Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Косткина, М. А. Система работы по дифференциации звуков при фонетико-фонематическом недоразвитии речи / М. А. Косткина, А. В. Богатырева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 58-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12083/ (дата обращения: 22.12.2024).



Среди детей с различными речевыми нарушениями большую группу составляют дети с недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи.

В картине недоразвития на первый план выступает несформированность фонетической стороны речи (звукопроизношения), а также незаконченность процесса формирования фонематического восприятия (звукоразличения). Низкий уровень фонематического восприятия выражается в нечетком различении фонем на слух в собственной и чужой речи, а также в дальнейшем в овладении звуковым анализом и синтезом, что является показателем возможности обучения грамоте.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, развитию фонематического восприятия и формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Формирование произносительных навыков включает несколько этапов:

‒ этап формирования навыка правильного произнесения изолированного звука, закрепление слухового и кинестетического образа звука;

‒ этап автоматизации звука, т. е. закрепление рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале;

‒ этап дифференциации звуков.

Ниже мы остановимся на этом важном этапе на примере звуков ч — щ.

Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.

Особенно важно проводить дифференциацию фонетически близких звуков: твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав. Определена следующая последовательность дифференциации звуков: б — п, д — т, г — к, з — с, ж — ш, с — ш, з — ж, ц — с, ч — т, ч — щ. Логопедическая работа по дифференциации смешиваемых звуков включает пять этапов:1) этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков; 2) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в слогах; 3) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в словах; 4) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в предложения; 5) этап произносительной дифференциации смешиваемых звуков в текстах.

На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Например, при уточнении правильной артикуляции звука ч необходимо обратить внимание на его произнесение: губы выдвинуты вперед и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой образует смычку с альвеолами (язычок стучит за зубками по «потолочку» — нёбу). С помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука образуется тёплая струя воздуха, голосовые складки не дрожат. При произнесении звука щ губы выдвинуты вперед, широкий кончик языка — за верхними зубами, средняя часть языка поднимается к твердому «потолочку» — нёбу.

На втором — пятом этапах проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. На этапе дифференциации звуков большое место отводится развитию звукового анализа и синтеза. Работа проводится по следующему плану:

  1. Выделение звука на фоне слога. Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.
  2. Формирование умения определять наличие звука в слове.
  3. Выделение слов с данными звуками из предложения.
  4. Работа над текстом.

По данному плану отрабатываются все пары смешиваемых звуков.

Для того чтобы процесс дифференциации звуков Ч, Щ был более увлекательным и эффективным, можно предложить ряд вспомогательных приёмов. Одним из них является использование в работе мелких объёмных или плоских игрушек, названия которых содержат закрепляемые звуки. Этот приём также помогает активизировать внимание ребёнка (детей) и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия, вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринуждённую обстановку на занятии, освобождая ребёнка от скованности, побуждая его к общению.

Этапы работы:

1. Дифференциация на уровне звуков

В помощь детям широко используются символы звуков или опорные картинки. Например: [ч] — червячок, дворник подметает улицу; [щ] — щепка, поезд едет.

‒ «Узнай звук»

Ход игры:

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде звуков, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен показать червячка, услышав [щ] — показать щепку. Педагог произносит звуки: [т], [ш], [ч], [щ], [ч], [ш], [к], [р], [щ], [т], [ч].

2. Дифференциация на уровне слогов

В процессе работы на слогом детям предлагаются игры на координацию речи и мелкой моторики:

‒ «Пианино»

Ход игры:

Детям предлагается имитировать игру на пианино и одновременно произносить ряд слогов: ча-ща, що-чо, чу-щу, щи-чи, че-ще.

‒ «Запомни и повтори»

Ход игры:

По образцу взрослого ребёнок пальцами «шагает» по столу и произносит цепочки слогов: ча-ча-ща, ча-ща-ча, ща-ча-ча (то же с гласными О, У, И Э).

‒ «Пальчики здороваются»

Ход игры:

Ребёнок по очереди соединяет пальцы правой и левой руки друг с другом начиная с больших пальцев и заканчивая мизинцами обеих рук. Одновременно с этим произнося ряд слогов: чаща (чаща, чачаща)тоже обыгрывается с другими гласными звуками О, У, И, Э.

3. Дифференциация на уровне слов

Игры на дифференциацию в словах проводятся с опорой на слуховое восприятие, на букву, картинку.

‒ «Узнай слово»

Ход игры:

Старичок Звуковичок предлагает узнать звуки [ч] — [щ] в ряде слов, которые я буду произносить. Услышав звук [ч], ты должен постучать карандашом по столу один раз, услышав [щ] — два раза. Педагог произносит звуки: чайка, дочка, щипцы, калач, щенок, овощи, качели, вещь.

‒ «Собери слова»

Ход игры:

Логопед предлагает детям добавить слог:

ча или — ща: бороди.., пи.., све.., гу.., ку.., да.., ро.., добы..;

чи или — щи: встре.., зада.., мя.., пла.., ре.., ча..;

чик или — щик: бан.., пла.., кладов.., паль.., зай.., пон.., маль.., сигналь…

‒ «Разложи картинки»

Ход игры:

Детям предлагаются картинки, в названии которых есть звуки [ч] — [щ]. Логопед просит детей помочь Незнайке навести порядок и убрать все предметы по своим местам. Картинки со звуком [щ] — в ящик, а со звуком [ч] — в чемодан. Кто из детей будет самым внимательным?

‒ «Один — много»

Ход игры:

Детям раздаются карточки с изображением предметов во множественном числе. У логопеда остаются карточки с предметами в единственном числе.

Логопед: У меня мяч (ключ, бабочка, щётка, плащ, черепаха, щенок и т. д.).

Ребёнок: У меня мячи (ключи, бабочки, щётки, плащи, черепахи, щенки и т. д.); много мячей (ключей, бабочек, щёток, плащей, черепах, щенков и т. д.).

‒ «Измени слово так, чтобы в нём появился звук ч(самоварчик) …звук o (самоварище)»

Ход игры:

Сейчас мы с вами поиграем. Один из вас будет мальчик-с-пальчик, а другой великан. У мальчика-с-пальчика всё маленькое. А у великана всё огромное. Собрались они вместе стали рассказывать одну историю, каждый по-своему. Я буду рассказывать эту историю, а последнее слово каждый из вас будет говорить по-своему.

— Жили — были мальчик-с-пальчик и великан. И были у них разные предметы.

тарелочка

тарелка

тарелище

самоварчик

самовар

самоварище

чашечка

чашка

чашища

замочек

замок

замочище

ручка

рука

ручища

кулачок

кулак

кулачище

4. Дифференциация на уровне предложений

‒ «Исправь ошибки взрослого»

Ход игры:

Логопед: я могу говорить неправильно, вы слушайте внимательно. Если я ошибаюсь — исправьте меня.

Лещо из овочей. — Лечо из овощей.

Девощка ищет чипчики для ногтей. — Девочка ищет щипчики для ногтей.

Ущительница ущит нас щитать. — Учительница учит нас читать.

Бабушка пещёт пирожки с овочной ничинкой. — Бабушка печёт пирожки с овощной начинкой.

‒ «Кто придумает больше предложений»

Ход игры:

Детям предлагаются карточки со схематическим изображением предложения. Логопед просит детей придумать как можно больше предложений со своей карточкой и не повторяться. У кого больше предложений, то и выиграл.

Мяч лежит у стула. Мяч закатился под стул. И т. д.

Щенок играет у ящика. Щенок спит в ящике. И т. д.

‒ «Повтори предложение с разной интонацией»

Ход игры:

Я произнесу предложение. Вы его повторите. К каждому слову в предложении надо задать вопрос. Кто из вас скажет правильно?

Щенок чистит щёткой щенка. Гонщики мчатся вокруг площади. Кощей в пещере над златом чахнет.

Щенок чистит щёткой щенка.

Щенок чистит щёткой щенка.

Щенок чистит щёткой щенка.

Щенок чистит щёткой щенка.

5. Дифференциация на уровне текстов

‒ «Конкурс говорунов»

Ход игры:

Сегодня у нас конкурс говорунов. Вы будете рассказывать друг другу скороговорки со звуками [ч] — [щ]. Выиграет тот, кто быстрее и без ошибок проговорит свою скороговорку.

В роще щебечут стрижи,

Чечётки, щеглы и чижи.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щётку в уголке.

Волки рыщут, пищу ищут.

Чешуя у щучки — щетинки у чушки.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Дрессировщик в клетке хищников

Щедро поощрял «отличников».

‒ «Расскажи стихотворение своими словами»

Ход игры:

Послушай стихотворение и расскажи его так, как ты его запомнил своими словами.

В тексте стихотворения подчеркни звук [ч] — одной чертой, а звук [щ] — двумя чертами.

На город брошен плащ

И тёмен, и блестящ.

Со звёздами блестящими,

С луною настоящею.

Так вечера родная дочь

На землю опустилась ночь.

Не хочу калача, не хочу борща.

Я уху хочу!

Отварю леща

И ухой своей

Угощу друзей.

Раз крольчиха-бабушка

Испекла оладушков.

Позвала внучат –

Маленьких крольчат,

Приглашала, угощала,

В чай сгущёнку добавляла.

Вкусные оладушки

У любимой бабушки!

Крольчата «спасибо» сказали.

В чащу играть убежали.

Краснощёкие детишки,

Очень добрые малышки,

Построили домишки

Для пушистеньких птенцов,

Для щеглов и для скворцов,

Для дроздов и дл чижей,

И для шустреньких стрижей.

Литература:

  1. Е. В. Даниличева, М. В. Сергеева «В чудесной чаще», занимательная логопедия. Издательство «Белый город».
  2. Г. А. Каше «Подготовка к школе детей с недоразвитием речи». М., издательство Просвещение 1985 г.
  3. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Воспитание и обучение». М., издательство ГНОМ и Д, 2000 г.
  4. И. С. Лопухина Логопедия. Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999.
  5. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко Тетради для закрепления звуков. (Звуки “Ч, Щ”).
  6. Л. Г. Парамонова Говори и пиши правильно “Дельта” “Аквариум” 1996.
  7. Е.Ф., Рау В. И. Рождественская, “Исправление недостатков произношения у школьников” М. Просвещение” 1969.
Основные термины (генерируются автоматически): ход игры, звук, произносительная дифференциация, ребенок, щетка щенка, щенок, дифференциация, звуковой анализ, предложение, фонематическое восприятие.

Похожие статьи

Системное описание семантической парадигматики лексики

О функционировании фразеологических единиц в идеографическом словаре

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Типологическое сопоставление языков в процессе преподавания иностранного языка

Сопоставительный ономасиологический анализ определений лингвистических терминов

Теория речевых актов и теория речевых жанров: сходства и различия

Проблемы синтаксической фразеологизации в системе русского языка

К вопросу об определении языкового статуса нечленимых предложений: история изучения и функционирования в системе языка

Исследование по развитию активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Системное описание семантической парадигматики лексики

О функционировании фразеологических единиц в идеографическом словаре

Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Типологическое сопоставление языков в процессе преподавания иностранного языка

Сопоставительный ономасиологический анализ определений лингвистических терминов

Теория речевых актов и теория речевых жанров: сходства и различия

Проблемы синтаксической фразеологизации в системе русского языка

К вопросу об определении языкового статуса нечленимых предложений: история изучения и функционирования в системе языка

Исследование по развитию активного и пассивного словаря детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи

Методические подходы к развитию лексического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи