Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (202) апрель 2018 г.

Дата публикации: 18.04.2018

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Саидова Н. Р. Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы // Молодой ученый. — 2018. — №16. — С. 313-315. — URL https://moluch.ru/archive/202/49493/ (дата обращения: 13.11.2018).



В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.

Ключевые слова: математика, начальные классы, методы обучения, успеваемость, игра, преподаватель, ученики.

Наш новый ХХI век — время, когда на первый план вышло развитие информационных технологий. Не проходит месяца, чтобы где-то в мире не было объявлено о каком-то новом изобретении в данной области.

Сейчас большей частью человеческой жизнедеятельности управляют умные гаджеты. Как известно, основой всех этих новомодных изобретений служит вычисление и точный расчет, точнее говоря, — математика Её называют царицейвсех наук. Надо признать, что этот предмет является одним из самых трудных для изучения предметов из предметов средней общеобразовательной школы.

Преподавателям данной дисциплины приходится на порядок труднее по сравнению с другими учителями в процессе обучения пробудить заинтересованность учеников к их предмету.

Особенно приходится быть изобретательными педагогам в начальных классах.

В ходе многочисленных исследований и наблюдений было установлено, что восприимчивость к изучаемым предметам в школе может развиваться у детей в положительную сторону. Ребёнок, который, например испытывал определённые трудности в правописании букв или знаков, в школе может существенно улучшить свои показатели в данном направлении. То же самое можно сказать и про уроки чтения — ученик, в дошкольном учреждении затруднявшийся в запоминании названия букв или пересказе различных текстов, в школе может научиться быстро читать и пересказать по памяти любой вид текста.

Но в отношении математики нельзя утверждать то же самое. Как было замечено, дети, которые в детском саду имели трудности, связанные с этим предметом, в реалиях начальных классов усугубляли свои проблемы. Говоря проще, ребёнок, который не умел правильно выполнять простейшие математические действия, в школе продолжал испытывать те же проблемы. Так как программа дальнейшего обучения математике предполагает изменения в сторону усложнения, то становится очевиднымтот факт, что ученик, не владеющий навыками выполнения простейших действий математики, в данном случае сложением и вычитанием, в дальнейшем будет оставать от своих одноклассников, которые таких проблем не имеют. А это может существенно повлиять на самооценку неуспевающих учеников и как следствие, снизить их интерес к школьным занятиям, что в свою очередь приведёт к общей неуспеваемости.

Надо признать, что при наличииогромного количества исследований направленных на изучение методов обучения в начальных классах средней общеобразовательной школы, среди них не так много таких, которые посвящены именно проблемам преподавания математики в данный период. Кроме того, нет серьёзных оценок эффективности педагогических технологий. Ещё меньше тех, которые рассматривают, как методы обучения могут влиять на отстающих от программы учеников.

Почему изучение проблем, касающихся преподавания математики, так важно? Потому что было установлено, что ученик, который плохо учился по этому предмету сначала в начальных классах потом в средней школе, продолжал показывать неутешительные результаты и в последующих этапах обучения. Как следствие, в будущем такой ученик бывал вынужденвыбрать себе в качестве профессии те виды деятельности, которые не требуют углублённого знания математики. А это означает, что изначально такой ученик выступал в качестве аутсайдера, которому приходится довольствоваться низкой оплатой за подобный труд. Вследствие этого они в будущем обязательно могут попастьвгруппу, которая может быстро потерять работу из-за своей низкой квалификации.

Всё это показывает то насколько важно знание математики для каждого человека в наше время. Учителя начальных классов, у которых множество неуспевающих по данной дисциплине учеников, стремятся использовать разнообразные методические приемы, направленные на повышение успеваемости отстающих учеников. Но, надо признать, эти методы либо не имеют никакого положительного влияния на успехи учеников, либо они помогают лишь тем ребятам, которые и так хорошо разбираются в математике, оставляя далеко позади одноклассников послабее.

Известно, что в преподавании математики используются методы, которые можно условно разделить на четыре группы:

1) Управленческий метод: это наш более традиционный метод обучения, в рамках которого учителя сначала показывали, как решать задачи а затем просили учеников попробовать самостоятельно решить похожую задачу. Эта технология используется повсеместно.

Имеет свои преимущества и недостатки. Положительной строной данного метода является то, что ученик видит наглядную демонстрацию решения математической задачи и применение на практике изучаемые в данной теме правил темы урока. Используя решённую преподавателем задачу в качестве примера, он учится легко решать такие задачи. Отрицательным моментом этой технологии можно назвать то, что в большинстве своем неуспевающие ученики в таких случаях остаются как-бы в тени лидеров. Все их действия сводятся к списыванию решённых другими задач. Понятно, что при этом такой ученик так и не усвоит преподанный на уроке материал. Почему этот метод называют управленческим? Потому что в нём преподаватель управляет всем процессом урока беря на себя основные моменты.

2) Личностно-ориентированная модель:

Этот метод подразумевает работу учеников, разбитых в группы. Он позволяет детям работающим в группе создавать свои математические гипотезы и применять их к реальной жизни.

3) Манипулятивно-калькулятивный метод. Подразумевает работу детей с физическими объектами для решения математических задач или использовали калькуляторы.

4) Метод «движение музыка». В него включены методы, в которых ученики перемещаются сами и используют музыкальное сопровождение.

Все эти методы направлены на улучшение восприятия тем программы математики. При преподавании данной дисциплины в начальных классах более эффективны управленческий метод и технология «движение музыка». Первый названный метод предпочтителен тем, что в начальных классах ребёнок ещё испытывает острую необходимость в наставнике, который может направлять его на правильный путь решения задачи поощряя его стремление к усердию. В этом возрасте дети уязвимы к критике со стороны, склонны следовать всем указаниям преподавателя и зачастую слепо подчиняются его инструкциям. Но при систематическом использовании данного метода ученик может заскучать: монотонное объяснение и последущее самостоятельное решение задачи будет повторятся изо дня в день. У ребёнка наблюдается снижение внимания к изучаемому материалу, он престает вникать в суть вопроса.

По этой причине опытный преподаватель должен уметь почувствовать такой момент. В таких случаях на помощь приходит метод «движение музыка» Это технология примечательна именно наличием в нем элемента движения в сопровождении музыки. В начальных классах учатся ученики, которые ещё находятся под воздействием порядков принятых в дошкольных учреждениях. А они предполагают много движения. Воспитатели в детских садах хорошо владеют навыками превращения процесс обучения в увлекательную игру, которая, несомненно, заинтересовала бы ребёнка. Это означает, что педагоги в начальных классах тоже должны быть знакомы с подобными методами.

При этом у учителей должны быть навыки импровизации, потому что дети должны поверить, что эта игра действительна предназначена для них. Какие игры можно применить на уроках математики?

В начальных классах, особенно в первый год обучения ученикам даются представления о сложении и вычитании. При применении метода «движение музыка» с успехом можно применить игру в стулья: Дети становятся в круг, внутри которого ставятся стулья, которых на один меньше, чем дети. Выключается музыка и дети ходят или бегут вокруг стульев. При выключении музыки они должны очень быстро занять стулья. Так как стульев на один меньше ученик, не сумевший сесть, выбывает из игры. Преподаватель пишет на доске общее число детей, принявших в игре участие, и вычитает из него один, например: 15–1=14

Потом игра начинается по новой. Каждый раз убирается один стул. И каждый раз на доске в виде примера записывается количество оставшихся учеников. В конце — концов середине круга остается один стул и два участника. Один из них обязательно выиграет эту игру. При этом на доске образуется внушительный ряд математических примеров. Наградив победителя игры и поощрив проигравшего, преподаватель обращает внимание учеников к классной доске и предлагает вспомнить откуда взялась каждая цифра в каждом примере. Это можно сделать как коллективно-хором, так и индивидуально, спрашивая отдельных учеников. Как показывает практика индивидуальный опрос в данном случае более предпочтителен, так как при коллективном опросе есть риск, что замеченные в плохой успеваемости по математике ученики останутся в стороне, растворяясь в голосе более успешных в данном направлении учеников. При индивидуальном подходе преподаватель имеет возможность вовлечь таких детей в учебный процесс, дать возможность им самовыразиться, понять, что этот предмет не такой сложный, каким может показаться на первый взгляд. Применение подобных игр в процессе урока делает его ярким и запоминающимся, ученики расслабляются и с лёгкостью усваиваютпреподанный материал запоминая его. В дальнейшем, как показывают различные исследования в данной области, ученик при ассоциации с подобной игрой, может легко вспомнить тему такого урока, даже после длительного промежутка времени. Такие методы и приёмы предназначены для того, чтобы дети могли усвоить такой серьёзный и нужный предмет, каким является её величество математика.

Литература:

  1. Ишмухамедов Р., Абдукадыров А., Пардаев А. “Ta`limda innovatsion texnologiyalar”,Ташкент, 2008. — 182 с.
  2. Д. К. Абдураҳмонова “Бошланғич синф ўқитувчилари учун болага таълим бериш билан биргаликда уларнинг ҳаётий кўникмаларини ривожлантиришга қаратилган машқлар тўплами ”,Ташкент, 2008. — 36 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, игра, класс, ребенок, процесс урока, процесс обучения, метод обучения, управленческий метод, общеобразовательная школа, урок математики.


Похожие статьи

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Наш XXI век можно с полной уверенностью назвать веком развития информационных технологий, всеобщей глобализации. Это накладывает определённый отпечаток на развитие детей, этот процесс начинается намного раньше.

Особенности методов обучения в начальных классах средней...

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, учебный процесс, учитель, ученик, устный рассказ, преподаватель, устный метод, учебный материал

Взгляд на преподавание родного языка в начальных классах общеобразовательной школы.

Видеоурок — новый метод обучения | Статья в сборнике...

Видеоурок — новый метод обучения. Автор: Гатовская Диана Алексеевна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Основные термины (генерируются автоматически): тип видеоурока, учащийся, процесс обучения, видео, время, материал.

Проблемы преподавания математики в начальных классах...

Наряду с ним используют метод беседы. В процессе беседы учитель ставит перед учениками задачи, в решении которых последние должны будут использовать уже имеющихся знаний. Методика преподавания математики тесно связана с другими науками прежде всего с...

Использование проектного метода на уроках математики при...

Актуальность применения метода проектов в начальном образовании обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса с целью личностного и познавательного развития детей.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Контролировать учащихся намного сложнее, так как учитель не руководит процессом игры.

Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств.

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО.

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей...

Методы обучения родному языку в начальных классах средней...

Ключевые слово: начальные классы, методы обучения, синектика, мозговой штурм, модель «Vark», наглядные пособия, идея, игра.

Уроки чтения призваны улучшить методику речи ученика, обогатить его словарный запас. На уроках математики ученики учатся сложению и...

Введение адаптивных методов обучения при решении уравнений...

Математика как школьный предмет является одним из компонентов общеобразовательной подготовки учащихся средней школы и

Можно сказать, что всё, что делается для урока и на уроке — все для ученика. Надо заниматься не учением во имя математической науки, а...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взгляд на методы обучения в начальных классах...

Наш XXI век можно с полной уверенностью назвать веком развития информационных технологий, всеобщей глобализации. Это накладывает определённый отпечаток на развитие детей, этот процесс начинается намного раньше.

Особенности методов обучения в начальных классах средней...

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, учебный процесс, учитель, ученик, устный рассказ, преподаватель, устный метод, учебный материал

Взгляд на преподавание родного языка в начальных классах общеобразовательной школы.

Видеоурок — новый метод обучения | Статья в сборнике...

Видеоурок — новый метод обучения. Автор: Гатовская Диана Алексеевна. Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы.

Основные термины (генерируются автоматически): тип видеоурока, учащийся, процесс обучения, видео, время, материал.

Проблемы преподавания математики в начальных классах...

Наряду с ним используют метод беседы. В процессе беседы учитель ставит перед учениками задачи, в решении которых последние должны будут использовать уже имеющихся знаний. Методика преподавания математики тесно связана с другими науками прежде всего с...

Использование проектного метода на уроках математики при...

Актуальность применения метода проектов в начальном образовании обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса с целью личностного и познавательного развития детей.

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Контролировать учащихся намного сложнее, так как учитель не руководит процессом игры.

Метод личностно-ориентированного обучения в классе фортепиано в Детской музыкальной школе и Детской школе искусств.

Игра как метод обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Деловая игра как метод интерактивного обучения на уроках обществознания в образовательных учреждениях СПО.

Дидактическая игра как основной метод обучения в группах для детей с ОНР. Ролевая игра как метод обучения иностранному языку в высшей...

Методы обучения родному языку в начальных классах средней...

Ключевые слово: начальные классы, методы обучения, синектика, мозговой штурм, модель «Vark», наглядные пособия, идея, игра.

Уроки чтения призваны улучшить методику речи ученика, обогатить его словарный запас. На уроках математики ученики учатся сложению и...

Введение адаптивных методов обучения при решении уравнений...

Математика как школьный предмет является одним из компонентов общеобразовательной подготовки учащихся средней школы и

Можно сказать, что всё, что делается для урока и на уроке — все для ученика. Надо заниматься не учением во имя математической науки, а...

Задать вопрос