Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему «Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ»
Автор: Швец Ирина Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 07.02.2017
Статья просмотрена: 458 раз
Библиографическое описание:
Швец, И. Н. Сценарий урока литературного чтения в 1 классе на тему «Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ» / И. Н. Швец. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/211/11838/ (дата обращения: 17.12.2024).
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с мягким глухим согласным звуком [щ’],буквами Щ, щ, развития речи, памяти, логического мышления
Задачи:
‒ развивать у учащихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
‒ учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
‒ формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
‒ создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
‒ обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения.
Планируемые результаты: выделяют звук [щ’] из слов, характеризуют его ([щ’] согласный, всегда мягкий, глухой), обозначают звук [щ’] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения
Личностные результаты: ставят перед собой вопрос: какое значение и какой смысл имеет для них учение?
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу.
Познавательные: общеучебные — ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач; логические — характеризуют звук [щ’], выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Образовательные ресурсы: предметные картинки, карточки со слогами ча, ща, чу, щу, счётные палочки.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
— Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Проверим готовность к уроку.
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка.
— Как паровоз выпускает пар? (– Щ-щ-щ..!)
Дыхательная гимнастика. Упражнение «Пузырь».
Исходное положение «стоя». Руки опущены вниз. По сигналу дети делают вдох носом в несколько приемов, одновременно поднимая руки так же в несколько приемов, до положения «Руки в стороны». После слов «пузырь лопнул» дети выдыхают воздух в один прием со звуком (щ).
III. Постановка проблемы.
— Какой звук вы сейчас произнесли? ([щ’])
— Давайте сформулируем проблему сегодняшнего урока (знакомство со звуком [щ’] и буквой, его обозначающей, чтение слов с новой буквой)
IV. Открытие новых знаний.
1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 63)
— Выполните слого-звуковой анализ слов щука, лещ.
— Выделите первый звук, охарактеризуйте его. (Звук [щ’]: согласный, глухой, мягкий)
2. Игра «Кто внимательный?»
— Найдите одинаковый звук в словах: клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.([щ’])
— С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок? (Со звука [щ’])
Физкультурная минутка
Я буду произносить предложения. Если в предложении есть слово со звуком [щ’], вы выполняете движение, о котором говориться в предложении.
— Если в предложении нет слов со звуком [щ’], вы качаете головой.
- Щука плавает (3–4 раза)
- Соловей поёт (головой 3 раза)
- Радостно прыгал щенок (прыжки 3 р.)
- Пчела жужжит (головой 3р.)
- Мойте руки чище! (моем руки 3 р.)
- Ежик спит
- Стрижи кружились над рощей. (кружимся 3р.)
3. Знакомство с буквой Щ
— На что похожа буква (ща) Щ?
На расческу щ похожа. Три зубца всего?- Ну что же!
— А на какие две буквы похожа буква Щ? (Ш, Ц)
— Да, эта буква такая же широкая, как буква Ш и такая же хвостатая как буква Ц.
Буква щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
В. Степанов
— Выложите букву Щ из счетных палочек.
4. Чтение слогов и слов(учебник, с. 63)
— Прочитайте слоги и слова.
— Какой звук обозначен буквой щ? Охарактеризуйте его.([щ’] — согласный, всегда мягкий, глухой)
5. Работа со стихотворением Г. Виеру (учебник, с. 63)
— Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку.
— Назовите слова с буквой щ.(щука,щётку,щётка,щекочет)
6. Правописание ча, ща, чу, щу (учебник, с. 63)
— Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу.
— В слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.
— Найдите слова с сочетанием данных букв.
7.Давайте отметим эти сочетания в словах, поработаем в парах (у детей на партах — карточки со словами. Задача — найти слоги ЩА и ЩУ, подчеркнуть их, поменяться карточками с соседом по парте, проверить работу товарища).
ПЛОЩАДКА ЩУКА
ПИЩА ЩУПАЕТ
ПРОЩАНИЕ ТАЩУ
ПИЩАЛИ ИЩУ
Физкультурная минутка
Мы работали, устали.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Поднимите дружно плечи,
Чтоб работать было легче
А сейчас вперед прогнитесь
И носка рукой коснитесь.
Сели мы за парты смело,
Надо нам продолжить дело.
V. Первичное закрепление знаний.
1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке «По щучьему велению» (учебник, с. 62)
— К какой сказке эта иллюстрация?
— Кто на ней изображен?
— Кто выполнял желания Емели?
— Какие были желания?
— Расскажите сказку. (дети рассказывают сказку)
2. Работа со скороговорками (учебник, с. 62)
— Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро. (читают скороговорки)
— Какой звук мешает произносить скороговорку?
3. Загадки про овощи (учебник, с. 64)
— Прочитайте загадки, отгадайте их. Выполните задания в учебнике.
4. Чтение стихотворения С. Михалкова (учебник, с. 65)
— Что делают щенки?
— Как они это делают?
— Что есть у щетки?
— Чем недовольны щенки?
— В каком настроении они ушли?
5. Дидактические упражнения (учебник, с. 65)
— Придумайте слова с ча, ща. Что интересного вы заметили?
— Рассмотрите рисунки. Назовите вещи и объясните, для чего они нужны (ящик, щетка, клещи, плащ)
— Прочитайте стихотворение И. Токмаковой. В каких словах есть слог щу?
— Игра «Один-много»
Ящик- … Щёки — …
Щётка- … Овощи — …
Щенок- … Ящерицы — …
Клещи — … Щуки — …
Плащ- … Щиты — …
Игра «Договори и повтори»
Ащ-ащ-ащ- у Тани новый …(плащ)
Ещ-ещ-ещ- в реке плывет…(лещ)
Ощ-ощ-ощ- у нас вкусный …(борщ)
Щик-щик-щик- все вещи сложим в …(ящик)
Щи- щи-щи — кусаются…(клещи).
— Игра «Кто это — назови профессию» (Показ картинок)
Кто дрессирует животных?...
Работает на экскаваторе…
Чистит обувь…
Точит ножи…
Играет на барабане…
Регулирует уличное движение…
Делает кладку из камня…
Чинит часы…
Занимается фехтованием….
— Какой согласный звук общий для всех этих слов?
VI. Рефлексия. Итог урока.
Наш урок литературного чтения подходит к концу. На сколько хорошо вы поняли сегодняшнюю тему я узнаю по вашим ответам. Продолжите мои высказывания:
— Сегодня мы учились произносить звук…
— Этот звук…
— Я могу назвать слова, содержащие этот звук…
— Звук [щ] на письме обозначается буквой …
— Слог ща мы пишем с гласной …
— Сегодня у меня хорошо получилось…
— К следующему уроку я постараюсь …
— Спасибо за урок
Литература:
- Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1./ [В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина]. — 7-е изд. —М.: Просвещение, 2015.
- Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2./ [В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина]. — 7-е изд. —М.: Просвещение, 2015.