Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм взаимодействия семьи и школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 06.12.2016

Статья просмотрена: 1377 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова Н. В. Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм взаимодействия семьи и школы // Молодой ученый. — 2016. — №27. — С. 702-705. — URL https://moluch.ru/archive/131/36254/ (дата обращения: 22.07.2018).



С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта изменилась роль и место родителей в образовательной политике школы. Семья — это один из важнейших социальных заказчиков образования, поэтому необходимо учитывать и активно изучать позицию родителей.

Семья может стать активным помощником лишь при условииосознания ее ответственности за воспитание детей и заинтересованности в их развитии. Работа педагога с родителями невозможна без привлечения их к сотрудничеству в учебно-воспитательный процесс, что предполагает организацию разнообразных кружков по интересам, спортивных секций, участие в заседаниях клубов, проведение мастер — классов и т. д. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не уделяют достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и своему ребенку. Однако в классе находится один — два инициативных родителя, которые привлекают и организуют других. Но, как добиться того, чтобы в воспитание нового человека было наиболее действенным? Учитель всегда сможет найти пути для решения этой задачи. Это и изучение воспитательных возможностей семей своих учеников, повышение педагогической культуры родителей, умение вовремя предупредить ошибки в воспитании, умение координировать усилия семьи в воспитательной работе, а также тесное сотрудничество с родительской общественностью.

Чтобы заинтересовать детей мы должны связать в единое целоешколу и семью. Для этого необходимо направить родителей на активное включение в сотрудничество с детьми и педагогами в учебно-воспитательный процесс, во внеклассную и внеурочную деятельность.

Новая парадигма образования, определённая ФГОС, создаёт предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Изучая статус семей обучающихся, видно, что большинство родителей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, родители устраняются от решения вопросов воспитания, а тем более развития личности ребенка. Родители, не зная и не изучая возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно, вслепую. Все это, не приносит положительных результатов. В таких семьях, чаще всего нет прочных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Родители не справляются со своим ребенком и перестают быть его авторитетом.

Из — за несвоевременного оказания помощи родителями своим детям часто приводит к росту детской безнадзорности, преступности, и других негативных явлений в детской среде. Я стала наблюдать отчуждение семьи от школы, а особенно от интересов творческого и свободного развития личности своего ребенка. Родители не интересуются, чем увлекается их ребенок, его интересами, какой кружок или секцию посещает, кто его друзья (родители перестали посещать родительские собрания, уклонялись от встреч, не знали какие кружки и секции посещает их ребенок, не проверялось домашнее задание и т. д.)

Составляя социальный паспорт класса, я увидела, что из 25 семей полными семьями оказались только одиннадцать, воспитывающимися с отчимами пять семей, один ребенок воспитывается с отцом, один с бабушкой. У 70 % детей родители работают по сменному графику и дети остаются на попечении бабушек и дедушек. Поэтому возникла необходимость обновления формы работы с родителями. Интересной для меня стала идея разработки такой формы, которая позволяла бы объединить воедино интересы родителей, ребенка и, в конечном итоге, класса и школы. И одной из таких форм стало создание семейного клуба «Мы вместе». Любая клубная деятельность — это объединение на равных и детей, и взрослых. Это сотрудничество и тех и других.

Взаимодействие педагогов и родителей осуществляется на принципах взаимопонимания, открытости и доверия. Осуществляется работа в команде «Семья и школа». Только совместная работа может решать такие проблемы, чтоб получить результат, как мотивация учения и выявления причин отставания, выбор образовательной программы для ребёнка, как предупреждение агрессивного поведения детей, как формирование ценностного отношения к здоровью.

Главным и необходимым условием является знакомство с семьей, чтоб учитель стал «доверенным» лицом ребенка, а родители увидели в наставнике своего ребенка прежде всего Человека, которому можно доверить самое дорогое. И как радостно слышать слова взрослых: «Нам повезло! У нас был замечательный классный руководитель!».

Работа с семьей — это сложная задача, как в психолого-педагогическом плане, так и в организационном. Семейный клуб — это передача опыта в воспитании детей, интересная, плодотворная форма работы с родителями, которая учитывает актуальные потребности семьи и способствует формированию активных, инициативных, образованных участников процесса.

Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первым этапом работы по взаимодействию школы с семьёй было возникновение идеи создание чего — то нового, Для этого была собрана информация об участниках образовательного процесса, информация о желаемом образе взаимоотношений с родителями, был намечен план работы, были сформулированы цели. Итогом проведённой работы было принято решение создание семейного клуба «Мы вместе», и была разработана программа работы клуба совместно с родителями, в которой отразилась вся система по взаимодействию семьи и школы на ближайшие четыре года. Программа была одобрена участниками образовательного процесса (учителем, родителями, детьми)

Вторым этапом работы стала разработка цепочки связей: родитель — ребёнок — школа. Родители стали вовлекаться в разные воспитательные технологии во внешкольную, внеурочную деятельность. Итогом второго этапа стало ознакомление всех участников образовательного процесса с воспитательными технологиями, а также выделение среди них наиболее перспективных, были проведены пробные элементы технологий в практической деятельности на классных собраниях, совместных мероприятиях.

Третий этапом было введение в практику работы с семьей: проведение нетрадиционных совместных мероприятий, направленных на развитие у учащихся и их родителей здоровых духовных потребностей и интересов, на которые большое влияние оказывает та нравственная атмосфера, которая складывается в семье, а также спортивных мероприятий, направленных на здоровый образ жизни. Здесь родители проявили свою активность, при который они могли не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказали об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросили совета у учителя по интересующим их проблемам. Таким образом, установление доверительных отношений между участниками учебно-воспитательного процесса плавно привело к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка.

Были выделены несколько главных определяющих направлений взаимодействия с родителями: изучение семей учащихся (была предложена анкета по изучению семьи); педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры (проведение всеобучей, классных родительских собраний, индивидуальных бесед и т. д.); информирование родителей о ходе и результатах обучения и воспитания учащихся (электронный журнал, дневник, блог класса и т. д.); обеспечение участия родителей в жизнедеятельности классного коллектива (своевременная информация).

Содержание моей работы с родителями определили пять функций: ознакомление родителей с методикой и формой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, участие в работе управляющего совета школы, связь с социумом); психолого-педагогическое просвещение родителей (классные тематические конференции для родителей, лектории, беседы на родительских собраниях, всеобучи. индивидуальные консультации психолога, индивидуальные беседы и т. д.); вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, соревнования, мастер — классы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности); организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, памятки для родителей, планирование работы и т. д.); корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся(по результатам анкетирования и диагностики).

Цель совместной работы с родителями состоит в том, чтобыобъединить усилия школы и семьи в вопросах воспитания и развития детей; скоординировать действия по формированию единого воспитательного пространства; повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей.

Для успешной работы выделены такие задачи:

  1. Просветительская — познакомить с основными правилами общения; научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; между детьми и взрослыми, а также приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, с перспективами развития детского коллектива
  2. Консультативная — формировать у родителей культуру к школьному образовательно-воспитательному процессу совместное нахождение методов и способов эффективного воздействия на ребёнка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
  3. Коммуникативная — максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развития личности. Обогащение опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей.

В организации работы клуба применяются разнообразные формы: анкетирование, опрос, тестирование, проведение родительских собраний, индивидуальные беседы, консультации, родительские лектории, вечера вопросов и ответов, классные тематические конференции, «Круглые столы», диспуты, дискуссии, дни творчества, дни открытых дверей.

Родители привлекаются к проведению совместных праздников, к оформлению кабинета и к изготовлению костюмов и, к организации досуга учащихся (экскурсии, посещение культурно — досуговых центров города и района), к общественно — полезному труду в классе и школе, к выпуску стенгазет и фотовыставок, к организации художественной самодеятельности, к спортивно — оздоровительной деятельности. В классе выбран родительский комитет, который контролирует выполнение плана работы клуба и вносит в него своевременные корректировки.

В конце каждой четверти, по итогам года награждаются самые активные участники семейного клуба.

Использование разнообразных форм сотрудничества с родителями на занятиях семейного клуба даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся психолого-педагогические знания, развивать креативные способности.

Все формы работы с детьми и родителями при этом разделены: на индивидуальную работу с родителем и ребёнком; работу в мини-группах; групповую работу с родителями; групповую работу с родителями и их детьми.

Индивидуальная форма работы с семьей включает в себявключается посещение семей учащихся, индивидуальные беседы с родителями, совместное определение перспектив и средств развития учащихся, педагогические консультации, индивидуальные поручения.

Индивидуальная работа позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка.

Используя групповые формы взаимодействия, я опираюсь на дифференциацию определенных групп родителей по следующим признакам: актив родителей; родители, разрабатывающие и решающие какие — либо проблемы класса, школы; родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей; родители, которые воспитывают девочек (мальчиков); родители, воспитывающие одного ребенка (много детей); родители, дети которых имеют отклонения в развитии поведении.

В нашем классе предпочтение отдаётся коллективным формам работы.

Мы разработали правила проведения семейного клуба:добровольная основа — через красочное, яркое объявление за неделю до начала мероприятия; вместе с ребёнком заседание посещает кто-то из родителей; занятия проводятся 1 раз в месяц в различных помещениях школы и вне;каждое занятие рассчитано на 35–60 минут;каждое занятие включает в себя игровую деятельность; в конце каждого занятия — подведение итогов, вручение небольших сюрпризов, памяток.

Семейный клуб в нашем классе — структура динамичная: встречи могут сливаться в один цикл или дробиться. Всё это направлено на максимальную результативность встреч для всех участников. В ходе взаимодействия с родителями содержание работы клуба может корректироваться. Эффективность содержания данной работы зависит от активного участия всех специалистов образовательного учреждения в выработке единства педагогических требований к ребёнку и расширении познаний в области педагогики, детской психологии и оздоровления детей.

В деятельности клуба мы придерживаемся следующих принципов: участие в работе клуба заинтересованных и активных родителей; любить и понимать детей такими, какие они есть; каждый может иметь свою точку зрения, независимо от возраста; учиться слушать и слышать друг друга в клубе, школе, дома, на улице; оказывать поддержку.

Семейный клуб позволяет поделиться собственным опытом общения с детьми, их воспитания, расширить социальные контакты семьи в совместных играх и чаепитиях детей и взрослых, детско-родительских занятиях, «издании» семейных газет, разновозрастных творческих мастерских, конкурсах, семейных викторинах и т. п.

Таким образом, опыт работы семейного клуба в нашем классе показывает, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребёнку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребёнку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей — прекрасный фундамент для развития личности.

Кроме того, работа семейного клуба показывает, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и взрослых в образовательном учреждении, переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что «слова учат, а пример заставляет подражать».

Литература:

  1. Гольдберг В. А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. — М., 2001
  2. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. — М., 2005
  3. Селевко Г. К. Концепция самовоспитания. — Ярославль, 2000
  4. Степанов Е. Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. — М., 2005
  5. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе./ Касаткина Н. А. — Волгоград: Учитель, 2011 год.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс, образовательное учреждение, класс, школа.


Похожие статьи

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия...

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи

семья, родитель, школа, ребенок, организующий центр, группа проблем, воспитательная среда, совместная воспитательная работа, совместная работа, воспитание учащихся.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг друга, классный руководитель, особая забота, воспитательный процесс, родительский комитет, семейная жизнь.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Особенности взаимодействия дошкольной организации...

Процесс воспитания детей без родительского участия не возможен и не полноценен.

Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

школа, ребенок, семья, родитель, принцип, семейное воспитание, влияние социума, развитие ребенка, взаимное доверие, школьный коллектив.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Работа с родителями как один из аспектов взаимодействия...

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание детей, ребенок, педагогический процесс, воспитание, педагог, образовательное учреждение.

Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм...

Семейное воспитание (то же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Школа как координатор совместной деятельности школы и семьи

семья, родитель, школа, ребенок, организующий центр, группа проблем, воспитательная среда, совместная воспитательная работа, совместная работа, воспитание учащихся.

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг друга, классный руководитель, особая забота, воспитательный процесс, родительский комитет, семейная жизнь.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Особенности взаимодействия дошкольной организации...

Процесс воспитания детей без родительского участия не возможен и не полноценен.

Развитие личностно ориентированного взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников.

Взаимодействие семьи, школы и социума | Статья в журнале...

школа, ребенок, семья, родитель, принцип, семейное воспитание, влияние социума, развитие ребенка, взаимное доверие, школьный коллектив.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность.

Задать вопрос