Педагогический союз учителя и родителей — могучая воспитательная сила | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Хабибуллина Ф. Г., Куренова Н. А. Педагогический союз учителя и родителей — могучая воспитательная сила [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 201-203. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5585/ (дата обращения: 19.12.2018).

Современная школа, переосмысливая задачи образовательного процесса, отмечает исключительно важную роль воспитательной работы. Роль школы, как института воспитания, значительно растет и становится востребованной. На первое место выходят: развитие личности ученика, как индивидуальности, создание условий для их успешного обучения и самореализации.

Семья и школа — два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего. Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т. к. система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания.

Современная ситуация в образовании предполагает активное участие родителей в педагогическом процессе. Сегодня они выступают социальными заказчиками содержания воспитательно-образовательной деятельности дошкольных и школьных учреждений. Современная наука постулирует именно равенство педагогов и родителей в общении, диалог между ними, который возможен только при восприятии сторонами друг друга на равных. Нужно заметить, что общение педагогов с родителями — это, прежде всего, общение профессиональное, целенаправленное и содержательное.

В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения — семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т. е. начинается процесс воспитания.

Семья со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность либо неуспешность всего учебно-воспитательного процесса. Поэтому школа в своей деятельности ставит вполне определенные цели и задачи взаимодействия с семьей.

Деятельность педагогического коллектива по организации работы с родителями реализует следующие цели:

1.      Просветительская — способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.

2.      Консультативная — совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

3.      Коммуникативная — обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Задачи взаимодействия семьи и школы:

1.      Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.

2.      Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.

3.      Привитие навыков здорового образа жизни.

4.      Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.

5.      Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.

Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Основные направления сотрудничества семьи и школы проявляются в следующем:

1.      Единство требований к учащимся.

2.      Согласованность действий (законы, защищающие семью и ребенка, знание обеими сторонами психологических особенностей ребенка).

3.      Преодоление недостатков в формировании личности (работа с детьми, находящимися в особо трудных условиях, психологическая коррекция).

4.      Совместная работа по закреплению и развитию успехов ребенка.

5.      Повышение педагогической культуры родителей.

6. Различные формы сотрудничества с родителями.

Задачи семейного воспитания:

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

-       гармоническое развитие ребенка;

-       забота о здоровье детей;

-       помощь в учении;

-       помощь в социализации личности и ее самореализации;

-       забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

-       развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

-       подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

-       половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Основными направлениями в работе классного руководителя с родителями следует считать:

-    педагогическое просвещение родителей;

-    коррекцию семейного воспитания;

-    совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию детей;

-    защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне.

-    Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс предусматривает:

-    организацию секций, кружков, клубов, студий;

-    совместные творческие дела;

-    работу органов самоуправления;

-    шефство над неблагополучными семьями, подростками.

В работе с родителями классный руководитель может использовать разнообразные формы:

-        массовые (родительские собрания, родительский лекторий, конференции, практикумы, обмен опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, совместные с детьми праздники, дни коллективного отдыха, посещения учреждений культуры, походы, экскурсии, дела и др.);

-        групповые (родительский комитет, клуб общения, тренинг родительского взаимодействия, консультации, практические занятия, беседа и др.);

-        индивидуальные (консультация, беседа, поручение, посещение семьи и др.).

Родители — социальные заказчики школы, поэтому должны иметь возможность влиять на ее деятельность, участвовать в школьной жизни. Совместно с классным руководителем и под его руководством родительский комитет планирует, готовит и проводит совместную работу по воспитанию детей класса, анализирует, подводит итоги работы школы и семьи.

Формы работы с родителями:

1.      Встречи за «круглым столом».

2.      Родительские собрания.

3.      Индивидуальные встречи «разговор по душам».

4.      Встречи с директором школы.

5.      Психолого-педагогические консультации (на базе Кабинета профилактики).

6.      День открытых дверей.

7.      Конференции отцов.

8.      Совместные праздники.

9.      Семейные конкурсы.

10.  Посещение семьи.

Взаимодействие с родителями необходимо строить на основе таких идей-принципов, как:

-        обращение к чувству родительской любви;

-        умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;

-        уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Всегда придерживаться мнения В. А. Сухомлинского “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” — и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях.

Существует и определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:

-        родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;

-        время консультации или беседы должно быть четко оговорено;

-        родители не должны ждать под дверью своей участи;

-        необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность;

-        родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;

-        в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;

-        если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;

-        если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Посещение ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.

Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов — проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

Польза родительского комитета огромна, все мероприятия с участием родителей интересны не только детям, но и самим родителям — увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

Взаимодействие воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение, так как семья как социальная общность не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Она — главный воспитатель. Более влиятельной силы на развитие и становление личности ребенка не существует. Именно в ней закладываются основы социального «Я», фундамента будущей жизни человека.

Литература:

1.      Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального

2.      общего образования — М-во образования и науки Рос.Федерации — М.,Просвещение, 2010. -51с.

3.      Коротаева Е. В. Духовно-нравственное воспитание. Народное образование. -2010г. -№ 4,с. 123–127.

4.      Бордовская Н. В.,Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.,2009,-167с.

5.      Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб.,2009,-97с.

6.      Николаенко В. М., Залесов Г. М., Андрюшкина Т. В. и др. Психология и педагогика. М.-Новосибирск,2008,-189с.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, родитель, родительский комитет, семья, семейное воспитание, ребенок, учебно-воспитательный процесс, школа, ходя консультации, совместная работа.

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

классный руководитель, родитель, родительский комитет, семья, семейное воспитание, ребенок, учебно-воспитательный процесс, школа, ходя консультации, совместная работа.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия...

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение. Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм... Семейное воспитание (то же самое — воспитание...

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа. Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Взаимодействие школы и семьи в воспитании

классный руководитель, родитель, семья, школа, ребенок, семейное воспитание, нравственное воспитание, берег.

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка. Привлечение родителей к организации работы с классом. Многие родители заинтересованы в том, чтобы лучше воспитывать своих детей.

Планирование совместной деятельности педагога с родителями...

родительский комитет, воспитание детей, родитель, семейное воспитание, деятельность школы, повышение ответственности родителей, ребенок, школа, педагогический всеобуч, тесное сотрудничество.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа.

Классный руководитель как организатор развития коллектива...

классный руководитель, воспитательная работа, родитель, школа, место жительства, ребенок, метод работы, индивидуальная особенность ребенка, семейный коллектив, VIII.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

классный руководитель, родитель, родительский комитет, семья, семейное воспитание, ребенок, учебно-воспитательный процесс, школа, ходя консультации, совместная работа.

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия...

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение. Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм... Семейное воспитание (то же самое — воспитание...

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа. Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

Взаимодействие школы и семьи в воспитании

классный руководитель, родитель, семья, школа, ребенок, семейное воспитание, нравственное воспитание, берег.

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка. Привлечение родителей к организации работы с классом. Многие родители заинтересованы в том, чтобы лучше воспитывать своих детей.

Планирование совместной деятельности педагога с родителями...

родительский комитет, воспитание детей, родитель, семейное воспитание, деятельность школы, повышение ответственности родителей, ребенок, школа, педагогический всеобуч, тесное сотрудничество.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа.

Классный руководитель как организатор развития коллектива...

классный руководитель, воспитательная работа, родитель, школа, место жительства, ребенок, метод работы, индивидуальная особенность ребенка, семейный коллектив, VIII.

Задать вопрос