Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе
Автор: Щербакова Елена Викторовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, ноябрь 2013)
Дата публикации: 25.10.2013
Статья просмотрена: 12855 раз
Библиографическое описание:
Щербакова, Е. В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе / Е. В. Щербакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 18-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4379/ (дата обращения: 30.12.2024).
Изменения, происходящие сегодня во всех сферах общественной жизни, научный прогресс в экономике, культурные изменения, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости кардинальной модернизации системы образования. Одним из путей в этом направлении являются педагогическиеинновации.
Инновация — (от лат. «innovation» — нововведение¸ изменение, обновление) — деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению нового, с изменениями, вносящими новые элементы, вызывающие изменение объекта из одного состояния в другое. Инновации появляются в результате попыток решения традиционной проблемы новым способом. Современные инновации имеют преемственность с историческим опытом.
Дидактические инновации — это управляемые процессы создания, оценки, освоения и применения на практике педагогических новшеств, которые касаются формирования содержания образования, методов и форм обучения, организации и управления работой образовательных учреждений. Они способствуют оптимизации образовательного процесса, совершенствования организации и управления, созданию новых педагогических технологий. Инновации вносят изменения: в цели, содержание, способы, технологии, формы организации и систему управления, в стили педагогической деятельности, в систему контроля и оценки уровня образования, в систему финансирования, в методическое обеспечение, в систему воспитательной работы, в учебный план и учебные программы, в деятельность педагога и ученика. Внедрение дидактических инноваций проходит этапы: обоснование путей решения образовательных задач; массовое испытание предложенной методики; ограниченная или массовая её реализация; освоение и внедрение в практику. Разработка инноваций продолжается до тех пор, пока не найдется новый принципиальный подход к решению выявленной в теории и практике проблемы. Чтобы освоить новое необходимо некоторое время, необходимое научное обеспечение, подготовка квалифицированных педагогических кадров, адаптация педагогического коллектива к работе в новых условиях.
Педагогические инновации должны соответствовать критериям:
- оптимальность, полностью учитывающую уровень затраты сил и средств со стороны педагогов и учеников, необходимых для достижения планируемых результатов;
- высокая результативность, выражающаяся в устойчивости положительных результатов в деятельности педагогов;
- возможность креативного использования инноваций в массовом опыте;
- прогрессивность предлагаемых нововведений;
- теоретическая и методическая обоснованность.
Инновационные процессы происходят на разных уровнях образовательной деятельности.
Инновации в дошкольном образовании
Инновационная деятельность в детском дошкольном учреждении должна способствовать улучшению педагогической системы детского сада, достижению более высоких результатов образования. Новые образовательные программы обеспечивают вариативность педагогического процесса, ориентируются на индивидуальные особенности ребенка, запросы его семьи. Это может быть создание новых типов, видов и профилей ДОУ, преобразования системного характера.
Внедрение инноваций в работу ДОУ требует изменений в организацию методической службы. Поэтому особую важность представляет профессиональная компетентность педагогов и администрации, создание мотивационных условий вхождения коллектива в инновационную деятельность, учет индивидуальных качеств педагогов, психологической готовности к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке. Для этого создаются творческие групп педагогов, используются активные формы методической работы с педагогическим коллективом: семинары-практикумы, деловые игры, педагогические гостиные, моделирование и анализ проблемных ситуаций. Создаются базы данных по передовому педагогическому опыту, касающихся нововведений в ДОУ, видеотеки методических материалов, открытых занятий, выставок по темам проектов и т. д.
Обозначим некоторые направления инноваций в современном ДОУ:
- Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: программы развития ДОУ, бизнес-плана, образовательной программы, годового плана.
- Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
- Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы.
- Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг воспитанникам ДОУ: кружки, студии, секции и др.
- Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих ДОУ: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста (адаптационные, коррекционно-развивающие), группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.
- Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержка всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ.
- Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ (оздоровительно-игрового, динамического «часа», «часа» двигательного творчества).
- Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование потенциала медиаобразовательных средств для презентации продуктов проектно-исследовательской деятельности, составление баз данных, работа с Интернет-ресурсами, разработка диагностического инструментария и др.
Примерами инновационной деятельности в ДОУ могут быть: игровое моделирование, совершенствование мастерства педагогов, поиск новых подходов в работе с детьми и их родителями, мониторинг развития каждого ребенка, учет особенностей ребенка, индивидуализация развития личностных качеств, внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, формирование основ безопасной жизнедеятельности; организация экологического образования дошкольников, мониторинг родителей по разным вопросам, “круглые столы”, совместные досуговые дела и развлечения, выпуск газеты, создание мини-библиотеки. Сегодня возрастет роль взаимодействия узких специалистов и воспитателей. К примеру, преподаватель физической культуры принимает участие в прогулках, организует подвижные игры, эстафеты по теме. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения праздников, мастерских, физкультурных разминок. Сегодня создаются условия для того, чтобы воспитатель мог максимально учитывать особенности развития, интересы своей группы и каждого ребенка, специфику национально-культурных и природных, географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс
Инновационная деятельность педагогов оказывает положительное влияние на развитие дошкольного образования. Однако в организации инновационной деятельности существуют проблемы, нуждающиеся в решении: воспроизводство инноваций в условиях взаимодействия педагогов ДОУ; оптимизация новшеств; приспособление нового к конкретным условиям с учетом специфики и возможностей ДОУ; поддержка и продвижение педагогической инициативы.
Инновации в образовании школьников
Под инновациями в обучениишкольников понимаются новые методики преподавания, новые способы организации учебных занятий, новшества в организации содержания образования, интеграционные программы, новые методы оценивания образовательного результата. К наиболее известным инновациям в области школьного образования относятся:
Организация учебных занятий (в том числе с использованием классно-урочной системы)
- создание гомогенных классов с правом перехода в классы другого уровня;
- организация профильных классов;
- методики коллективных учебных, активно использующие ситуации взаимообучения;
- применение игровых обучающих методик, проектных технологий;
- использование систем сетевого взаимодействия;
- применение индивидуальных образовательных программ;
Способы передачи содержания образования
- опорные сигналы;
- организация межпредметных уроков с активным использованием межпредметных связей;
- конструирование образовательного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;
- компьютеризация образовательного процесса;
- технологии на основе принципа полного усвоения;
- метод погружения;
- выделение национального и культурного аспектов образования;
- программное обучение и проблемное обучение;
- организация исследовательской деятельности школьников;
- привлечение преподавателей вузов для работы с одарёнными детьми;
- создание компьютерной базы данных о передовом опыте;
Совершенствование форм материального и морального поощрения, стимулирования педагогов,
Способы оценки результатов обучения:
- увеличение бальной шкалы;
- балльно-рейтинговая оценка;
- создание портфолио педагога;
- разработка критериев оценки деятельности педагогов с использованием компьютерных технологий и Интернет-ресурсов.
Под инновациями ввоспитании школьников понимают изменения, основанные на использовании новых воспитательных средств, методов и технологий. Инновации в воспитании способствуют социализации учащихся и позволяют нивелировать асоциальные явления.
Это может быть создание различных вариантов школы полного дня, создание психолого-педагогических центров, создание гувернерской службы при школе, создание детско-родительских объединений, создание системы дополнительного образования внутри школы, создание систем положительной мотивации к общественно-полезной деятельности.
Под инновациями вуправлении понимают новшества, направленные на привлечение представителей общества к управлению образовательными учреждениями, оригинальные схемы организации управленческой и хозяйственной деятельности школы: маркетинговые исследования в практике школ, создание систем автоматизации школьного управления, организация предметных кафедр внутри школы, создание попечительских и управляющих советов, создание сетевого взаимодействия сельских школ,
Под инновациями вподготовке и переподготовке кадров образования понимают новые методики и технологии преподавания и организации занятий, новые программы переподготовки педагогических кадров, ориентированные на повышение требований к качеству образования, дистанционное обучение педагогических кадров, создание интегрированных межпредметных курсов по обучению менеджеров образования, экспертов, учителей профильной школы.
Современные инновации в области школьного образования основаны на активном, эмоциональном общении учеников друг с другом и с учителем. Сегодня должны активно формироваться умения:
- быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке учебного процесса,;
- совместной выработки правил, самостоятельного обсуждения, обмену мнениями, сжатого, самостоятельного подведения итогов;
- адекватного восприятия возможных ошибок в фактах, логике рассуждений — терпимость.
- творческого, конструктивного отношения к ходу обсуждения.
В настоящее время создана сеть инновационных школ, обучение в которых направлено на обновление, творчество, и саморазвитие учеников. К таким школам могут быть отнесены: авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, опытно-экспериментальные школы, использующие в своей деятельности новые модели образовательной деятельности.
Дидактические инновации активно реализуют развивающий потенциал обучения, исходят из самостоятельной ценности поисковой деятельности, ставят дидактические цели высокого познавательного уровня, ставят учителя в позицию равноправного партнера по учебному процессу, предполагают личную включенность всех участников обучения, высокую личностную и профессиональную готовность учителя к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимся.
Инновации в вузовском образовании
Сегодня происходит интенсивное развитие международного образовательного пространства. Многие страны стремятся к созданию глобальной мировой стратегии образования человека, которое будет независимо от места его проживания, образовательного уровня. Современное образование сегодня должно стать международным. Вузовское образование приобретает сегодня черты поликультурного образования. Оно развивает способность оценивать явления с позиции Человека, с позиции разных культур, разных социально-экономических формаций. В современном мире создается поликультурная среда, которая предполагает свободу культурного самоопределения будущего специалиста и обогащение его личности.
Проявляется активное стремление к интеграции разных типов вузов в научно-образовательные мегаполисы континентального, межрегионального и государственного значения. Во многих развитых странах происходит объединение университетов с промышленными предприятиями. Таким образом, формируется прочная база для научных исследований и подготовки квалифицированных специалистов для организации современного производства.
Основными принципами развития отечественных вузов являются:
- взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки квалифицированного специалиста;
- преемственность между всеми уровнями образования, высокая корпоративность выпускников университета;
- гражданственность воспитания студентов;
- интеллигентность и высокая духовность жизни вуза, независимо от политического строя и экономических условий в стране.
Реформирование системы высшего образования России сопровождается активным поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новейшими тенденциями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство.
Инновационные тенденции в системе вузовского образовании России:
- развитие многоуровневой системы образования, что служит мобильности в темпах обучения, формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного высшего образования новые специальности.
- обогащение современного вуза новейшими информационными технологиями, массовое включение в систему Интернет, интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов;
- появление университетских комплексов;
- перевод высшей школы России на самофинансирование;
- обновление стандартов высшего профессионального образования с учетом требований мировых требований.
Локальные нововведения осуществляются только в рамках одного факультета или направления подготовки. Более масштабные инновации охватывают структуру управления, формы и методы организации учебной и научно-исследовательской деятельности студентов, образовательные технологии, область международного сотрудничества. Когда весь вуз работает над реализацией идеи перспективного развития, то введение разнообразных инноваций охватывает все звенья и элементы системы.
Все виды образовательных инноваций служат гарантиями реализации конституционных прав граждан в образовательной области, приводят саму систему образования в соответствие с современными личностными, общественными и государственными потребностями, создают предпосылки ее развития и сохранения традиций, улучшают подготовку учащихся к жизни и труду на благо общества.
Литература:
1. Капустин Н. К. Педагогические технологии адаптивной школы. — М., Академия, 2001. 234 с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
3. Слободчиков В. Инновации в образовании: основания и смысл//Исследовательская работа школьников. — 2004.-№ 2.- с. 53–59.
4. Тюнников Ю. С. Анализ инновационной деятельности образовательных учреждений: сценарный подход// Стандарты и мониторинг в образовании. — 2004. — № 5