Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №13 (408) апрель 2022 г.

Дата публикации: 01.04.2022

Статья просмотрена: 692 раза

Библиографическое описание:

Кадыш, Д. С. Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией / Д. С. Кадыш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 13 (408). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/408/89931/ (дата обращения: 18.11.2024).



Наше исследование посвящению изучению особенностей и формированию мануального праксиса у детей с дизартрией младшего школьного возраста в контексте работы по коррекции графомоторных навыков.

Графомоторные навыки, по М. М. Безруких, — это «определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения».

Термин праксис, от слова «praxis» — действие, обозначает координированное, сознательное произвольное движение или действие. [11] Прилагательное мануальный, от латинского слова «manus» — рука, означает «производимый руками, воздействием рук». [7]

Термин праксис предполагает практическое (предметное) действие, каких человек способен освоить огромное множество: от примитивных, например, бытовых, до сложнейших, например, творческих, профессиональных и др.

Проблемой развития и формирования графомоторных навыков занимались такие ученые, как А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Т. С. Комарова, М. М. Кольцова, Т. Н. Головина, М. М. Безруких и другие.

К. Липманн, немецкий невролог, создал учение о праксисе и его нарушениях — апраксии, развив и уточнив положения, выдвинутые еще неврологом К. Вернике. Липманн выделял, что праксис — это система не только предметных, но и, что принципиально важно, произвольных действий. Когда эта способность теряется, возникает апраксия. Интересно, что непроизвольно те же самые действия человек с данным нарушением может легко повторить.

К. Липманн выделил, что любой двигательный акт — это серия отдельных движений с общим замыслом. Этот замысел К. Липманн определил как «идеаторный эскиз (набросок)». Смысл его заключается в плане действия, который раскрывается через отдельные двигательные акты — «кинетические мелодии». [3, с. 26] Также совершение действия базируется на передаче представлений о нем в исполнительный (моторный) центр.

Итак, структура праксиса как высшей психической функции состоит из трех звеньев: идеаторного, передаточного и исполнительного.

Кратко осветим онтогенез развития мануального праксиса. С 1 до 3 месяцев дети двигаются активно непроизвольно (их движения еще называют массивными), неловко дотягиваются до предметов руками. С 4–5 месяцев рука становится манипуляторным органом, но большой палец до 7–8 мес. еще не используется. Действия рук не имеют согласования в работе до 5–6 мес. К 7–10 мес. зрительно-моторная координация высоко развивается, но характер игр — лишь манипуляторный. К 12 мес. мануальный праксис достигает высокого развития, дети берут предметы большим и указательным пальчиками.

В 1,5 года они строят башню, копируют взрослых: «кормят» зверей, «читают» и др. К 2-м годам умеют держать в руке несколько предметов, листать страницы и др. В 2–3 года — правильно держат карандаш, рисуют каракули, собирают конструктор, лепят и др. В 4 года дети рисуют простые фигуры, а к 6–7 г. рисуют более детально, пробуют писать, играют с мелкими предметами. С 7 до 10 лет механизмы движений налаживаются, дозревая автоматически. К 11 годам оттачиваются их мелкие и точные движения.

Расскажем об особенностях мануального праксиса у детей-дизартриков младшего школьного возраста.

Мануальный праксис у детей с дизартрией сильно отстает от нормы, ввиду нарушений общей и мелкой моторики, а также незрелости сложных произвольных форм зрительно-моторной координации.

Кистевые и пальцевые движения рук детей-дизартриков отличаются недоразвитым кинестетическим и динамическим праксисом, низкой регуляцией мышечного тонуса, недостаточным уровнем развития координации, астереогнозом, а иногда и наличием синкинезий или гиперкинезов, тремора. Эти дети не любят играть с мелкими предметами, неправильно их держат, роняют.

Так как у них снижена двигательная активность, они неаккуратны и неосторожны, часто неопрятны. В связи с этим дизартрики отличаются низкой мотивацией к обучению новым двигательным навыкам. Любой моторный алгоритм закрепляется у них долго. При работе руками отмечается скорая утомляемость.

У детей с нарушением мануального праксиса отмечается потеря элементов при выполнении серий движений. То есть в игре, танце, прописывании и других заданиях с определенным порядком у них возникают трудности. Мы сказали выше, что любой двигательный акт по К. Липманну — это серия отдельных движений с общим замыслом, «идеаторным набросоком». Выходит, что у дизартриков отдельные двигательные акты, «кинетические мелодии», могут выпадать. Это обуславливает их неловкость.

Старшие дошкольники затрудняются проводить прямые, ломаные и волнистые линии в разных направлениях. Иногда вместо воспроизведения букв у них можно встретить изображение непонятных каракуль. Они неправильно держат карандаш, нажимая на бумагу слишком сильно или, наоборот, слишком слабо. Даже при обводке не могут полностью выдержать контур, а при штриховке — выходят за границы контура рисунка и нарушают расстояние между линиями. Копируя, дети изменяют размеры сложных фигур, нарушают их пропорции, сильно увеличивая или уменьшая.

В школе у дизартриков наблюдается плохой почерк, «несоблюдение интервалов между буквами в словах, неравномерная расстановка слов в строке, несоблюдение масштаба (чрезмерно размашистые или узкие, слишком крупные или мелкие буквы), невыдержанность линейности при письме, несвязность, угловатость или зеркальность букв». [4, с. 30]

Мы обследовали второклассников — детей 7–8-летнего возраста с дизартрией в количестве 10 человек по методике Д. Элтона, Д. Тейлора, а точнее, ее второму блоку. Мы предложили детям задания на вращение карандаша, изображение точек в центре круга, рисование отрезков, прохождение лабиринта и штриховку фигур, позволяющие выявить двигательные способности младших школьников и их слабые стороны.

Мы выявили, что детей с низким уровнем развития графомоторных навыков — 2 человека (20 % от общего количества), с недостаточным — 4 чел. (40 %), с высоким — также 4 чел. (40 %). Низкий и недостаточный уровни вместе составляют 6 чел. (60 % от общего количества), а это — больше, чем половина детей, кто имеет трудности в овладении письмом и в работах по русскому языку. У этих детей есть трудности с удержанием карандаша, проведением прямых и волнистых линий и штриховым заполнением фигур, у них отмечается плохой почерк и быстрая утомляемость. С 6-ю этими учащимися мы провели следующий формирующий эксперимент на базе МАОУ «Фроловская средняя школа «Навигатор» Пермского района в январе-феврале 2022 г.

Выдвинув гипотезу о том, что эффективной для формирования мануального праксиса будет работа, состоящая из нижеследующих этапов, мы разработали тематическое планирование. Оно состояло из:

I этапа с названием «Развитие мелкой моторики и нормализация мышечного тонуса. Пластилинография»;

II этапа с названием «Развитие зрительно-моторной координации при графической деятельности»;

III этапа с названием «Развитие пространственной ориентировки на листе бумаги»;

IV этапа с названием «Развитие письменных навыков, формирование почерка».

Работа по формированию мануального праксиса как компонента графомоторных навыков была рассчитана на 22 занятия.

На I этапе мы рисовали картины восковым пластилином, повторяя и закрепляя уже известные детям с дошкольного возраста основные приемы работы в данной технике: размазывание, заглаживание, сплющивание, раскатывание, вытягивание и др. Эти упражнения были нацелены на развитие у детей:

— подражательной способности;

— умения напрягать и расслаблять мышцы;

— умения сохранять положение пальцев некоторое время;

— навыков тонких дифференцированных движений.

На II этапе мы развивали зрительно-моторную координацию с помощью заданий на обводку Иншаковой О. Б. [5] и на штриховку — Нянковской Н. Н. [8] из их авторских пособий. Мы обводили контуры различных предметов: начиная от простых геометрических фигур и заканчивая силуэтами картинок (неровной свечи, бабочек на цветке и др.) Штриховкой заполняли следующие фигурки: флажков, вазочек, ежиков, листьев и т. п., прямыми и волнистыми линиями.

Данные упражнения были направлены на то, чтобы научить детей:

— удерживать нужное положение корпуса и рук;

— правильно удерживать карандаш и ручку: инструмент должен быть на среднем пальце, сверху — указательный, снизу — большой пальцы, и при этом кисть руки опирается на мизинец, и нигде нет напряжения;

— зрительно контролировать движения рук;

— выдерживать линию, сохранять ее направление и неразрывность;

— выдерживать нужную длительность движения;

— концентрироваться, сохранять силу воли.

На III этапе мы развивали пространственную ориентировку на листе бумаги, с помощью упражнений, подобранных Троян Н. А. в статье «Ориентировка на листе бумаги. Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия». [12] Мы провели такие задания, как «Снежинки падают» и «Бабочки летят» на различение верха и низа листа, «Самолет» и «Машина» — на различение левой и правой сторон, «Я еду на машине», где дети на листе бумаги А3 перемещали машинку по заданному маршруту, разнообразные геометрические диктанты и др.

На этом этапе дети учились:

— различать пространственные выражения относительно листа бумаги: в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой стороне слева и др.;

— различать понятия: сверху-вниз, снизу-вверх, слева-направо и справа-налево;

— быстрее ориентироваться на листе бумаги;

— логически мыслить при графомоторной деятельности;

— тренировать пространственную память.

На IV этапе мы работали над формированием письменных навыков и почерка детей. Для этого мы выстроили занятия на основе общеизвестного метода прописывания, взяв в работу прописи Елены Бортниковой. [9, 10] Мы уделили внимание развитию выносливости, пластичности и ловкости детских рук, а также формированию их волевых качеств при данной деятельности и графической, письменной зоркости. Дети прописывали фигурки, завитки, восьмерки, петельки, криволинейные формы, узоры, а также элементы букв и сами буквы, слоги. Письменное «прохождение» завитков, восьмерок, криволинейных форм чрезвычайно полезно для развития графомоторных навыков, так как ученикам приходится многократно менять направление руки на противоположное.

Предполагаемыми результатами этого этапа были:

— закрепление уже имеющихся навыков прописывания в игровой рисуночной форме;

— повторение письменных образов букв;

— развитие внимательности к деталям при письме;

— закрепление навыка правильного удержания карандаша;

— формирование разборчивого почерка;

— развитие силы, скорости, координированности, точности и ритма движений, а также удобного для каждого ребенка темпа.

После формирующего эксперимента мы провели вторичную диагностику детей. Их результаты повысились на 2, а у кого-то — даже на 3 балла, мы отразили это на графиках данных и можем наблюдать, что вторая кривая баллов располагается на другом уровне. Дети перешли порог между недостаточным и высоким уровнями сформированности графомоторных навыков (высокий уровень — 7–10 баллов, средний или недостаточный — 5–6 баллов и низкий — от 4 и ниже баллов).

В результате наших занятий дети:

— укрепили костно-мышечный аппарат рук, поддержали его тонус, стали выполнять мануальные движения пластичнее и точнее;

— увереннее и правильнее стали удерживать инструмент письма и манипулировать им;

— поддержали и улучшили зрительно-моторную координацию при графомоторной деятельности и повысили темп работы;

— стали четче ориентироваться на листе бумаги при рисовании и письме;

— развили силу и скорость графомоторных навыков, их размах и координированность, а также уверенность в себе.

Линии у детей, как ровные, так и извивающиеся, стали увереннее, точнее, штриховка намного больше соответствует образцу, лабиринт получается быстрее, а при прописывании отклонений от пунктирных линий стало меньше. Буквы, слоги и слова при письме выглядят аккуратнее и ровнее, одинаковы по размеру, ровно соединены, и интервалы между ними соблюдаются. В детях в письменной деятельности чувствуется потенциал, а у них самих отмечается высокая мотивация и интерес к улучшению письменных навыков.

Мы увидели, что показатели графомоторных навыков детей повысились количественно и качественно.

Мы подтвердили, что созданные нами условия являются эффективными для формирования мануального праксиса у детей с дизартрией младшего школьного возраста.

Сделаем вывод, что систематические занятия пластилинографией, заданиями на зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку и прописывание приносят детям колоссальную пользу в развитии мануального праксиса и письменных навыков в целом.

Литература:

  1. Безруких, М. М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям [Текст] / М. М. Безруких — Москва: Просвещение, 2002. — 13 с.
  2. Буцикина, Т.П., Вартапетова, Г. М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] / Т. П. Буцикина, Г. М. Вартапетова // Логопед. — № 3 –2005. — С.84–94.
  3. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов [Текст] / Т. Г. Визель. — Москва, АСТАстрель Транзиткнига, 2005. — 384 с.
  4. Глебова, А. О. Формирование графических умений у детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук [Текст] / А. О. Глебова — Москва: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2009. — 178 с.
  5. Иншакова, О. Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5–7 лет. Часть 1 [Текст] / О. Б. Иншакова — Москва, Владос, 2003. — 112 с.
  6. Консультация «Нетрадиционная техника лепки» Акимовой Н. В. [Электронный ресурс] / nsportal.ru
  7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений [Текст] / С. И. Ожегов под общ. ред. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — Москва, Мир и образование, 2015. — 1376 с.
  8. Пишем, штрихуем, читаем, считаем, решаем. Большая тетрадь прописей Нянковской Н. Н. [Электронный ресурс] / liveinternet.ru
  9. Рабочая тетрадь «Мои первые прописи» для детей 5–6 лет Е. Бортниковой [Электронный ресурс] / детский-мир.net
  10. Рабочая тетрадь «Мои первые прописи» для детей 6–7 лет Е. Бортниковой [Электронный ресурс] / детский-мир.net
  11. Словарь [Электронный ресурс] / infourok.ru
  12. Статья «Ориентировка на листе бумаги. Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия» Троян Н. А. [Электронный ресурс] / ext.spb.ru
  13. Статья на тему «Методические приемы обучения дошкольников нетрадиционным методам рисования пластилином (пластилинография)» Николаевой Г. В. [Электронный ресурс] / infourok.ru
  14. Таласпаева, А. А. Формирование графомоторных навыков у детей с общим недоразвитием речи (дизартрией) [Текст] / А. А. Таласпаева // Молодой ученый. — № 20(310). — 2020. — с. 620–622.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, зрительно-моторная координация, лист бумаги, навык, III, младший школьный возраст, пространственная ориентировка, развитие, формирование, этап.


Похожие статьи

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Коррекция своеобразия коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Использование эвритмической гимнастики в музыкально-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР в процессе театральной деятельности

Дидактическая игра как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, имеющих нарушения слуха

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией

Применение кинезиологических упражнений в работе с дошкольниками с задержкой психического развития

Формирование невербальных (кинесических) средств общения в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи

Задать вопрос