ангеловски, Л. Г. Богославец, В. В. Горшкова, Е. С. Заир-Бек, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, Е. Г. Ильина, В. Т. Кудрявцева, А. А. Майер, М. М. Поташника, С. Л. Полякова, В. А. Сластенина, Л. С. Подымовой, Т. И. Шамовой, Н. Р. Юсуфбековой и др., которые отмечают, что в сферу инновационной деятельности включены не отдельные образовательные учреждения и педагоги — новаторы, а каждое учреждение и каждый педагог.

Инновационные преобразования приобретают системный характер. Созданы новые типы и виды дошкольных учреждений, новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Педагогические инновации могут либо изменять процессы воспитания и обучения, либо совершенствовать. Тогда необходимо говорить в потребности педагога в инновациях в современной профессиональной действительности.

Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом. Источником инноваций является проблема. Решить проблему — значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой. Если изменения имеют качественный характер, то в результате решения проблемы происходит развитие системы. Степень актуальности новшества определяется значимостью той практической проблемы, решению которой может способствовать его использование.

Общая цель инновационной деятельности, по мнению В. С. Лазарева — улучшение способности педагогической системы образовательного учреждения достигать качественно более высоких результатов образования. Следовательно, инновационная образовательная деятельность — это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса.

Философский энциклопедический словарь определяет развитие как изменения направленные, закономерные и необходимые. Следовательно, изменения в развивающемся дошкольном учреждении происходят не хаотично, а прогнозируются руководителем на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей. Руководителю необходимо знать, как инновации внедрять, осваивать и сопровождать.

Для того, чтобы понять, как можно управлять внедрением инноваций, необходимо рассмотреть понятия «инновация», «нововведение», «новшество», так как в различных источниках инновация трактуется как нововведение, новшество.

Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике [1].

Нововведение (инновация) — комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т. д. — новшества для удовлетворения человеческих потребностей [3].

Нововведение — целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое [4].

Новшество — это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п.), а инновация — процесс освоения этого средства.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств [2]. Каждое новшество в своем движении проходит определенные стадии. В инноватике их называют жизненным циклом новшества. Новшество когда-то возникает, используется, а по прошествии какого-то времени заменяется другими, более совершенными продуктами творчества.

Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного образовательного учреждения зависят от актуальности работы, заинтересованности и профессиональной компетентности участников, системы методических и организационных мероприятий а также от мотивированности педагогических кадров.

Новое может выступать в разных формах: принципиально неизвестное новшество (абсолютная новизна); условная (относительная) новизна (следует отметить, что новизна всегда относительна как в личностном, так и во временном плане); формальная смена названий, оригинальное, иное воспроизведение уже известного.

По типам нововведения группируются по следующим основаниям:

  1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

− в содержании образования;

− в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

− в управлении ДОУ.

  1. По масштабам (объему) преобразований:

− частные, единичные, не связанные между собой;

− модульные (комплекс частных, связанных между собой);

− системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

  1. По инновационному потенциалу:

− усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

− новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

− радикальные инновации.

  1. По отношению к предшествующему:

− новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

− прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

− освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

− ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время модернизации образования каждое дошкольное образовательное учреждение сталкивается с необходимостью внедрения инноваций, иначе оно не может соответствовать современным требованиям государства, общества в целом, запросам родителей воспитанников. Каждый педагог дошкольного образовательного учреждения стоит перед выбором внедрения инноваций в свою профессиональную деятельность или уход из профессии. Каждый руководитель детского сада заинтересован в сохранении и развитии своего учреждения, поэтому нуждается в изучении и развитии инновационных процессов в учреждении. Следовательно, инновационные процессы будут затрагивать участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей воспитанников, а также руководство учреждения, которое будет способствовать внедрению инноваций в практическую деятельность педагогов ДОУ. А значит можно выделить направления развития инновационных процессов:

  1. Инновации в управленческой деятельности:

− программно-целевой педагогический менеджмент;

− создание единой программы управления;

− широкое делегирование полномочий и расширение степени участия сотрудников в управлении развитием учреждения;

− разработка Концепции развития ДОУ, Программы развития, образовательных программ;

− изменение алгоритма проведения внутреннего контроля за качеством образования, внедрение новых его форм, делегирование контрольных функций;

− разработка эффективного инструментария мотивации и стимулирования педагогических кадров и др.

  1. Инновации в содержании образования:

− адаптация и внедрение новых программ;

− разработка индивидуальных программ образования;

− организация дополнительных образовательных услуг.

  1. Инновации в технологиях:

− адаптация, разработка и использование здоровьесберегающих технологий воспитания дошкольников;

− использование технологии проблемного и развивающего обучения, информационных технологий, исследовательского метода, социоигровых подходов в работе с детьми, родителями и педагогами.

  1. Инновации в работе с кадрами:

− создание системы непрерывного образования педагогов;

− разработка программы формирования кадрового потенциала;

− разработка и применение индивидуальных программ творческого развития педагогов;

− индивидуализация форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогов;

− использование мастер-классов, педагогических рингов, стажерских площадок, педагогических проектов для повышения квалификации педагогических работников;

− самореализационные формы повышения квалификации — творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы, создание банка инновационных идей и т. п.;

− активные методы обучения.

  1. Инновации в работе с детьми:

− организация различных форм детской деятельности, занятий по интересам в кружках и студиях;

− обеспечение индивидуально-личностного, дифференцированного подхода;

− разработка индивидуального маршрута развития и составление портфолио достижений в работе с одаренными детьми;

− организация простейшего экспериментирования и моделирование ситуаций.

  1. Инновации в работе с родителями:

− применение интерактивных методов взаимодействия с родителями по освоению детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения;

− использование неформальных способов взаимодействия с родителями воспитанников, вовлекающих их в жизнь детского сообщества через клубы, семейные праздники и т. д.;

− организация пресс-службы по выпуску газеты для педагогического просвещения родителей.

  1. Инновации в предметно-развивающей среде:

− обогащение макросреды ДОУ и микросреды групп с учетом авторских разработок;

− построение развивающего пространства ДОУ по принципу интеграции и моделирования;

− преобразование предметно-пространственной среды на основе гендерного принципа, отражающего интересы девочек и мальчиков;

− развитие альтернативных форм дошкольного образования:

− организация работы группы выходного дня;

− разработка программы предшкольной подготовки неорганизованных детей в условиях группы выходного дня на базе ДОУ и др.

Таким образом, инновации в дошкольном образовании в настоящее время являются необходимостью для поддержания соответствия учреждения соответствию требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Однако, данная необходимость может противоречить потребностям педагогов дошкольных образовательных учреждений, которые могут быть не готовы к переходу от стабильности к принятию новообразований: их изучению, переосмыслению и применению в практической деятельности. Поэтому в процессе применения инновационных технологий велика роль руководителя дошкольного образовательного учреждения, который обеспечивает их внедрение.

Одним и элементов управленческой деятельности руководителя по внедрению инноваций в образовательный процесс детского сада будет мотивация и стимулирование педагогических кадров с целью сохранения стабильного коллектива и повышения их профессионализма. Для этого необходимо изучить и внести изменения в систему мотивации педагогических кадров ДОУ.

Литература:

  1. Алехина О. Е. Стимулирование развития работников организации / О. Е Алехина // Управление персоналом. — 2013 — С. 32–34.
  2. Бергер Д., Бергер Л. Энциклопедия систем мотивации и оплаты труда — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
  3. Еникеев М. И. Общая психология / учебник / М. И. Еникеев. – М.: ПРИОР, 2012. – 263 с.
  4. Ковалев С. В. Работа с персоналом: системный подход. — М.: Альфа-пресс, 2008.
  5. Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Утверждены приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ %20№ %201155 %20от17.10.2013 %20г..pdf. — Загл. с экрана.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, инновация, дошкольное образовательное учреждение, образовательный процесс, внедрение инноваций, детский сад, изменение, воспитательно-образовательный процесс, выходной день, инновационная деятельность.


Ключевые слова

активизация инновационных процессов, системный характер, потребность в инновациях, необходимость внедрения инноваций

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста

В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у по...

Причины и особенности развития конфликтов между спортсменом и тренером в учебно-тренировочном процессе специализированных детско-юношеских спортивных школ

Неумение на практике управлять педагогическими конфликтами в сфере физической культуры и спорта, искусств, технологий и общего образования, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, отрицательно сказывается на организации...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Здоровье детей и подготовка их к школе

Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания и воспитания, основывающихся на физиологических ...

Информатика в контексте современного образования

В статье особое внимание уделяется развитию методики преподавания информатики и внедрению информационных технологий в образование. Это обусловлено тем, что в современном обществе возникают новые требования к молодому поколению, которое входит в актив...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Стратегия развития дошкольного образования в России: основные принципы

Основные принципы и построение дошкольного образования в России регулируются Министерством образования РФ и утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом [2]. Стратегия развития дошкольного образования построена с учетом непреры...

Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного простра...

Условия развития математических способностей студентов

В современном мире меняется стратегия деятельности системы образования, предусматривающая индивидуально-личностную ориентацию в сочетании с технологичностью, ориентирует профессиональную школу на подготовку высококвалифицированных специалистов, спосо...

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста

В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...

Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

На современном этапе развития общества возникают новые требования к современному человеку. Возникает новый тип личности, способный к поиску, экспериментированию, готовый творчески решать возникающие проблемы. В связи с этим необходимо воспитание у по...

Причины и особенности развития конфликтов между спортсменом и тренером в учебно-тренировочном процессе специализированных детско-юношеских спортивных школ

Неумение на практике управлять педагогическими конфликтами в сфере физической культуры и спорта, искусств, технологий и общего образования, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления, как правило, отрицательно сказывается на организации...

Структура проблемного обучения студентов в медицинских вузах

К медицинским вузам с каждым годом растут требования по улучшению качества обучения для повышения уровня образованности, конкурентоспособности, развития клинического мышления студентов. Проблемные методы обучения, которые основаны на создании активно...

Здоровье детей и подготовка их к школе

Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть в детском саду и в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно, без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания и воспитания, основывающихся на физиологических ...

Информатика в контексте современного образования

В статье особое внимание уделяется развитию методики преподавания информатики и внедрению информационных технологий в образование. Это обусловлено тем, что в современном обществе возникают новые требования к молодому поколению, которое входит в актив...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Стратегия развития дошкольного образования в России: основные принципы

Основные принципы и построение дошкольного образования в России регулируются Министерством образования РФ и утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом [2]. Стратегия развития дошкольного образования построена с учетом непреры...

Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного простра...

Условия развития математических способностей студентов

В современном мире меняется стратегия деятельности системы образования, предусматривающая индивидуально-личностную ориентацию в сочетании с технологичностью, ориентирует профессиональную школу на подготовку высококвалифицированных специалистов, спосо...

Задать вопрос