Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи
Авторы: Косткина Мария Александровна, Богатырева Алла Вячеславовна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)
Дата публикации: 29.03.2017
Статья просмотрена: 12339 раз
Библиографическое описание:
Косткина, М. А. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи / М. А. Косткина, А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12083/ (дата обращения: 21.11.2024).
Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.
В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а также в дальнейшем в овладении звуковым анализом и синтезом, что является показателем возможности обучения грамоте.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.
Формирование произносительных навыков включает несколько этапов:
‒ этап формирования навыка правильного произнесения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука;
‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале;
‒ этап дифференциации звуков.
Ниже мы остановимся на этом важном этапе на примере звуков ч — щ.
Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч — щ. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает пять этапов:1) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков; 2) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в слогах; 3) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в словах; 4) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в предложения; 5) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в текстах.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.
- Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука ч необходимо обратить внимание на его произнесение: губы выдвинуты вперед и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой образует смычку с альвеолами (язычок стучит за зубками по «потолочку» — нёбу). С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется тёплая струя воздуха, голосовые складки не дрожат. При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому «потолочку» — нёбу.
На втором — пятом этапах проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза. Работа проводится по следующему плану:
- Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.
- Формирование умения определять наличие звука в слове.
- Выделение слов с данными звуками из предложения.
- Работа над текстом.
По данному плану отрабатываются все пары смешиваемых звуков.
Для того чтобы процесс дифференциации звуков Ч, Щ был более увлекательным и эффективным, можно предложить ряд вспомогательных приёмов. Одним из них является использование в работе мелких объёмных или плоских игрушек, названия которых содержат закрепляемые звуки. Этот приём также помогает активизировать внимание ребёнка (детей) и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку на занятии, освобождая ребёнка от скованности, побуждая его к общению.
Этапы работы:
1. Дифференциация на уровне звуков
В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки. Например: [ч] — червячок, дворник подметает улицу; [щ] — щепка, поезд едет.
‒ «Узнай звук»
Ход игры:
Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде звуков, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен показать червячка, услышав [щ] — показать щепку. Педагог произносит звуки: [т], [ш], [ч], [щ], [ч], [ш], [к], [р], [щ], [т], [ч].
2. Дифференциация на уровне слогов
В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики:
‒ «Пианино»
Ход игры:
Детям предлагается имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще.
‒ «Запомни и повтори»
Ход игры:
По образцу взрослого ребёнок пальцами «шагает» по столу и произносит цепочки слогов: ча-ча-ща, ча-ща-ча, ща-ча-ча (то же с гласными О, У, И Э).
‒ «Пальчики здороваются»
Ход игры:
Ребёнок по очереди соединяет пальцы правой и левой руки друг с другом начиная с больших пальцев и заканчивая мизинцами обеих рук. Одновременно с этим произнося ряд слогов: чаща (чаща, чачаща)— тоже обыгрывается с другими гласными звуками О, У, И, Э.
3. Дифференциация на уровне слов
Игры на дифференциацию в словах проводятся с опорой на слуховое восприятие, на букву, картинку.
‒ «Узнай слово»
Ход игры:
Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде слов, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен постучать карандашом по столу один раз, услышав [щ] — два раза. Педагог произносит звуки: чайка, дочка, щипцы, калач, щенок, овощи, качели, вещь.
‒ «Собери слова»
Ход игры:
Логопед предлагает детям добавить слог:
— ча или — ща: бороди.., пи.., све.., гу.., ку.., да.., ро.., добы..;
— чи или — щи: встре.., зада.., мя.., пла.., ре.., ча..;
— чик или — щик: бан.., пла.., кладов.., паль.., зай.., пон.., маль.., сигналь…
‒ «Разложи картинки»
Ход игры:
Детям предлагаются картинки, в названии которых есть звуки [ч] — [щ]. Логопед просит детей помочь Незнайке навести порядок и убрать все предметы по своим местам. Картинки со звуком [щ] — в ящик, а со звуком [ч] — в чемодан. Кто из детей будет самым внимательным?
‒ «Один — много»
Ход игры:
Детям раздаются карточки с изображением предметов во множественном числе. У логопеда остаются карточки с предметами в единственном числе.
Логопед: У меня мяч (ключ, бабочка, щётка, плащ, черепаха, щенок и т. д.).
Ребёнок: У меня мячи (ключи, бабочки, щётки, плащи, черепахи, щенки и т. д.); много мячей (ключей, бабочек, щёток, плащей, черепах, щенков и т. д.).
‒ «Измени слово так, чтобы в нём появился звук ч(самоварчик) …звук o (самоварище)»
Ход игры:
Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет мальчик-с-пальчик, а другой великан. У мальчика-с-пальчика всё маленькое. А у великана всё огромное. Собрались они вместе стали рассказывать одну историю, каждый по-своему. Я буду рассказывать эту историю, а последнее слово каждый из вас будет говорить по-своему.
— Жили — были мальчик-с-пальчик и великан. И были у них разные предметы.
тарелочка |
тарелка |
тарелище |
самоварчик |
самовар |
самоварище |
чашечка |
чашка |
чашища |
замочек |
замок |
замочище |
ручка |
рука |
ручища |
кулачок |
кулак |
кулачище |
4. Дифференциация на уровне предложений
‒ «Исправь ошибки взрослого»
Ход игры:
Логопед: я могу говорить неправильно, вы слушайте внимательно. Если я ошибаюсь — исправьте меня.
Лещо из овочей. — Лечо из овощей.
Девощка ищет чипчики для ногтей. — Девочка ищет щипчики для ногтей.
Ущительница ущит нас щитать. — Учительница учит нас читать.
Бабушка пещёт пирожки с овочной ничинкой. — Бабушка печёт пирожки с овощной начинкой.
‒ «Кто придумает больше предложений»
Ход игры:
Детям предлагаются карточки со схематическим изображением предложения. Логопед просит детей придумать как можно больше предложений со своей карточкой и не повторяться. У кого больше предложений, то и выиграл.
Мяч лежит у стула. Мяч закатился под стул. И т. д.
Щенок играет у ящика. Щенок спит в ящике. И т. д.
‒ «Повтори предложение с разной интонацией»
Ход игры:
Я произнесу предложение. Вы его повторите. К каждому слову в предложении надо задать вопрос. Кто из вас скажет правильно?
Щенок чистит щёткой щенка. Гонщики мчатся вокруг площади. Кощей в пещере над златом чахнет.
Щенок чистит щёткой щенка.
Щенок чистит щёткой щенка.
Щенок чистит щёткой щенка.
Щенок чистит щёткой щенка.
5. Дифференциация на уровне текстов
‒ «Конкурс говорунов»
Ход игры:
Сегодня у нас конкурс говорунов. Вы будете рассказывать друг другу скороговорки со звуками [ч] — [щ]. Выиграет тот, кто быстрее и без ошибок проговорит свою скороговорку.
В роще щебечут стрижи, Чечётки, щеглы и чижи.
|
Два щенка, щека к щеке, Щиплют щётку в уголке. |
Волки рыщут, пищу ищут.
|
Чешуя у щучки — щетинки у чушки. |
Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. |
Дрессировщик в клетке хищников Щедро поощрял «отличников». |
‒ «Расскажи стихотворение своими словами»
Ход игры:
Послушай стихотворение и расскажи его так, как ты его запомнил своими словами.
В тексте стихотворения подчеркни звук [ч] — одной чертой, а звук [щ] — двумя чертами.
На город брошен плащ И тёмен, и блестящ. Со звёздами блестящими, С луною настоящею. Так вечера родная дочь На землю опустилась ночь.
|
Не хочу калача, не хочу борща. Я уху хочу! Отварю леща И ухой своей Угощу друзей.
|
Раз крольчиха-бабушка Испекла оладушков. Позвала внучат – Маленьких крольчат, Приглашала, угощала, В чай сгущёнку добавляла. Вкусные оладушки У любимой бабушки! Крольчата «спасибо» сказали. В чащу играть убежали. |
Краснощёкие детишки, Очень добрые малышки, Построили домишки Для пушистеньких птенцов, Для щеглов и для скворцов, Для дроздов и дл чижей, И для шустреньких стрижей. |
Литература:
- Е. В. Даниличева, М. В. Сергеева «В чудесной чаще», занимательная логопедия. Издательство «Белый город».
- Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недоразвитием речи». М., издательство Просвещение 1985 г.
- Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». М., издательство ГНОМ и Д, 2000 г.
- И. С. Лопухина Логопедия. Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999.
- В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Тетради для закрепления звуков. (Звуки “Ч, Щ”).
- Л. Г. Парамонова Говори и пиши правильно “Дельта” “Аквариум” 1996.
- Е.Ф., Рау В. И. Рождественская, “Исправление недостатков произношения у школьников” М. Просвещение” 1969.