Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе
Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 августа, печатный экземпляр отправим 11 августа.

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

Поделиться в социальных сетях
2411 просмотров
Библиографическое описание

Дюкарева, О. А. Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе / О. А. Дюкарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 34 (168). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/168/45478/ (дата обращения: 29.07.2021).



Успешный человек сегодня — это человек нравственный, образованный, предприимчивый, который способен самостоятельно принимать решения, готовый к сотрудничеству и деловому общению.

Успешным в жизни будет тот, кто успешен в школе. Поэтому сегодня уже перед начальной школой стоит цель сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, которые дадут возможность продолжить образование в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить личностное развитие. Достижение поставленной цели возможно через использование в практике системно деятельностного подхода, который является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с современными целями образования.

Системно деятельностный подход — это тип обучения, обеспечивающий включение детей в активную, в максимальной степени самостоятельную учебно-познавательную деятельность, иными словами, творческое усвоение знаний. Идея такой организации обучения в том, что ребёнок не просто усваивает готовое знание, а открывает новое знание в процессе собственной деятельности. На первый план выходит личность ученика, его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации, его умение принимать решения и доводить их до исполнения. В то же время условием успешной учёбы является наличие у школьника высокой учебной мотивации и познавательного интереса [1].

В своём докладе я хочу затронуть тему реализации системно деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе. Реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников, повысить мотивацию и интерес к предмету помогает использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы.

Так на уроках открытия новых знаний очень эффективным является использование приёмов проблемного обучения.

На этапе знакомства с новым материалом создается проблема, которая обеспечивает внутреннее принятие цели для получения предполагаемого результата. Выбор разрешения проблемы совместный с учащимися. Используется вариативность разрешения проблемы и индивидуальный выбор [2].

Рассмотрим конкретные примеры.

При изучении во 2 классе темы «Порядок выполнения действий. Скобки» ученикам предлагается рассмотреть примеры и объяснить, почему в выражениях различные значения:

14–5 + 8 = 17

14–5 + 8 = 1

Сравнивая примеры и анализируя полученные результаты, учащиеся выясняют, что результат выражений зависит от того, как выполнять действия в нём и определяют, что сегодня на уроке им предстоит исследовать проблему порядка выполнения арифметических действий в числовых выражениях, ведь именно от этого зависит правильность вычислений.

Исследуя данные примеры, ребята выясняют, что во втором выражении не хватает скобок. Школьники выводят правила: 1) в выражениях без скобок, содержащих только + и — действия выполняются в том порядке, как они записаны: слева направо; 2) если в выражении есть скобки, первыми выполняются действия в скобках.

Проблемную ситуацию при знакомстве в 3 классе с темой «Деление с остатком» можно создать, предоставив возможность детям выполнить практическое задание:

24: 8 =

36: 9 =

18: 3 =

28: 4 =

9: 2 =

В процессе выполнения данного задания у ребят возникает затруднение с последним примером: число 9 на два не делится. Тогда можно предложить работу в паре и попробовать поделить между собой 9 конфет. Оказалось, что каждому досталось по 4 конфеты и ещё одна. Ученики делают вывод, что можно разделить 9 на 2, только получается остаток. Далее дети формулируют тему и задачи урока.

Одним из эффективных методов, реализующих системно деятельностный подход, является метод проектов. Участвуя в проектной деятельности, учащиеся самостоятельно ставят цели, планируют и выполняют задания, оценивают результаты и представляют презентацию проекта.

В процессе данной деятельности активизируется интерес учащихся к знаниям, осваиваются новые информационные технологии, развивается научное мышление, коммуникативные качества личности, творческих подход к собственной деятельности [3].

Младшие школьники с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия, а, следовательно, имеют все предпосылки для развития творческой личности.

В начальной школе на уроках математики детям предлагаются небольшие проекты, рассчитанные на 1–2 урока.

Рассмотрим примеры введения проектно-исследовательской деятельности в учебную деятельность учащихся начальных классов.

Так, например, в первом классе после знакомства с числами первого десятка и числом 0, можно предложить детям поучаствовать в поиске материалов по темам: «Удивительные числа», «Жизнь нуля — цифры и числа», «Великолепные цифры», «Моё любимое число — пятёрка!».

В процессе работы над первыми проектами дети узнают, что сбор информации может осуществляться из различных источников: из бумажных, электронных носителей, а также, сведения можно получить от других людей при непосредственном общении.

Ребёнок работает над поставленной задачей, собирает и обобщает информацию по теме задания. Затем работа самостоятельно или с помощью взрослых оформляется в виде коллажа, книжки-малышки и т. д., а на самом уроке ребёнок представляет и защищает проект.

При знакомстве с текстовыми задачами можно предложить школьникам индивидуально-групповую работу на самом уроке — составить текстовые задачи по картинке к сказкам «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят». Дети записывают свои тексты на листочках и прикрепляют их на ватман с иллюстрацией.

Изучая раздел «Табличное умножение и деление» эффективной будет работа над проектом «Нетрадиционные способы запоминания таблицы умножения». В ходе проекта перед учащимися ставятся задачи: найти необычные способы запоминания таблицы умножения, выбрать для себя наиболее интересные, научиться применять их на практике и научить одноклассников применять новые способы запоминания таблицы умножения.

Таким образом, метод проектов органично дополняет и расширяет учебную деятельность учащихся на уроке и способствует самосовершенствованию школьников.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также групповая форма работы на уроках. Она решает три основные задачи: познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией; коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения; социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для успешной социализации учащихся.

Самый простой вид групповой работы — работа в парах. Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой. В этой паре учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга — взаимообучение, могут контролировать — взаимоконтроль. При закреплении новой темы, например, можно предложить учащимся придумать задания по закрепляемой теме. Организовать такую работу можно как на самом уроке, так и предварительно. Дома учащиеся заготавливают карточки для соседа, придумывают или подбирают упражнения и решают их. На уроке дети обмениваются карточками, выступают в роли учителя и ученика, одновременно решая и контролируя друг друга.

Ещё один из вариантов групповой работы — работа в микрогруппе, в команде. Например, в начале урока с целью повторения ранее изученного можно организовать математическую эстафету. Класс делится на команды (по рядам и вариантам), игроки поочерёдно выполняют задания. Задания с решением каждый игрок передаёт следующему ученику, который должен не только выполнить своё, но и проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Побеждает та команда, которая первая справится с заданиями, решив их правильно.

Работа в парах, в группах позволяет ребёнку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход, а значит способствовать успешному обучению и социализации младших школьников. Ведущими характеристиками выпускника начальной школы становятся его способность самостоятельно мыслить, анализировать, умение строить высказывания, выдвигать гипотезы, отстаивать выбранную точку зрения; наличие представлений о собственном знании и незнании по обсуждаемому вопросу. Учащиеся осваивают принципиально новые роли — не просто «зритель», «слушатель», «репродуктор», а «исследователь». Такая позиция определяет заинтересованность младших школьников процессом познания.

Литература:

  1. Электронный образовательный ресурс. Фисенко Т. И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. URL: http://slovesnic.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=329:2013–05–08–15–34–22&catid=49:2012–12–16–14–08–14&Itemid=67
  2. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3. –М.,Баласс, 1999. — С. 85–93
  3. Балаклеец В. В. Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — № 4. — С. 357–359.
Похожие статьи
Сорокатая Елизавета Александровна
Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов
Педагогика
2015
Сафиуллина Эльмира Вильевна
Использование групповых методов обучения на уроках
Педагогические науки
2014
Тукоякова Шарипа Романовна
Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Спецвыпуск
2016
Тайлакова Екатерина Витальевна
Формы работы по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики
Педагогика
2017
Филиппова Людмила Владимировна
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
Педагогика
2015
Хабибуллина Фарида Гаязовна
Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
Педагогические науки
2016
Бочарникова Элеонора Александровна
Организация учебной деятельности учащихся на уроке
Педагогические науки
2018
Соколова Ольга Анатольевна
Методическая разработка урока русского языка в первом классе с использованием технологии создания учебных ситуаций
Методика преподавания учебных дисциплин
2017
Балаклеец Виктория Викторовна
Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников
Педагогика
2017
Сорокатая Елизавета Александровна
Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов
Педагогика
2015
Сафиуллина Эльмира Вильевна
Использование групповых методов обучения на уроках
Педагогические науки
2014
Тукоякова Шарипа Романовна
Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Спецвыпуск
2016
Тайлакова Екатерина Витальевна
Формы работы по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики
Педагогика
2017
Филиппова Людмила Владимировна
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
Педагогика
2015
Хабибуллина Фарида Гаязовна
Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
Педагогические науки
2016
Бочарникова Элеонора Александровна
Организация учебной деятельности учащихся на уроке
Педагогические науки
2018
Соколова Ольга Анатольевна
Методическая разработка урока русского языка в первом классе с использованием технологии создания учебных ситуаций
Методика преподавания учебных дисциплин
2017
Балаклеец Виктория Викторовна
Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников
Педагогика
2017
дата публикации
август 2017 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Сорокатая Елизавета Александровна
Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов
Педагогика
2015
Сафиуллина Эльмира Вильевна
Использование групповых методов обучения на уроках
Педагогические науки
2014
Тукоякова Шарипа Романовна
Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Спецвыпуск
2016
Тайлакова Екатерина Витальевна
Формы работы по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики
Педагогика
2017
Филиппова Людмила Владимировна
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
Педагогика
2015
Хабибуллина Фарида Гаязовна
Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
Педагогические науки
2016
Бочарникова Элеонора Александровна
Организация учебной деятельности учащихся на уроке
Педагогические науки
2018
Соколова Ольга Анатольевна
Методическая разработка урока русского языка в первом классе с использованием технологии создания учебных ситуаций
Методика преподавания учебных дисциплин
2017
Балаклеец Виктория Викторовна
Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников
Педагогика
2017
Сорокатая Елизавета Александровна
Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов
Педагогика
2015
Сафиуллина Эльмира Вильевна
Использование групповых методов обучения на уроках
Педагогические науки
2014
Тукоякова Шарипа Романовна
Влияние групповой работы на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках биологии
Спецвыпуск
2016
Тайлакова Екатерина Витальевна
Формы работы по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики
Педагогика
2017
Филиппова Людмила Владимировна
Использование активных форм учебной работы на уроках русского языка в начальной школе
Педагогика
2015
Хабибуллина Фарида Гаязовна
Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
Педагогические науки
2016
Бочарникова Элеонора Александровна
Организация учебной деятельности учащихся на уроке
Педагогические науки
2018
Соколова Ольга Анатольевна
Методическая разработка урока русского языка в первом классе с использованием технологии создания учебных ситуаций
Методика преподавания учебных дисциплин
2017
Балаклеец Виктория Викторовна
Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников
Педагогика
2017