Цели:
1) сформирование представление о способах обозначения числа 5;
2) закрепить представление о составе числа 5 из двух наименьших;
3) формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;
4) тренировка мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения; развитие памяти, речи, логического мышления, внимания, воображение; формирование опыта самоконтроля;
5) воспитание чувства радости от совместно проделанной работы, желания помогать тем, кто в этом нуждается.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: карточка с числом 5; презентация;
Раздаточный: конверты 10 штук; карандаши; цветные карандаши; тетради; полоски картона длиной 6 см черного цвета; полоски картона длинной 8,5 см.
Оборудование : экран, ноутбук
Ход образовательной ситуации:
- Введение в игровую ситуацию
Задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность;
Дети стоят около воспитателя.
— Ребята, а вы любите сказки? А кто вам их читает? А скажите мне, пожалуйста, какие герои есть в сказках? (положительные и отрицательные)
— Послушайте загадку
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица!
—Кто это?(Баба Яга)
— А как вы догадались?
— Молодцы.
— А помните мы с вами смотрели мультфильм про Бабу Ягу, у нее была внучка. Как ее звали? (Ежка) Слайд (На экране появляется Ежка)
— Ребята я очень хочу пойти в школу, чтобы многому научится и о много узнать, но у нас в лесу нет ни компьютера, ни интернета, но моя бабуся Ягуся сказала, чтобы пойти в школу нужно уметь выполнять различные задания. А где взять эти задания, я незнаю.
— Ребята, что же делать ? (ответы детей)
—А вы сможете помочь? (Да, сможем)
—Почему вы так думаете ? (Мы смелые), (Мы знаем математические задачки)
— Что нужно для того, чтобы помочь? (Много знать)
— Где же взять задания Ёжке? (ответы детей)
— Давайте отберем наши самые сложные и интересный задания. Готовы?
— Внимательно послушайте логические задачки, в них есть небольшая хитрость.
На слайде появляются занимательные загадки.
− В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки — 3 кошки. Сколько кошек находилось в комнате?
− Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут надо варить 6 яиц?
− Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах?
− 7 мальчиков расчистили по 1 дорожке в саду. Сколько дорожек расчистили мальчики?
− У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
— Молодцы вот мы справились задание
2. Актуализация знаний.
Дидактическая игра «Больше — меньше»
Задачи: закрепление знания о знаках больше и меньше.
— Посмотрите, на следующее задание. Слайд
На экране появляются изображения игрушек различных по количеству и знаки больше и меньше.
—Вам нужно посчитать предметы и выбрать, какой знак написан правильно: больше или меньше.
—Молодцы! Все правильно сделали.
3. Затруднение
Задачи: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.
— Ребята, несколько заданий мы с вами уже решили, а как же мы сможем отправить их Ежке, ведь у нее нет интернета и телефона? (можно написать письмо)
Дети проходят за столы.
— Посмотрите у вас на столах лежат конверты, кому там уже написано, сейчас мы с вами напишем от кого наше письмо (каждый пишет свое имя). А еще нужно написать на конверте индекс.
— Вы знаете, что такое индекс (ответы детей).
— Индекс — это последовательность цифр, добавляемая к почтовому адресу с целью облегчения сортировки почтовых отправлений, в том числе автоматической.
— Нам нужно напечатать цифру 5 для индекса, вы знаете, как правильно напечатать? (Да, нет)
— Почему вы даете разные ответы? (Потому что мы не знаем точно, как правильно печатать цифру 5)
— Что вам сейчас нужно узнать? (Как правильно печатать цифру 5)
4. Открытие нового знания
Задачи: сформировать представление о способе печатания цифры 5 в клетках;
— Как это можно узнать? (Можно придумать самим, а потом проверить по образцу)
— А хотите самостоятельно выложить цифру 5 с помощью полосок?
У каждого ребенка имеются полоски картона черного цвета длиной 6 см и полоски 8,5 см.
Дети выкладывают цифру 5. Воспитатель побуждает детей к тому, чтобы у каждого получились разные варианты.
Затем, воспитатель помещает на доску правильный образец.
— Какие вы молодцы, а теперь нам с вами можно записать индекс на конверте
555555 (Дети самостоятельно пишут индекс на конвертах)
—Ну вот конверты мы с вами подписали и каждый из вас сможет отправить понравившееся задание для Ёжки.
— Мы с вами молодцы, давайте узнаем какое у нас следующее задание?
Игра «Бабка Ёжка»
Задачи: организовать двигательную активность детей;
На экране физкультминутка, дети повторяю движение за героями на экране
5. Включение нового в систему знаний. Дидактическая игра «Засели домик»
Задачи: Закрепить представление и составе чисел 4 и 5 из двух наименьших
— Посмотрите внимательно на экран . Слайд
На слайде выходят числовые домики, которые нужно заселить. Окна в домиках закрыты не везде, нужно вставить пропущенную цифру. заселяем домики под цифрами четыре, на другом слайде под цифрой пять.
— Молодцы и с этим задание вы справились.
Давайте пройдем с вами за столы и посмотрим, что же нам еще приготовила Баба Яга
Работа в учебнике — тетради (раз — ступенька, два-ступенька… часть 2, занятие 2, задание 4 и 6)
Задачи:
- Закрепить умение работать по заданному алгоритму;
- Умение работать самостоятельно.
Задание 4 реши примеры, задание 6 продолжи ряд
Дидактическая игра «Найди рыбку»
Задачи: развивать нестандартное мышление; умение решать всевозможные мыслительные операции и развивается творческие способности.
Найди любимую рыбку Бабы Яги, известно, что она не длинная, без горошин, не грустная, у неё закрыт рот и у неё не три полоски.
— Какого рыбка цвета? (ответы детей)
6. Осмысление.
Задачи: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.
Требования к организации этапа:
− организация анализа детской цели;
− фиксирование детьми достижения «детской цели»
− фиксация нового знания в речи;
− определение выполнения взрослой цели
− создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворения от хорошо выполненного дела.
Дети стоят около воспитателя.
— Вот вам и удалось справились с последним задание. Какие вы молодцы.
— Вы смогли помочь Ёжке? (Да, смогли)
— Почему вы смогли ей помочь? (Мы смелые, мы выполнили все задания, мы умеем считать, мы знаем цифры, мы умные, вежливые)
— Что нового вы узнали, когда помогали Ёжке ? (научились печатать цифру пяти, узнали цифру 5)
— Какое задание для тебе было самое сложное? (ответ)
— Вы меня сегодня порадовали, тем, что были дружные, умные, добрые, вежливые и отзывчивые. Вы молодцы!