Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах, предложениях» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (50) февраль 2022 г.

Дата публикации: 19.01.2022

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Заречнева, Е. П. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слогах, словах, предложениях» / Е. П. Заречнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7008/ (дата обращения: 16.12.2024).



Цель: научить различать звуки [С]-[Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

— Развитие умения выделять звуки [С], [Ш] на фоне слова, словосочетания, предложения;

— Совершенствование навыка произнесения слов различной звуко-слоговой структуры;

— Формирование грамматического строя речи.

Коррекционные:

— Совершенствование речевой моторики, закрепление кинестетического (артикуляционного) образа звука;

— Развитие фонематического слуха и формирование навыков акустического различения звуков;

— Закрепление: правильного произношения звуков в самостоятельной речи, разных речевых структурах изолированных в слогах, словах, предложениях); навыков звуко-слогового анализа с графической записью.

Воспитательные :

— формирование положительной мотивации к занятиям;

— воспитание умения выполнять задание по инструкции;

— воспитание самоконтроля за речью.

Оборудование: Интерактивный комплекс «Теремок», интерактивные игры: «Артикуляционная гимнастика», «А ты так можешь?», «Помести картины в корзины», настольное зеркало, игрушка змейки, игрушка насоса, сумочка с заданиями, таблица слогов — игра «Шифровальщик», игра «Танкисту Саше сшили шлем с …», распечатка домашнего задания «Дифференциация звуков С-Ш» по Е. Н. Спивак, игра «Найди букву», круглые и квадратные фишки синего цвета, наклейка для поощрения.

Ход занятия:

1. Оргмомент. Введение в тему занятия

Настя, посмотри, что за гостья к тебе сегодня пришла на занятие? (Змейка)

— А что принесла змейка? (Насос)

— Да, верно, а ещё змейка принесла сумку с интересными заданиями.

— Скажи, пожалуйста, когда ползет змейка, какой звук ты слышишь? ([Ш])

— А когда, качает большой насос? ([С])

— Правильно, молодец!

— Сегодня мы с тобой будем учиться различать звуки [С] и [Ш].

2. Артикуляционная гимнастика

Но, чтобы научиться их различать, правильно и четко произносить эти звуки. Необходимо подготовить к работе наш ротик, потренировать язычок, выполнив артикуляционную гимнастику. Предлагаю показать змейке, как ты тренируешь язычок и выполнить зарядку за интерактивным «Теремком» с нашим другом смайликом. (Да)

Артикуляционные упражнения: «Улыбка», «хоботок», «чашечка», «горка».

3. Проговаривание изолированного звука

— Настя, давай проверим, хорошо ли мы потренировали язычки? (Да)

— Пошипи, как змейка. (ш-ш-ш)

— Когда, ты шипела какой звук ты произносила? (звук [Ш])

— Правильно, молодец.

— А теперь поработай как большой насос. (С-с-с)

— Когда, ты работала как насос, какой звук ты произносила? (звук [С])

— Молодец, умница!

4. Анализ артикуляции и характеристика звуков

Настя, скажи, пожалуйста, а чем различаются звуки [С] и [Ш]?

(Когда мы произносим звук [С]: язык лежит за нижними зубами, зубы — «заборчиком», губы — в «улыбочке», воздух холодный и проходит по середине язычка, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.

Когда мы произносим звук [Ш]: язычок как «чашечка» за верхними зубами, зубы «заборчиком», губы «хоботком», воздух теплый, голосок не работает. Этот звук согласный и глухой.)

— Правильно! А эти звуки, в каком королевстве живут? (В синем, потому что они твердые согласные)

— Умница!

5. Связь звуков и букв. Игра «Найди букву»

Настя, посмотри, какое задание приготовила змейка, что это, что тут написано? (Это звуки [С], [Ш])

— А чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем)

— Так это перед тобой на листе буквы или звуки? (Буквы)

— Правильно буквы С и Ш.

— Закрой, пожалуйста, все буквы С синим кружком, а буквы Ш синим квадратом.

— Молодец, справилась с заданием змейки.

6. Развитие фонематического слуха. Игра «Змейка или насос»

Настя давай поиграем в игру «Змейка или насос». Я буду называть разные звуки, а когда ты услышишь звук [Ш], то встань со стула и извивайся как змейка поднимая руки вверх. Когда ты услышишь звук [С], встань со стула и поработай как насос.

7. Дифференциация звуков в слогах. Игра «Шифровальщик»

Настя, посмотри, змейка из сумочки достала какую-то шифровку, на ней слоги и стрелочки? Давай расшифруем её? (Да)

— Посмотри, стрелочка вверх, что значит? (Звук [Ш])

— А стрелочка вниз, что значит? (Звук [С])

— Молодец, нажимай на стрелочки и произноси слоги.

Слоги: ША-СА, ШО-СО, ШИ-СЫ, ШЕ-СЭ, ШУ-СУ

— Молодец, все расшифровала! Давай немного отдохнем вместе с героями из игры «А ты так можешь?» (Ура!)

8. Физкультминутка. Интерактивная игра «А ты так можешь?»

9. Дифференциация звуков в словах. Игра «Помести картины в корзины»

Настя, для тебя змейка приготовила интерактивную игру «Помести картины в корзины». Называй, что нарисовано на картине, определяй, какой звук живет в этом слове, и опускай картину в нужную корзинку.

Слова: матрешка, стол, шляпа, лошадь, шапка, машина.

10. Дифференциация звуков в предложении. Игра «Танкисту Саше сшили шлем с …»

Настенька, посмотри, какую еще одну интересную игру тебе змейка принесла. Разложи шлемы, проговаривая предложения: «Танкисту Саше сшили шлем с …солнышком». Слова: пустышка, трусишка, сушилка, шоссе, сушки, шахматист, машинист.

11. Домашнее задание

Какая ты молодец. Как красиво ты произносила сложные слова. Я тебя попрошу, и дома немного поработать, вместе с мамой проговаривать вот эти слова.

12. Итог занятия, оценка деятельности

Настя, скажи, пожалуйста, какие звуки мы сегодня учились различать? ([С] и [Ш].)

— Чем различаются звуки [С] и [Ш]? (ответ ребенка)

— Молодец, верно! Скажи, а тебе легко было выполнять задания, которые подготовила для тебя змейка (ответ ребенка)

— Змейка тебя благодарит за выполнение всех заданий, дарит тебе за твою работу наклеечку. И прощается с тобой до следующего занятия.

— Я тебя хочу тоже похвалить, ты молодец! Ты очень старалась, красиво и правильно произносила слоги, слова и предложения со звуками [С] и [Ш]. Увидимся на следующем занятии. До свидания!

Похожие статьи

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизации звука [Л] в словах и в предложениях «В поисках клада»

Конспект логопедического занятия на тему «Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец)» с обучающимися третьего класса общеобразовательной школы

Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе. Дифференциация звуков т — ть, д — дь в слогах, словах, предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразе» для детей старшего дошкольного возраста

Занятие по обучению грамоте детей в коррекционной группе: дифференциация звуков К — Кь, Г — Гь в слогах, словах и предложениях

Основная образовательная деятельность по звуковой культуре речи в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи «Дифференциация звуков С — Ш. Закрепление их в слогах, словах и фразах»

Логопедический квест «Путешествие в город «Кувз» (звук). Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях) с использованием авторского дидактического пособия «ПДД в логопедии»

Похожие статьи

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизации звука [Л] в словах и в предложениях «В поисках клада»

Конспект логопедического занятия на тему «Формирование умения определять место звуков в слове (начало, середина, конец)» с обучающимися третьего класса общеобразовательной школы

Мастер-класс. Занятие в подготовительной речевой группе. Дифференциация звуков т — ть, д — дь в слогах, словах, предложениях

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразе» для детей старшего дошкольного возраста

Занятие по обучению грамоте детей в коррекционной группе: дифференциация звуков К — Кь, Г — Гь в слогах, словах и предложениях

Основная образовательная деятельность по звуковой культуре речи в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи «Дифференциация звуков С — Ш. Закрепление их в слогах, словах и фразах»

Логопедический квест «Путешествие в город «Кувз» (звук). Конспект индивидуального логопедического занятия (автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях) с использованием авторского дидактического пособия «ПДД в логопедии»

Задать вопрос