Интеграция образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цель. Воспитывать ответственность за принятие решения, взаимопомощь, чувство коллективизма.
Задачи.
Обучающие.
- Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (гласные и согласные, согласные твердые и мягкие).
- Совершенствовать фонематический слух, учит выделять звук в слове, определять его место в слове.
- Упражнять в составлении предложений, умении составлять графические схемы к ним.
- Совершенствовать умение делить слова на слоги.
- Упражнять в чтении слогов, составлении слов из предложенных слогов.
Развивающие.
- Развивать и укреплять мелкие мышцы рук.
- Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, восприятие.
Воспитывающие.
- Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, выдержки, дружеские чувства к другим детям.
- Воспитывать гостеприимство.
Словарная работа: предложение, слово, слог, буква.
Дидактический материал. Наглядный: конверт от учительницы Зайчихи, картинки с зашифрованным именем Бабы Яги, картинка трехэтажного домика, листочки с буквами, картинки к заданию «Найди лишнюю», таблица с буквами, угощение. Раздаточный: кассы букв, фишки цветные, картинки с ребусами, ручки, чистые листочки.
Ход занятия.
Воспитатель. Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг. Дружно за руки возьмемся. И друг другу улыбнемся.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их, улыбнемся и подарим им свое хорошее настроение. (звенит звонок).
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Все садимся на места. Ждут нас славные дела. Ждут затеи и задачи. Игры, шутки, все для вас. Я желаю всем удачи. За работу! В добрый час! (Дети садятся за столы).
Воспитатель. Сегодня утром, когда пришла в группу, обнаружила конверт. Я не стала его читать. Решила подождать вас. (Открывает конверт и предлагает прочитать детям).
Письмо. Здравствуйте, ребята. Пишет вам учительница лесной школы Зайчиха. У нас приключилась беда, некоторые зверята нашей школы были очень непослушными, баловались на уроках, не слушались и их забрала злая старушка! А живет она за высокими горами, за широкими морями, за темными лесами.
Итак, путешествие начинается… Учительница Зайчиха прости нас о помощи. Что же будем делать?
Дети. — Поможем.
Воспитатель. Не боитесь трудностей?
Но вначале нам надо разгадать зашифрованное имя этой старушки.
Задание 1. По первым буквам в словах составить имя этой загадочной старушки. Слова: барабан, апельсин, белка, автобус. Яблоко, груша, арбуз.
Воспитатель. А кто это? Как ее зовут? Имена мы как пишем?
Дети. С большой буквы. (Вывешивает картинку Бабы Яги, подписывает).
Воспитатель. Добраться до нее нелегко будет. Баба-Яга приготовила нам трудные задания, с которыми обязательно надо справиться, чтобы помочь зверятам. Ну что ж, не будем терять время.
Задание 2.
Отгадайте загадку. Не куст, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает.
Дети. Книга.
Воспитатель. Выложите буквами это слово. Сколько букв в этом слове? Выложите фишками это слово. Сколько звуков? Сколько гласных звуков? Сколько согласных? Сколько слогов? Давайте расскажем о каждом звуке.
Составьте предложение со словом «книга». На своих листочках изобразите схему этого предложения.
Воспитатель. С этим заданием мы справились, молодцы. Идем дальше.
Задание 3. «Рассели в домики животных»
Воспитатель. Звери грустные стоят. В дом попасть они хотят. Но не знают: как? Куда? Помогите, детвора!
В этом большом домике никто не живет. Давайте поможем расселить по этажам животных так, чтобы на первом этаже находились животные, название которых состоит из 1 слога, на втором- из 2 слогов, на третьем- из 3 слогов.
Картинки: лев, слон, волк, еж. Заяц, лиса, медведь. Крокодил, собака, корова.
Задание 4. Придумай слово по звуковой схеме. (выкладываю фишки: синяя, красная, синяя, красная). Слова: роза, коза, гора, пора, сова, ваза….
Воспитатель. Баба-Яга все время подкидывает нам занимательные препятствия… Нужно нам отдохнуть, силенок набраться, выходите все ко мне. (дети выходят из-за столов на ковер).
Физкультминутка.
В темном лесу есть избушка (шагаем). Стоит задом наперед (поворот). В той избушке есть старушка (наклоны), Бабушка Яга живет (наклоны). Нос крючком (показываем нос), Глаза большие (показываем глаза), Словно угольки горят. Ух, сердитая какая! (грозим пальцем). Дыбом волосы стоят (показываем волосы).
Задание 5.
Ребята, внезапно подул сильный ветер и полетели листочки с деревьев, а на них буквы. Нужно срочно составить слова, иначе зверята навсегда останутся с Бабой Ягой. Забирайте листочки и садитесь на свои места.
(Задание по вариантам: придумывание слов с теми буквами, которые у детей на листочках: в начале, в средине и в конце слова.)
Задание 6.
Конкурс скороговорок. (Дети вспоминают знакомые скороговорки и произносят их тихо, громко, медленно, быстро).
Задание 7.
Воспитатель. Отлично справились с этим заданием. Баба-Яга видит, что вы упорно двигаетесь к цели и решила усложнить задание. Оно называется «Найдите зашифрованные названия животных». Белка, медведь, еж, лось, рысь, волк, заяц, лиса.
Воспитатель. Ребята, Баба-Яга любит поиграть в превращения. Какое имя получится, если закрыть первую букву имени? Марина — Арина, Тася- Ася, Нюра- Юра, Кира- Ира, победа- обеда- беда- еда- да.
Задание 8.
Еще одно сложное задание от Бабы Яги. Задание называется «Скажи наоборот».
Богач-бедняк. Друг-враг. Восход-закат. Грязь-чистота. Аккуратный-неряшливый. Жесткий-мягкий. Робкий-смелый. Храбрый-трусливый и т. д.
Задание 9.
Воспитатель. И с этим заданием справились. Баба-Яга еще любительница пошутить и посмеяться. Давайте посмотрим, какие небылицы она приготовила на этот раз.
Юркий воробей клюет кошки. (крошки). Сидит на грядке крепко оранжевая кепка. (репка). Поэт закончил строчку, в конце поставил бочку. (точку). Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая пушки. (сушки). Что нужно сделать, чтобы капля стала цаплей? Как можно щепку превратить в кепку? Может ли палка стать галкой?
Задание 10.
Воспитатель. Молодцы. Скоро все лесные ученики соберутся на поляне. Напоследок Баба-Яга снова решила пошалить. Она думает, что ребусы вы ни за что не отгадаете. (У каждого картинка с ребусом. Дети читают правильное слово).
Ребята, Баба-Яга поняла, что вы у нас воспитанные дети и справились со всеми заданиями. Как вы думаете, Баба-Яга отпустит лесных зверей?
(Музыка. Летит Баба-Яга. Останавливается.)
Баба-Яга. Здрасьте-здрасьте. Смышленые вы какие, умненькие. Отпустила я лесных зверят — совесть замучила. Что-то я добренькая стала. Угощаю вас всех. Только есть маленькое условие- вы меня научите уму-разуму? Я потом к вам в школу прилечу прямо на урок, договорились?
Воспитатель. Ребята, у Бабы Яги тут разные медальки. Если вам на занятии было легко заниматься, и вы справились со всеми заданиями, возьмите медальку с гласными буквами, а если встречались трудности, но вы их старались преодолеть, возьмите медальку с согласными буквами.
Спасибо тебе, Баба-Яга, без твоих заданий было бы скучно и неинтересно, а ты нас научила преодолевать трудности.
Зазвенит сейчас звонок
Вот окончен наш урок. Я желаю вам, друзья, Делать добрые дела. И дружить, и дорожить. И добро друзьям дарить!!!