Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 июля, печатный экземпляр отправим 29 июля.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (201) апрель 2018 г.

Дата публикации: 16.04.2018

Статья просмотрена: 1652 раза

Библиографическое описание:

Легчилина, Е. С. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе на уроках математики / Е. С. Легчилина, Т. А. Кондрашенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 15 (201). — С. 229-232. — URL: https://moluch.ru/archive/201/49352/ (дата обращения: 11.07.2020).



Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [1] ориентирует школы не только на достижение предметных образовательных результатов, но и на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими их успешность на всех этапах дальнейшего образования. Формирование универсальных учебных действий (УУД) направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Метапредметные результаты образовательной деятельности включают в себя: познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД.

По мнению Бунеева Р. Н. регулятивные УУД являются одними из наиболее актуальных в современном учебном процессе, так как, для дальнейшего успешного существования в современном обществе, ребенок должен научиться ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации, уметь контролировать свои действия и оценивать полученный результат, т. е. организовывать собственную деятельность от этапа целеполагания до контрольно-оценочного [3].

В ФГОС указывается, что в «сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение» [1, с.41].

Таким образом, регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащихся организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели –через планирование действий — к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции (вносить поправки, дополнения), к преодолению препятствий (волевая саморегуляция).

В своей статье мы остановимся на формировании регулятивных УУД у первоклассников.

В начальной школе этот процесс весьма длительный и непростой, он предполагает постоянное предъявление к школьникам ряда определённых требований. В 1 классе регулятивные действия выполняются только под руководством учителя. Во 2 классе идёт переход от руководства учителем к самостоятельной организации своей работы, а в 3-м и 4-м классах дети должны уже самостоятельно организовывать свою деятельность, уметь ставить перед собой цель, добиваться её и давать оценку полученным результатам [2].

Приступая к работе в 1-Д классе МБОУ «СШ № 21 им. Н. И. Рыленкова» г. Смоленска. мы запланировали на весь период обучения в начальной школе следующие направления по формированию регулятивных УУД:

– способность понимать и удерживать учебную задачу, стремиться её выполнить;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

предвидеть возможность получения конкретного результата;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия.

На протяжении всего учебного года проводилась систематическая работа по формированию регулятивных УУД у первоклассников.

Например, способность понимать и удерживать учебную задачу, начинает формироваться с осознания учащимися смысла самих понятий: тема урока, цель урока, которые тесно связаны между собой.

Первоначально тему и цель урока озвучивает учитель, добиваясь понимания темы обучающимися, затем просит пояснить, о чём будет говориться на уроке, чему будем учиться на уроке. Тема урока записывается на доске, чтобы в конце урока снова вернуться к ней, повторить ее, убедиться, что ученики поняли и удержали в памяти название темы урока и поставленные цели.

Дети должны учиться не только ставить цель урока, но и планировать свои действия. В этом направлении наша работа начиналась с введения понятия «план»: «Ребята, план — это порядок, последовательность действий. Мы с вами познакомимся с двумя видами плана: план как алгоритм (решение учебных задач) и как инструкция

(например, как чистить зубы). План решения учебной задачи предлагается учителем в устной форме: «Сегодня мы с вами познакомимся с числом и цифрой 0; узнаем, как можно прибавить и вычесть число 0; научимся вычислять значения числовых выражений с нулем».

Из наблюдений за работой учащихся стало понятно, что при формировании УУД планирования действенны такие приёмы, как обсуждение готового плана решения учебной задачи и работа с деформированным планом решения учебной задачи.

Немаловажную роль в формировании регулятивных УУД играет контроль и оценка достигнутых результатов. Так как в первом классе безотметочное обучение, то для того, чтобы ребенок учился контролировать и оценивать свою деятельность мы использовали показ смайликов: «Ребята, поднимите «весёлый смайлик», если вы довольны своей работой на уроке (справились с заданием, все получалось, все было понятно), «простой», если было трудно, но вы постарались и справились с заданием и «грустный», если требуется помощь (трудно, задания сложные).

Для диагностики сформированности некоторых регулятивных универсальных учебных действий на конец первого года обучения нами был проведена проверочная работа, которая включала следующие виды заданий:

  1. На сформированность элементов контроля и оценивания действий (преднамеренные ошибки).

Задание: «Ребята, вам необходимо выписать выражения, в решении которых допущена ошибка, и решить их правильно

7 + 3–2 = 8 8–7 + 6 = 8

6– 4 + 7 = 10 1 + 8–6 = 3».

  1. «Сравнение». В процессе выполнения данного задания определяется умение последовательно выстраивать действия при сравнений численности множеств предметов, адекватно пользоваться речью для регуляции своих действий.
  2. На проверку умения работать по плану. Сформированность этого действия проверялась в ходе работы с текстовой задачей.

Учащимся предлагалось такое задание:

«В вазе лежало 7 конфет. Вова съел 4 конфеты. Сколько конфет осталось в вазе?».

Незнайка захотел решить эту задачу, но запутался. Помоги ему.

Перед тобой план решения задачи Незнайкой. Восстанови правильную последовательность действий и реши задачу.

Выделить условие

Выделить вопрос

Прочитать задачу

Сделать краткую запись

Записать ответ

Решить задачу

Это задание позволило выявить умение составлять план и определять последовательность действий, а также умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных кем-то, в данном случае Незнайкой, ошибок.

  1. В этом задании проверялось умение преобразовывать практическую задачу в познавательную (проблемная ситуация). Анализ выполнения задания позволил определить, насколько у учащихся 1 класса сформировано умение ставить новые учебные задачи и находить их решение.

В задании семь числовых выражений содержали действия с числами первого десятка, а одно с числами второго десятка, действия с которыми еще не изучались.

Найдите значения числовых выражений:

2+2=10+2=

5–3=3–0=

10+0=6+4=

7–1=4+5=

Какое выражение оказалось для вас новым? Кто догадался, как найти его значение?

Анализ ситуации привел к постановке и решению новой учебной задачи, а именно, выполнение действий с числами второго десятка.

Полученные результаты проверочной работы приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики сформированности регулятивных УУД

Задания

Справились

Не справились

Чел.

%

Чел.

%

1

Преднамеренные ошибки

13

65

7

35

2

Сравнение

16

80

4

20

3

Решение текстовых задач

14

70

6

30

4

Проблемные ситуации

17

85

3

15

Анализ полученных результатов показал, что с заданием на выявление преднамеренных ошибок справились 65 % учащихся, с заданиями на сравнение справились 80 % детей, а задание по работе с деформированным планом решения текстовых задач не является сложным для 70 % учащихся, наиболее успешно дети справились с разрешением проблемной ситуации — 85 % обучающихся.

Таким образом, большая часть класса в первый год обучения в достаточной степени овладела некоторыми доступными для них элементами регулятивных УУД, формируемыми на изучаемом предметном содержании, такими как, как сравнение, оценка, планирование и разрешение проблемной ситуации.

Подводя итоги первого года обучения можно сделать вывод, что последовательность шагов по формированию регулятивных УУД была определена нами правильно. Сначала ребенок усваивает предлагаемый учителем образец и постепенно учится различать в этом образце важные элементы (условия). Одновременно ребенок начинает понимать, что этапы выполнения действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату. То есть ученик выходит на понимание способа действия. Лишь овладев способом, научившись ориентироваться на его существенные стороны, усвоив слова, которые этот способ обозначают и описывают, ученик может сознательно встраивать его в учебную деятельность.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Р. Ф., М.: Просвещение, 2010. 41 c.
  2. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2009. 52 с.
  3. Развитие общеучебных умений — путь к функционально грамотной личности /Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев и др. // Начальная школа плюс «до и после»,. 2006. № 6. С. 25–28.
Основные термины (генерируются автоматически): учебная задача, действие, задание, урок, ребенок, задача, проблемная ситуация, начальная школа, практическая задача, проверочная работа.


Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие.

Характерные признаки проблемности на занятии, вдеятельности детей: − Возникает состояние интеллектуального затруднения

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Урок — это решение «цепочки» учебных задач. Учебную задачу можно перевести в учебную ситуацию, т. е. поставить

Учебная ситуация на уроке мотивирует ребенка к обучению.

М.: Вентана-Граф, 2012 (Начальная школа XXI века). Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

проблемное обучение, задача, урок математики, ящик груш, ящик яблок, ситуация, создание, активная самостоятельная деятельность, проблемная ситуация, творческое овладение.

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач через дифференциацию.

Выполнение тестовых заданий, контрольная работа, защита мини-проектов.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития...

Типы проблемных ситуаций. Создание «ситуации успеха». Детям предлагаю задания, опирающиеся на имеющийся опыт.

Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут...

Реализация деятельностного подхода на уроках математики...

начальная школа, проблемное обучение, групповая форма работы, учащийся, задание, самый урок, собственная деятельность, групповая работа, друг друга, учебная деятельность учащихся.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной...

Дифференциация — это действие, задача которого — в

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности разделяют на: задания

Дифференциация учебных заданий по объёму предполагает, что несколько обучающихся выполняют основное задание и ещё дополнительное.

К вопросу об учебно-практических задачах обучения младших...

В статье рассматриваются учебно-практические задачи обучения младших школьников писать сочинение-описание, выделенные на основе действий редактирования текста. Использование учебно-практических задач обучения на уроках развития речи...

Использование жизненного опыта обучающихся при решении...

Роль задач на начальном этапе обучения. Задачи играют особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся

Предметисследования — моделирование проблемной ситуации при решении сюжетных задач с использованием личного жизненного опыта детей.

Похожие статьи

Проблемная ситуация как условие развития познавательной...

Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие.

Характерные признаки проблемности на занятии, вдеятельности детей: − Возникает состояние интеллектуального затруднения

Методическая разработка урока русского языка в первом классе...

Урок — это решение «цепочки» учебных задач. Учебную задачу можно перевести в учебную ситуацию, т. е. поставить

Учебная ситуация на уроке мотивирует ребенка к обучению.

М.: Вентана-Граф, 2012 (Начальная школа XXI века). Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Технологии проблемного обучения как средство формирования...

проблемное обучение, задача, урок математики, ящик груш, ящик яблок, ситуация, создание, активная самостоятельная деятельность, проблемная ситуация, творческое овладение.

Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Моделирование ситуаций, решение проблемных задач через дифференциацию.

Выполнение тестовых заданий, контрольная работа, защита мини-проектов.

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

Проблемно-диалогическое обучение как фактор развития...

Типы проблемных ситуаций. Создание «ситуации успеха». Детям предлагаю задания, опирающиеся на имеющийся опыт.

Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут...

Реализация деятельностного подхода на уроках математики...

начальная школа, проблемное обучение, групповая форма работы, учащийся, задание, самый урок, собственная деятельность, групповая работа, друг друга, учебная деятельность учащихся.

Дифференциация на уроках окружающего мира в начальной...

Дифференциация — это действие, задача которого — в

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности разделяют на: задания

Дифференциация учебных заданий по объёму предполагает, что несколько обучающихся выполняют основное задание и ещё дополнительное.

К вопросу об учебно-практических задачах обучения младших...

В статье рассматриваются учебно-практические задачи обучения младших школьников писать сочинение-описание, выделенные на основе действий редактирования текста. Использование учебно-практических задач обучения на уроках развития речи...

Использование жизненного опыта обучающихся при решении...

Роль задач на начальном этапе обучения. Задачи играют особую роль в повышении качества знаний, умений и навыков учащихся

Предметисследования — моделирование проблемной ситуации при решении сюжетных задач с использованием личного жизненного опыта детей.

Задать вопрос