Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Твёрдые и мягкие согласные» (подготовительная группа)
Авторы: Жилина Ирина Ивановна, Пестерева Елена Петровна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №11 (48) декабрь 2021 г.
Дата публикации: 28.11.2021
Статья просмотрена: 164 раза
Библиографическое описание:
Жилина, И. И. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Твёрдые и мягкие согласные» (подготовительная группа) / И. И. Жилина, Е. П. Пестерева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 11 (48). — С. 95-96. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/211/6846/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: Учить различать твёрдые и мягкие согласные.
Обучающие задачи:
Закреплять знания о гласных и согласных звуках. Учить обозначать мягкие согласные;
Продолжать учить составлять цветовые схемы слов. Развивать связную речь. Составлять предложения со словами — действиями. Закреплять обобщающие понятия.
Воспитательные задачи:
Воспитывать творческую активность, усидчивость, мышление, умение слушать друг друга.
Материал:
– карточки обозначающие согласные твёрдые (синие), согласные мягкие (зелёные), гласные (красные) на каждого ребёнка;
– слоговые на каждого ребёнка;
– картинки: мальчик и девочка;
– картинки по обобщающим понятиям на каждого ребёнка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, мы знаем все звуки. На какие две группы они делятся?
Дети: Согласные и гласные.
Воспитатель: Правильно! Назовите согласные звуки.
Ответы детей.
Воспитатель: Каким цветом обозначают согласный звук?
Дети: Синим цветом.
Воспитатель: Молодцы! Назовите гласные звуки.
Ответы детей.
Воспитатель: Каким цветом обозначают гласный звук?
Дети: Красным цветом.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
На доске выставлены гласные звуки: Ы , О , У , А , Э с одной стороны доски, И , Ё , Ю , Я , Е с другой стороны доски.
Воспитатель: Дети давайте почитаем слоги. Воспитатель выкладывает на доске:
ТЫ; ТИ
МО; МЕ
ЛУ; ЛЮ
КА; КЯ
БЭ; БЕ
Дети читают.
Воспитатель: Ребята, вы не заметили что-то необычное? Сейчас я вам расскажу, что здесь необычно. Оказывается, есть волшебные гласные: И, Ё, Ю, Я, Е. Если эти гласные стоят после согласного звука, то согласный звук произносится, мягко.
Воспитатель произносит слоги: МИ, БЕ, ЛЯ и т. д.
Воспитатель: Послушайте как мягко звучат согласные, как мягкий плюшевый медвежонок. Воспитатель произносит мягкие согласные. Просит произнести мягкие согласные детей.
Воспитатель: Замечательно! Как вы думаете, каким цветом обозначаются мягкие согласные?
Дети называют различные цвета….
Воспитатель: Мягкие согласные обозначаются зелёным цветом.
На столах у детей разложены звуковые карточки (синие, красные, зелёные), слоговые карточки.
Воспитатель: Поднимите зелёную карточку, ей мы будем обозначать мягкие согласные. Теперь потренируемся.
Воспитатель вызывает к доске ребёнка. Ваня будет отвечать у доски, а все остальные за столами. (На доске согласные синих и зелёных цветов, гласные красного цвета).
Воспитатель: Задание, выложи слог ПО . Молодец! Прочитай! (ребёнок читает). А теперь отдельно произнеси звук П . Какой он, твёрдый или мягкий? (ответ ребёнка). Правильно твёрдый, как солдат. Молодей!
К доске приглашается следующий ребёнок.
Воспитатель: Задание, выложи слог ДЕ . Прежде чем выкладывать, произнеси ДЕ . Как звучит звук Д , мягко или твёрдо?
Ребёнок: Мягко!
Воспитатель: Умница! Каким цветом выкладываем звук Д (зелёным).
Если ребёнок задумался, воспитатель просит помочь детей. Выкладываем. Теперь потренируемся все вместе. Я буду называть слоги, а вы будете выкладывать у себя на столах.
Воспитатель поочерёдно называет слоги с твёрдыми, мягкими согласными.
Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы будем читать, делить на слоги и выкладывать слова: СЫР, МИР, ЛЕС, ЛУК, КАША, Петя, МОРЕ, ЗИМА, МАЛИНА, КОРЗИНА, ТАБУРЕТ.
Дети выкладывают, произносят слова, отхлопывая слоги.
Воспитатель: Отлично! А теперь каждый выложит своё имя (мл. воспитатель, воспитатель помогают) Все справились. Молодцы!
Давайте отдохнём. (Психологическая разгрузка) Повторяем три раза.
Воспитатель: Ребята, сейчас будем громко произносить звук «А», при этом будем топать ногами и хлопать в ладоши.
Дети выполняют.
Воспитатель: Ребята, теперь звук «А» произноситься тихо, при этом руки поднимаем в верх и плавно опускаем в низ.
Дети выполняют.
Воспитатель: Отдохнули, молодцы. Продолжаем дальше.
На доске две картинки: мальчик и девочка.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем придумывать предложения со словами — действиями. На какие вопросы отвечают слова — действия?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно: Что делает? Что делали? Что будут делать? Молодцы! Давайте назовём слова действия.
Дети называют.
Воспитатель: Замечательно! Прежде чем придумать предложение дайте имена девочке и мальчику. У каждого ребёнка может быть своё имя.
Дети придумывают предложения.
Воспитатель: Молодцы! Теперь придумайте предложение, что мальчик и девочка могут делать вместе.
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо! Сейчас последнее задание «Назови правильно». (На столах у детей лежат перевёрнутые изображения, вниз картинкой).
У вас на столах лежат картинки. Как только я называю ваше имя, переворачиваем картинку и говорим к чему этот предмет относится. Например, воспитатель берёт картинку, переворачивает и говорит — «Сапоги — это обувь», берёт следующую: «Клубника — это ягода». Всем понятно задание?
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Отлично! Молодцы! Все справились! Наше занятие подошло к концу. Сегодня мы познакомились с волшебными гласными, которые делают согласные мягкими. Узнали, как обозначаются мягкие согласные, зелёным цветом. Мы читали слоги и слова. Делили слова на слоги. Повторяли слова — действия, составляли предложения. Мы с вами определяли какой предмет к чему относится.
Вы все молодцы, хорошо справились с заданиями.
Как всегда, в конце занятия мы себе аплодируем. Занятие окончено.