Слуховое восприятие — основа создания образов внешнего мира у детей с нарушением зрения
Авторы: Жукова Татьяна Владимировна, Полюхова Екатерина Валентиновна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2014)
Дата публикации: 31.10.2014
Статья просмотрена: 2512 раз
Библиографическое описание:
Жукова, Т. В. Слуховое восприятие — основа создания образов внешнего мира у детей с нарушением зрения / Т. В. Жукова, Е. В. Полюхова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6435/ (дата обращения: 17.12.2024).
Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.
Причем у всех детей, имеющих остаточное зрение, как бы мало оно ни было, именно зрение играет ведущую роль в познании и чувственном отражении окружающего мира. Однако это не значит, что при грубых нарушениях зрения человек теряет такое же количество впечатлений, так как некоторые анализаторы могут отражать одну и ту же сторону, что и другие. Нарушение чувствительности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри- и межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем и образованию свойственной только слабовидящему ребенку специфической психологической системы, когда другие члены системы принимают участие в работе каждого ее члена, оказывая ему поддержку и содействие.
Слуховой анализатор является одним из главных сенсорных систем. Воспринимая звуки, ребенок ориентируется в окружающей среде, общается с другими людьми, обменивается опытом в учебной, игровой и трудовой деятельности. Однако дети с глубокими нарушениями зрения не используют в должной мере сохранные анализаторы для восполнения чувственной информации, полагаясь на остаточное зрение, хотя образы внешнего мира и у них никогда не бывают одномодальными: их структура сложна и всегда включает информацию, получаемую от анализаторов, и сохранных, и нарушенных [1, 2].
Роль слуха в жизни и деятельности детей с нарушением зрения значительно больше, чем у нормально видящих [3]. Ведь у слабовидящих детей звуковые ощущения и восприятия имеют не только предметное, но и сигнальное значение. По колебаниям тембра, интонации, громкости голоса, на дистанции или вблизи слабовидящие дети могут судить о человеке, его настроении, характере, суждениях, отношении к окружающим и о психических состояниях, не видя, зачастую, его мимики и жестов [4].
Однако практика работы со слабовидящими дошкольниками показывает, что изощренность их слуха не является автоматически возникающей, она связана с индивидуальными отличиями и в большей степени зависит от постоянного использования слуха в пространственной ориентации и практической деятельности, что и приводит к повышению как абсолютной, так и различительной чувствительности. Повышение слуховой чувствительности при нарушении зрения возникает благодаря более активной работе слухового анализатора при изменившихся условиях, вследствие усиленной тренировки, специальной ориентировки и научению [5].
Работая с детьми с нарушением зрения, мы убедились, что полная или частичная утрата функций зрения ограничивает поступление количества ощущений, тем самым, снижая полноту, точность и дифференцированность восприятия предметов окружающего мира, делая ребенка менее уверенным и более зависимым от окружающих его взрослых.
При этом дети с нарушением зрения не стремятся использовать другие анализаторы для восполнения недостающей информации, так как не имеют знаний о работе и возможностях своего организма.
Мы решили попробовать изменить ситуацию, помочь детям в осознании своего дефекта и возможностей своего организма, в частности слухового восприятия. И уже на базе развивающегося слухового восприятия создать качественно новую зрительно-слуховую основу получения информации об окружающем мире, позволяющую более эффективно компенсировать влияние сенсорного дефекта на общее психическое развитие ребенка с нарушением зрения.
А это значит, что специальная коррекционная работа должна быть направлена на решение таких задач:
1. Осознание сенсорного дефекта и своих сенсорных возможностей.
2. Обогащение представлений детей о звуках окружающего мира.
3. Развитие музыкально-слуховых ощущений.
4. Обогащение информации об окружающем пространстве с привлечением зрительно-слуховой сферы.
Таким образом, перед нами встала необходимость создание комплекса специальных коррекционных занятий, обеспечивающих компенсацию нарушенных зрительных функций, а также вторичных отклонений в развитии, осуществляемых в условиях различных форм учебной, игровой и практической деятельности с включением коррекции первичного дефекта /технические средства/ и развития слуха.
Именно для решения этой важнейшей задачи нами была разработана система занятий по самопознанию «Я человек». На этих занятиях дети с помощью дидактических игр, игровых упражнений, художественного слова /загадок, потешек, стихов, рассказов/ приобретали знания о себе — как полноправном члене социума, учились проявлять свои положительные качества и сдерживать отрицательные, познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы (в том числе слух) для компенсации зрительной депривации. Занятия по темам «Мои умные помощники», «Звук и уши», «Уши — орган слуха», «Умные ушки» и другие знакомили детей с органом слуха, его функциональными возможностями. Дети учились использовать информацию, полученную с помощью слуха в совокупности с информацией от других анализаторов, выделять основные и второстепенные признаки воспринимаемых объектов. Однако эти признаки не становились еще обобщенными ориентирами и могли быть использованы в таком качестве только при узнавании конкретных предметов, так как выделенные свойства не связывались еще детьми в единую, целостную систему с присущей ей иерархией признаков.
Особое значение в этой работе, на наш взгляд, имели экскурсии, наблюдения, целевые прогулки, дидактические игры и игровые упражнения, подвижные игры, физкультурные, музыкальные и логопедические занятия, обучение игре на музыкальных инструментах.
В процессе такого обучения полученные знания закреплялись благодаря комплексному подходу к формированию представлений детей о полимодальном способе информации. У детей вырабатывался обостренный слух, способность к сосредоточенному слуховому вниманию, хорошо натренированная слуховая память.
Вместе с тем наши усилия были направлены на закрепление навыков и умений выделять ориентиры, в том числе и звуковые, анализировать их, осмысливать и применять их на практике, создавать обобщенный образ пространства на полисенсорной основе с использованием нарушенного зрения. Это важно, потому что у детей с нарушением зрения особенно страдает ориентация в незнакомом пространстве, их пугает присутствие новых звуков, голосов, шумов. Для более полноценной адаптации детей необходимо совершенствовать навыки ориентирования с использованием слуха, автоматизировать их, усваивая специфические правила пользования транспортом, поведения на остановках, улицах, переходах и т. д.
Особенно эффективно в этой работе было использование: утренней гимнастики, подвижных игр и спортивных развлечений, физкультурных занятий, экскурсий за пределы детского сада, дидактических игр, музыкальных занятий.
Перспективный план развития слухового внимания у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
Месяц |
Коррекционные задачи |
Содержание работы |
Сентябрь |
— Обогащать представления детей о звуках окружающего мира. — Учить ориентироваться на голос воспитателя и другие звуковые сигналы. — Обучать способам обследования на слух. — Формировать умение выделять и различать звуки природы. |
— Экскурсия по помещениям групповой комнаты с целью исследования звукового наполнения с использованием зрения и без него. — Экскурсия по помещениям бытовых комнат с целью исследования звукового наполнения с использованием зрения и без него. — Проведение занятий по системе самопознания «Я — человек». — Целевые прогулки в сквер с целью исследования звуков природы. — Дидактические игры и упражнения. — Подвижные игры. |
Октябрь |
— Расширять представления об окружающем пространстве с привлечением зрительно-слуховой сферы. — Учить определять помещения по исходящим оттуда звукам. — Учить выполнять различные движения на звуковой сигнал. |
— Экскурсии по помещениям медицинского блока с целью исследования звукового наполнения и с использованием зрения и без него. — Целевые прогулки в парк с целью исследования звуков природы. — Проведение занятий по системе самопознания «Я — человек». — Дидактические игры и упражнения. — Подвижные игры. |
Ноябрь |
— Уточнять представления детей о звуках окружающего мира. — Учить различать шумы города. — Учить искать предметы, издающие звуки. |
— Проведение занятий по системе самопознания «Я — человек». — Экскурсии по помещениям детского сада: коридор, музыкальный зал, спортивный зал с целью исследования звукового наполнения с использованием зрения и без него. — Целевые прогулки по ближайшим улицам, с целью знакомства со звуками улицы. |
Декабрь |
— Продолжать развивать слуховые ощущения. — Учить выделять звуки на улицах города. |
— Экскурсии по помещениям кухни и прачечной с целью исследования звукового наполнения с использованием зрения и без него. — Целевые прогулки к автодороге, к перекрестку с целью знакомства со звуками транспорта. — Целевые прогулки в сквер с целью исследования звуков природы в разные времена года. |
Январь |
— Подвести к осознанию своего сенсорного дефекта и своих сенсорных возможностей. — Упражнять в определении, различении, назывании и классификации предметов на слух. |
— Проведение занятий по системе самопознания «Я — человек». — Экскурсии по помещениям смежных групповых комнат с целью исследования звукового наполнения с использованием зрения и без него. — Целевые прогулки к трамвайной остановке, к остановке автотранспорта с целью знакомства со звуками транспорта. |
Февраль |
— Учить слышать и различать звуки по высоте, тембру, длительности, динамике, ритму. |
— Музыкально-дидактические игры и упражнения. — Игры-драматизации. — Целевые прогулки к трамвайной остановке, к остановке автотранспорта с целью знакомства со звуками транспорта. |
Март |
— Совершенствовать слуховые ощущения. — Продолжать развивать умение определять, различать, называть и классифицировать предметы на слух. |
— Проведение занятий по системе самопознания «Я — человек». — Дидактические игры и упражнения. — Подвижные игры. — Целевые прогулки в сквер с целью исследования звуков природы в разные времена года. |
Апрель |
— Совершенствовать и расширять слуховые ощущения. — Развивать умение выделять и различать шумы и звуки улиц города. |
— Проведение занятий по системе самопознания «Я — человек». — Дидактические игры и упражнения. — Музыкально-дидактические игры и упражнения. — Целевые прогулки к автодороге, к перекрестку, на площадь с целью обогащения звукового наполнения. |
Май |
— Обогащать представления детей о звуках окружающего мира. — Совершенствовать умение выделять и различать звуки природы. |
— Целевые прогулки в парк, с целью исследования звуков природы в разные времена года. — Дидактические игры и упражнения. — Подвижные игры. |
Литература:
1. Алексеев О. Л. Особенности функционирования тифлосистем с аномальным оператором//Дефектология.- 1990. — № 1.- С.4–8
2. Григорьева Л. П. Проблема компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей//Дефектология.- 1999. — № 2. — С. 9–18
3. Григорьева Л. П. Системная модель компенсации нарушений перцептивно-когнитивного развития детей и ее экспериментальная верификация//Дефектология.- 1999. — № 3. — С. 22–29
4. Дорофеева Т. А. Формирование представлений о сенсорных возможностях у младших школьников с нарушением зрения в рамках коррекционной программы «Ребенку о нем самом» //Дефектология.- 2002. — № 6. — С.47–50
5. Селезнева Е. В. Осознание ребенком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира //Дефектология. — 1996. — № 1. — С.67–73.