Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 07.03.2019

Статья просмотрена: 1093 раза

Библиографическое описание:

Кочкина, О. Г. Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха / О. Г. Кочкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/archive/248/56979/ (дата обращения: 16.12.2024).



Аудиовизуальный глобально-структуральный курс (в дальнейшем АВК) — одна из составных частей верботонального метода, используемого в обучении детей с нарушениями слуха. Верботональный метод разработан во второй половине ХХ века академиком Петером Губерина (г. Загреб, Хорватия). Основной идеей метода является утверждение, что язык реализуется и существует в речи, являясь важнейшим средством человеческого общения. Под речью, в свою очередь, понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом). В развитии устной речи неслышащих детей верботональный метод уделяет внимание не только лексическим элементам, но и нелексическим средствам: интонации, ритму, темпу, жестам, пантомимике, напряженности и т. п. Известно, что процессы воспроизведения и восприятия речи связаны между собой. При изменении восприятия и изменяется и речь. Верботональный метод широко применяется в мире. С 2003г. педагогический коллектив нашей школы использует в своей работе элементы верботонального метода.

Из опыта работы с неслышащими детьми мы знаем, что больше всего им не хватает умения говорить и понимать устную речь, свободно общаться в любых бытовых ситуациях. Слышащие дети с рождения погружены в звуковую среду, где предметы, наши действия, переживания и эмоции, оценки, мотивы поведения, поступков выражены через слово. Поэтому, чтобы глухому ребенку овладеть устной речью, нужна языковая среда. Если ее нет, то ее надо создавать искусственно. Главным стимулом должна быть заинтересованность неслышащего ребенка в желании и готовности пользоваться устной речью. Как этого добиться, какие для этого необходимо организовать ситуации — в этом заключается один из основных подходов АВК в обучении устной речи глухих детей.

Под термином «аудиовизуально» подразумевается зрительная и слуховая помощь, когда каждой фразе текста соответствует определенная картинка. Это дает возможность быстрее и легче развивать самостоятельную речь у детей с нарушениями слуха. Ребенок слушает и усваивает грамматические структуры через картинку-текст.

Все уроки АВК построены в форме диалога, являющегося основной языковой формой речевой ситуации. Монологическая речь с психологической точки зрения является более трудной, более ответственной, требует большей подготовки. Диалогическая речь легче. Обычно ее построению помогает обстановка и ситуация, в которой она протекает. Картинки, соответствующие фразам диалога, связаны между собой, так как они должны восприниматься как единое целое.

На каждом занятии, с использованием уроков АВК роль картинки, постепенно меняется. Вначале она необходима, поскольку с ее помощью усваиваются готовые языковые структуры. Но главная цель — сделать картинку ненужной, а это произойдет тогда, когда ребенок усвоит определенную языковую структуру и перенесет ее в другую ситуацию.

Каждая тема АВК рассчитана на несколько уроков, которые в свою очередь включают в себя предусмотренные методикой этапы. На начальном этапе ученик рассматривает расположенные в нужной последовательности картинки и прослушивает готовые фразы к каждой картинке. После этого этапа учитель уточняет правильность понимания ситуации учеником. Здесь возможно использование вопросов как к отдельно взятой картинке, так и ко всей ситуации в целом. Следующий этап — повторение диалога самим учеником с опорой на картинки, когда восстанавливается правильная последовательность картинок и закрепляется речевой материал. Одним из важных этапов является этап работы над содержанием. На уроках, соответствующих этому этапу, учитель может использовать разные варианты работы над содержанием. Например, заменять одни картинки другими, добавлять новые картинки, убирать часть картинок, переставлять картинки местами. Интересен прием «Что было? Что потом?». Ученику предлагается одна картинка. Он должен вспомнить и назвать предыдущую картинку и последующие картинки. Это способствует развитию зрительной и словесной памяти, развивает навыки установления причинно-следственных связей и тренирует речевую активность неслышащих учащихся. На последнем занятии дети проигрывают эту данную ситуацию. Конечная цель АВК — перенос воспринятого речевого материла в самостоятельную речь. В этом ученикам помогает драматизация, способствующая максимальному использованию в новой ситуации слов и фраз пройденной на уроках АВК темы.

На всех этапах АВК производится работа над развитием слухового восприятия и коррекцией произношения учащихся с нарушением слуха.

Для занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения педагогическим коллективом нашего класса разработаны календарно-тематические планы по пособию «Проговори 2», «Русский язык в картинках 1 класс» (младшие и средние классы), «Говорите с нами — 2», «Говорите с нами — 5» (старшие классы).

На первых уроках ребятам предлагался небольшой по объему и в основном знакомый материал. Незнакомые слова или выражения ребята легко понимали из контекста. На начальном этапе мы наблюдали трудности, связанные с запоминанием речевого материала. В дальнейшем, несмотря на увеличение объема предлагаемого речевого материала, запоминание новых слов и фраз происходило быстрее и качественнее. Исходя из личного опыта, могу отметить, что систематическое использование АВК на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения, оказывает положительное влияние на развитие слушания и самостоятельной речи у детей с нарушение слуха. У них значительно обогащается словарный запас, изученный речевой материал переносится в новую ситуацию. Детей исчезает скованность в речевом общении, появляются положительные эмоции и потребность в коммуникации. Речь в целом становится интонационно богаче окрашенной.

Конспект открытого занятия по РСВ иформированию произношения в 5 классе

ТЕМА. Дифференциация звуков А-О-У. Автоматизация звука Ш. Текст «Соня-повариха».

ЦЕЛИ. Формировать навык восприятия на слух речевого материала по данной теме; отработать произносительные навыки на речевом материале данной темы. работать над голосом, темпом, правилами орфоэпии, словесным и логическим ударением; развивать диалогическую и монологическую речь; развивать слуховое внимание, зрительную, слуховую память, мышление, интерес к занятиям по Р. С. В.

ОБОРУДОВАНИЕ. АВК «Русский язык», компьютерная презентация, Верботон Г-20.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Надень наушники. / Я надел наушники. Как ты слышишь? / Я слышу хорошо.

Поздоровайся. /Здравствуйте.

Сегодня на уроке ты будешь слушать, говорить, отвечать на вопросы, работать на компьютере.

Расскажи о себе.

Меня зовут Алина. Моя фамилия Суюнчалиева. Мне одиннадцать лет. Я учусь в пятом классе.

II. Работа над произношением.

Будешь работать на компьютере, правильно говорить звук Ш.

Презентация «Путешествие мышонка Шуши».

III. Работа над АВК.

1. Беседа по содержанию.

На прошлых занятиях мы работали над текстом.

Как называется текст? / Текст называется «Соня-повариха».

Расскажи текст по картинкам.

Скан_20190113коп1.png

Мама готовит обед. Она стоит у плиты. Соня входит в кухню.

Соня: Мама, что ты варишь? Суп? Что сегодня на обед?

Мама: Угадай, что я готовлю.

Соня: В кастрюле ты варишь суп, в сковороде ты жаришь мясо.

Мама: Аэто гарнир к мясу.

Соня: Это каша. Я очень люблю кашу. Мама, можно я помогу тебе готовить?

Мама: Да. Соня, приготовь блины.

Соня: Хорошо. Я буду печь блины. Папа и Шура любят блины. Мы все любим блины.

Папа: Соня, скажи, обед готов?

Соня: Да. Обед готов, а на десерт блины.

Папа: Наша Соня-повариха

И печет, и жарит лихо.

Заходите на блины

Говорят, они вкусны.

2. Работа над различением на слух фраз из АВК.

Будешь слушать предложения. Я буду слушать предложения.

Ученица слушает предложения, слова из текста со ЗУА, с ИСА.

3. Работа над содержанием.

Будешь отвечать на вопросы. / Я буду отвечать на вопросы.

Что делает мама? / Мама готовит обед. Кто входит в кухню? / Соня входит в кухню.

Что варит мама? / Мама варит суп. Что жарит мама? / Мама жарит мясо.

Какой гарнир к мясу? / Гарнир к мясу — каша.

Что будет делать Соня? / Соня будет помогать маме готовить.

Что будет готовить Соня? / Соня будет печь блины.

Кто любит блины? / Папа и Шура любят блины. Обед готов? / Да. Обед готов.

Что на десерт? / На десерт блины.

Расскажи стихотворение о Соне.

Алина, ты помогаешь маме готовить? Расскажи, что ты можешь приготовить.

IV. Итог урока.

Что ты делала на уроке? / Я слушала, говорила, отвечала на вопросы, работала на компьютере.

Литература:

  1. Социальная адаптация детей с нарушениями слуха на основе верботонального метода (из опыта экспериментальной работы). — М., 2001.
  2. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. — М.: Издательство «Академия» 2007.
  3. Королева И. В., Янн П. А. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. — М.: Каро, 2011.
  4. Руленкова Л. И. Как научить глухого ребенка слушать и говорить. — М.: Парадигма, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): верботональный метод, мама, Соня, картинка, нарушение слуха, обед готов, речевой материал, устная речь, блин, ребенок, самостоятельная речь, слуховое восприятие.


Похожие статьи

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Театрализованная деятельность как средство обогащения связной речи у детей с нарушениями зрения и речи

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Похожие статьи

Использование дидактических игр в работе по развитию фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием

Работа по социальной адаптации детей с нарушением слуха в целях социализации и интеграции их в современном обществе на уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Метод наглядного моделирования как компонент в коррекционно-педагогическом процессе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: путь к развитию речи через дидактические игры

Театрализованная деятельность как средство обогащения связной речи у детей с нарушениями зрения и речи

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактических игр для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Применение игровых технологий для формирования умений учебного сотрудничества у младших школьников с умеренной умственной отсталостью на коррекционно-развивающих занятиях

Дидактическая игра как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста в ДОО

Задать вопрос