Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 27.10.2017

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Хомякова, С. Е. Логопедическое занятие с группой учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленных ФФН или ФН речи / С. Е. Хомякова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2783/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тип занятия: комбинированное.

Тема: «Гласные и согласные буквы и звуки. Дифференциация согласных Ш-Щ»

Цель: систематизация знаний о гласных и согласных буквах и звуках, различение букв и звуков Ш-Щ.

Задачи:

Обучающие.

‒ Обобщение знаний о гласных буквах и звуках.

‒ Уточнение произношения согласных Ш-Щ, сравнение букв Ш-Щ по начертанию.

‒ Дифференциация звуков и букв Ш-Щ изолированно, в слогах, словосочетаниях, предложении.

Воспитательные.

‒ Воспитание мотивации к обучению.

‒ Привитие навыков правильного обращения с электрическими приборами.

‒ Воспитание взаимовыручки и взаимопомощи.

Коррекционные.

‒ Развитие неречевого слуха.

‒ Развитие фонематического восприятия.

‒ Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

‒ Развитие зрительной памяти, внимания и логического мышления.

‒ Развитие навыков слогового анализа.

‒ Развитие чувства ритма.

‒ Развитие крупной и мелкой моторики.

‒ Развитие оптических представлений.

‒ Развитие интонационной выразительности речи.

‒ Развитие связной речи.

‒ Развитие рефлексийной деятельности.

Оборудование.

‒ Компьютерные слайды.

‒ Индивидуальные карточки.

‒ Макеты кнопок.

‒ Сигнальные карточки.

‒ Аудиозапись.

‒ Карты самонаблюдений.

‒ Тетради, карандаши, ручки.

Ход занятия

  1. Организационный этап.

— На своё место сядет тот, в имени которого между звуками Д и НЬ гласный А.

(Аналогичные задания предлагаются каждому ученику группы.)

  1. Корекционно-развивающий этап.

1.) Упражнение «Гласные звуки и буквы».

— Расскажите, что вы знаете о гласных звуках и буквах?

— Какие бывают гласные?

— Чем отличаются гласные первого и второго ряда?

2). Упражнение «Речевые и неречевые звуки».

— Гласные и согласные — это звуки речи.

— Какие вы знаете неречевые звуки?

— Сегодня мы будем слушать и различать звуки электрических приборов.

— Кто знает, как правильно включать электрические приборы?

— Сначала надо правильно включить вилку в розетку, а потом нажать на кнопку.

3). Физкультминутка «Кнопки».

— Сейчас мы будем тренироваться нажимать на кнопки.

«Наши пальчики шагают и на кнопки нажимают».

(Дети одновременно пальцами двух рук нажимают на кружки.)

4). Упражнение «Определи звук прибора».

— Возьмите макеты кнопок и по моей команде каждый будет включать электрический прибор.

(Дети рассказывают о предназначении каждого прибора, который они видят на картинке, а потом слушают шум прибора.)

— А теперь сами определите, какой прибор шумит.

5). Упражнение «Повтори ритм».

— Многие приборы работают на батарейках. Перед вами игрушка, работающая от батарейки. Этот зайчик исполнят ритм на барабане.

— Как вы думаете, почему он перестал играть?

— Сейчас я буду отхлопывать ритм, а вы будете его записывать условными обозначениями в тетрадь.

6). Упражнение «Различение звуков Ш-Щ на слух».

— Сегодня мы будем учится различать звуки Ш-Щ.

—Это шипящие звуки. Они звучат похоже. Только звук Ш всегда твёрдый, а звук Щ всегда мягкий.

(Произнесение звуков Ш и Щ с использованием элементов фонетической ритмики).

—Различение звуков на слух.

7). Игра «Сигнальщики».

— Будем играть в игру «Сигнальщики». Когда я буду произносить слоги со звуком Ш, то вы поднимете синий фонарик. Если вы услышите слог со звуком Щ, то поднимете зелёный фонарик.

(Ща, щу, шу, ош, ащ, ши, щи.)

8). Игра «Сигнальщики» проводится аналогично на материале слов.

(Щука, щётка, каша, щепка, шиповник, часовщик).

9). Игра «Найди и обведи букву».

—Не только звуки Ш-Щ звучат похоже, но и буквы, их обозначающие, пишутся похоже.

—Найдите буквы Ш и обведите их синим карандашом, а буквы Щ — зелёным. (Дети работают с карточками, на которых буквы Ш и Щ написаны разным шрифтом).

10). Упражнение «Различение букв Ш-Щ на материале слогов и сочетаний букв».

—Послушайте и запишите слоги и сочетания букв.

Обратите внимание, как пишутся слоги «ШИ», «ЩА», «ЩУ».

(Шу, щи, аши, уща, юш, ищ, ощу).

—Обозначьте цветными карандашами звуки, которые обозначают написанные буквы.

11). Игра «Вставь букву».

—Вставьте буквы Ш или Щ в слова, написанные на доске.

Запишите слова в тетрадь.

ма…ина

…ека

…уба

я…ерица

…ум

12). Упражнение «Определение количества слогов в слове и выделение ударного слога».

—Выберете слово, к которому подходит слоговая схема. (Схема одного слова отражена на карточке, которая приготовлена для каждого ученика).

13). Упражнение «Составление словосочетаний».

—Составьте словосочетания, подбирая слова из первого и второго столбика.

Запишите словосочетания в тетрадь.

ромашка

деревянный

ящик

пушистый

шмель

яркое

солнышко

красивая

14). Игра «Сочини сказку».

— А сейчас мы будем сочинять сказку.

— Посмотрите внимательно на картинку и составьте предложение по ней.

— Как вы думаете, о чём разговаривают герои?

(Логопед предлагает двум детям воспроизвести диалог героев).

— Как можно назвать нашу сказку?

— Какое у вас настроение?

— Как вы думаете, какая будет музыка?

15). Физкультминутка «Дружба».

— Встаньте. Повторяйте за мной движения.

16). Игра «Запомни картинку».

— Выберете и запишите в тетрадь предложение, которое описывает вторую картинку.

(Учитель убирает картинки.)

(«Щенок Шарик залез в ящик и смотрел в щёлку»).

— Посчитайте, сколько букв Ш и сколько букв Щ в этом предложении.

  1. Итоговый этап.

— Что мы делали сегодня на занятии?

— Какое задание было самым интересным?

— Какое задание было самым трудным?

— Возьмите карту самонаблюдений и оцените свою работу.

Основные термины (генерируются автоматически): звук, буква, буква Ш, Гласный, Развитие, упражнение, Какое задание, Развитие навыков, Различение букв, Различение звуков.

Похожие статьи

Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр

Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения

Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями

Содержание работы учителя-логопеда по развитию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с недоразвитием речи

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Развитие связной письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью во внеклассной работе посредством сочинения и написания сказок

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи

Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ «Магазин одежды» по развитию связной речи детей в средней группе

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по преодолению тяжёлых нарушений речи

Похожие статьи

Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр

Использование тактильных дощечек в работе учителя-логопеда с детьми 5–7 лет, имеющими нарушения зрения

Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями

Содержание работы учителя-логопеда по развитию познавательных универсальных учебных действий у учащихся с недоразвитием речи

Развитие фонематических процессов у детей с тяжелыми нарушениями речи первого и второго года обучения в логопедических группах

Развитие связной письменной речи у обучающихся с умственной отсталостью во внеклассной работе посредством сочинения и написания сказок

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по формированию звуковой культуры речи

Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ «Магазин одежды» по развитию связной речи детей в средней группе

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Логоритмические занятия как эффективная форма работы по преодолению тяжёлых нарушений речи

Задать вопрос