Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Крикунова, О. Н. Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения / О. Н. Крикунова, О. А. Лифанова, А. В. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 29.1 (476.1). — С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/archive/476/104986/ (дата обращения: 15.11.2024).



В современном обществе происходят динамичные изменения, которые характеризуются огромным количеством нововведений. Инновационные процессы являются закономерностью развития современного дошкольного образования. Термин «инновация» происходит от латинского слова «inovatio», что в переводе означает нововведение, новшество. Философский словарь дает следующее широкое понимание этого термина: «Инновация — явления культуры, которых не было на предшествующих стадиях ее развития, но которые появились на данной стадии и получили в ней признание («социализировались»); закрепившиеся (зафиксированные) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности» [5, с. 102].

Понятие «инновация» тесно связано с понятиями «развитие» и «изменения». Постоянное создание новшеств в итоге образует поток потенциальных изменений. Фактические изменения обеспечивает только часть из всех созданных новшеств. Объемом и направлением, длительностью и скоростью — этим определяются изменения. Понятие «развитие», как правило, связывают с позитивными изменениями, с прогрессом, но философ Б. Рассел считает: «категории «изменения» и «прогресс» различны, «изменение» — понятие научное, а «прогресс» — этическое. Изменение бесспорно, в то время как прогресс является предметом спора». В литературе имеются различные подходы к определению понятия «инновация»: по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Различные авторы (И. Шумпетер, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования [2, с. 99].

Впервые употребил понятие инновации Йозеф Шумпетер. Согласно его подходу инновацией может считаться новый взгляд на какой-то известный процесс, успешное применение нового изобретения или открытия в экономике и других сферах человеческой деятельности. П. Ф. Дракер инновацию определяет как особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услуг.

Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация — это такой общественный — технический — экономический процесс, который, через практическое использование идей и изобретений, приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход [1, с. 134].

Фатхутдинов Р. А.: «Инновация — это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получение экономического, социального, научно-технического эффекта».

Все исследователи едины в том, что инновации есть продукт инновационной деятельности. В наиболее общем смысле инновационную деятельность можно представить как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Введение инноваций в управление позволяют поднять на более высокий уровень планирование, организацию и другие управленческие функции руководителя, развивать органы самоуправления в дошкольной образовательной организации, совершенствовать организационную структуру дошкольного учреждения, все это способствует профессиональному и творческому росту педагогов, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса, а также повышает конкурентоспособность дошкольного учреждения. Так как внедрение инноваций в управленческую деятельность требует от руководителя больших организационных, педагогических, физических усилий, этот процесс отличается от развития инновационных процессов в содержании дошкольного образования.

Основой теории управления дошкольным образовательным учреждением является общая теория управления и теория школьного управления, которая получила свое развитие в нашей стране в 60-е годы XX столетия. Теория управления, решающая задачу обеспечения эффективности управленческого процесс, представлена в трудах отечественных и зарубежных ученых: А. Г. Аганбегяна, М. Альберта, В. Г. Афанасьева, Ю. И. Бобракова, Д. М. Гвишиани, М. Мескона, А. Файоля, Ф. Хедоури. В их работах выявлены основы социального управления, изучены функции, структура органов управления и пути совершенствования управленческой деятельности [3, с. 100].

Образовательное учреждение как педагогическая система, вопросы управления педагогическими системами, необходимость применения научных подходов (системного, функционального и других) отражены в работах: Л. А. Бахтуриной, А. К. Бондаренко, В. П. Беспалько, Ш. М. Волобуевой, Т. М. Давыденко, Е. В. Давыткиной, С. А. Езоповой, Т. П. Колодяжной, Ю. А. Коноржевского, В. Ю. Кричевского, Н. В. Кузьминой, В. С. Лазарева, А. М. Моисеева и других.

Проблемы развития инновационных процессов в деятельности дошкольных учреждений отражены в работах: И. Т. Андреева, К. Ю. Белая, Л. Г. Богославцев, В. Н. Казакова, Е. И. Кузьмичева, Е. А. Лобанова, С. Г. Молчанова, Г. П. Новикова, Л. В. Поздняк, Н. В. Федена и другие; условия внедрения и развития инноваций в содержании, технологии образовательного процесса детского сада (С. Ф. Багаутдинова, Г. Н. Новикова, Г. В. Яковлева и другие). В исследовании Л. М. Денякиной рассмотрены вопросы использования инновационных технологий в управлении дошкольным образовательным учреждением, однако С. В. Савинова показала, что информационное обеспечение управления ДОУ является необходимым условием обновления дошкольного учреждения. Е. В. Давыткина обосновала роль исследовательского подхода в управленческой деятельности руководителя ДОУ, на которой необходимо опираться заведующему при внедрении инноваций.

Инновационная управленческая деятельность руководителя дошкольного образовательного учреждения — это деятельность субъекта по созданию, разработке, освоению новшеств в содержании управленческих функций, используемых методов, организационной структуры, внедрению нововведений в практику с целью повышения эффективности управления и развития дошкольного учреждения.

Для успешного внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ необходимы следующие условия:

— руководитель профессионально подготовлен в области инновационного менеджмента (знания об инновациях, инновационные управленческие умения, эмоционально-ценностное отношение к инновационному процессу, профессионально-личностные качества руководителя-инноватора);

— руководителем используется модель инновационной управленческой деятельности;

— комплекс новшеств одновременно реализуется в нескольких управленческих функциях [7, с. 122].

Можно также выделить объективные и субъективные условия необходимые для внедрения инноваций в управленческую деятельность руководителя дошкольной образовательной организации. Объективными условиями являются: наличие нормативно-правовой базы осуществления инновационной деятельности, содействие органов управления развитию инновационных процессов в дошкольном образовании. Субъективными условиями — профессиональная подготовленность заведующего в области инновационного менеджмента, использование модели инновационной управленческой деятельности, реализация комплекса новшеств одновременно в нескольких управленческих функциях.

Важнейшим условием совершенствования системы образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на основание новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи. Инновационные процессы, проходящие в дошкольном образовательном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, могут положительно влиять на качество воспитания и развитие дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении дошкольников, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.

В своей работе наше дошкольное образовательное учреждение внедряет инновации различного характера, как руководитель, я мотивирую сотрудников на поиск новых идей и методов, способов достижения целей, а у нас их немало. В нашем детском саду, мы стремимся раскрыть потенциал каждого ребёнка, личностно-ориентированное воспитание — это основной подход, который мы используем, вернее на нем строится вся работа. Ведь каждый ребёнок индивидуальность, каждый особенный и непохож на других.

В 2021 году наше учреждение получило статус «Инновационной площадки» при Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Темой нашей совместной работы стала «Разработка и апробация Программы воспитания». Актуальность данной темы обоснована тем, что программа воспитания включает в себя разные разделы и является многогранной. Разработать и апробировать программу воспитания возможно только в тандеме разных педагогов, где каждый вносит свой вклад.

В 2022 году ДОУ получило статус Федеральной инновационной площадки АНО ДПО «Национальный исследовательский институт всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России» (далее «НИИ Дошкольного Образования «Воспитатели России»). Предметами сотрудничества стали следующие задачи:

— реализация программ исследовательской и инновационной деятельности в области развития технического творчества детей дошкольного возраста и формирования у детей готовности к изучению технических наук в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

— совместная работа по повышению педагогической компетенции кадров различных сфер социальной практики на основе результатов НИР Института и совместной исследовательской и инновационной деятельности в области общего, в частности, дошкольного, и дополнительного образования детей, а также профессионального и дополнительного профессионального образования педагогов.

В рамках работы данной инновационной площадки педагогический коллектив активно принимает участие в консультациях, инструктажах и конференциях по вопросам повышения образовательного уровня педагогических работников в области технического творчества детей. На базе детского сада организована инженерная комната, в которой создана техно-среда: разнообразные конструкторы, робототехника, развивающий игровой набор «Дары Фрёбеля» (программно-методический комплекс «От Фрёбеля до робота»).

В том же 2022 года нашему образовательному учреждению дополнительно был присвоен статус Федеральной инновационной площадки «НИИ Дошкольного Образования «Воспитатели России». Предметами сотрудничества стали те же задачи, что и у ранее присвоенной инновационной площадки. «НИИ Дошкольного Образования «Воспитатели России» оказывают техническую и методическую поддержку ДОУ по вопросам создания техно-среды и программно-методического комплекса «ТехноМир: развитие без границ» для организации образования детей старшего дошкольного возраста. В рамках работы данной инновационной площадки, образовательной организацией закуплено новое инновационное оборудование, необходимое для реализации программно-методического комплекса.

Можно сделать вывод, что современная система образования требует от нас инновационного подхода к своей работе, и, безусловно, любая образовательная организация, в том числе и дошкольная, нуждается в первую очередь в грамотном руководителе, который сморит в будущее, чувствует современные тенденции образования, полон сил и желания для реализации инновационных проектов. Такой руководитель сможет замотивировать педагогический коллектив на инновационную работу.

Литература:

  1. Аверченко JI. K. Психология управления. — Новосибирск: Сибирский кадровый центр, 2012–91 с.
  2. Аверченко JI. K. Практикум по психологии управления: Учебно-методическое пособие. Новосибирск: СибАГС, 2016. — 150 с.
  3. Багаутдинова С. Ф. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: Методические рекомендации для студентов к курсу «Управление дошкольным образованием». — Магнитогорск: МаГУ, 2001.-21 с.
  4. Будаева Т. И. Инновационный потенциал молодого педагога: проблемы и пути решения // Преподаватель XXI век. — 2015. — N 2. — С. 236.
  5. Ваганов П. И. Теория и методология инновационного управления и управленческих инноваций: Дисс.. доктора экономических наук. — Санкт-Петербург, 2003. 355 с.
  6. Вариативные программы дошкольных образовательных учреждений и технология их использования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. /Под ред. Т. И. Ерофеевой и др. М.: АРКТИ, 1999.-32 с.
  7. Вестник образования: Сборник приказов и инструкций Министерства образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 1998. — № 12. — с.25–27.
  8. Ермоленко В. Моделирование инновационной деятельности педагогов по совершенствованию содержания образования // Учитель. — 2006. — N 5. — С. 277
  9. Зеер Э. Ф. Психологические факторы влияния установки педагогов на инновационную деятельность // Образование и наука. — 2010. — N 4. — С. 178.
  10. Файзуллина Г. З. Оценка инновационной деятельности педагога // Педагогическая диагностика. — 2007. — N 2. — С. 76–87.
Основные термины (генерируются автоматически): Дошкольное Образование, дошкольное образовательное учреждение, инновационная деятельность, дошкольное учреждение, инновация, внедрение инноваций, детский сад, инновационная управленческая деятельность, программно-методический комплекс, управленческая деятельность руководителя.


Похожие статьи

Наставничество в деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения

Профессиональная готовность педагогов к реализации инновационных процессов в дошкольной организации

Педагогический мониторинг в системе менеджмента качества образовательного учреждения

Первые шаги по внедрению инновационной образовательной программы «Вдохновение» в воспитательную деятельность детского сада

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций

Внедрение проектной деятельности в ДОУ по выстраиванию партнерских отношений с родителями с использованием IT-технологий

Вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня родительской компетентности (отчет из опыта работы)

Внедрение специализированного программного обеспечения в среду предприятия экономической сферы

Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Похожие статьи

Наставничество в деятельности педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения

Профессиональная готовность педагогов к реализации инновационных процессов в дошкольной организации

Педагогический мониторинг в системе менеджмента качества образовательного учреждения

Первые шаги по внедрению инновационной образовательной программы «Вдохновение» в воспитательную деятельность детского сада

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций

Внедрение проектной деятельности в ДОУ по выстраиванию партнерских отношений с родителями с использованием IT-технологий

Вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь дошкольного образовательного учреждения, повышение уровня родительской компетентности (отчет из опыта работы)

Внедрение специализированного программного обеспечения в среду предприятия экономической сферы

Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Задать вопрос