Библиографическое описание:

Петровичева А. А. Взаимодействие семьи, школы и социума // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 723-727.



На развитие ребенка влияют три важных сферы: школа, семья и социум. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи, школы и социума. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои претензии. С одной стороны, учителя жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, пассивность. С другой стороны, родители недовольны чрезмерными нагрузками и равнодушием педагога. Однако, сотрудничество этих сфер необходимо для формирования всесторонне развитой личности. Влияние социума играет немало важную роль в формировании личности ребенка, оно социализирует его. Позиции общества влияют на формирование целого поколения.

Взаимодействие семьи и школы.

Каждый ребенок вступает в многообразные отношения со множеством людей: в своей семье он сын или дочь, брат или сестра; в школе — учащийся; в спорте — спортсмен; в автобусе — пассажир и т. д. Во всех этих отношениях ребенок проявляет свои личные качества: самоуверенность, скромность, доброжелательность, ответственность, дисциплинированность, равнодушие, эгоизм и другое.

Исследователи глубоко изучили, как формируется детское поведение, какую роль играет в этом семья, школа и общество. И от того, какое влияние оказывают на ребёнка эти три компонента, зависит его формирование как личности.

Семья — первичная ячейка общества, члены которой связаны родственными и хозяйственными связями. «Семья содействует выработке многих навыков и привычек — трудовых, гигиенических, культурных и моральных. В семье воспитывается характер, формируются убеждения. Эти убеждения, сформированные в детстве, наиболее прочные, действенные. В семье дети знакомятся с отношением взрослых к своим обязанностям, труду, к происходящим событиям, их мнение всегда оказывает большое влияние на детей, на их поступки». [12, с. 632].

Ф. М. Достоевский писал: «Знайте же, что нет ничего сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома… прекрасное, свежее воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрали таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». [3, с. 174]

Школа — это второй дом. Во-первых, учащиеся большинство своего времени проводят именно в школе, а дома они продолжают то, что задали на уроках: выполняют учебные задания. Во-вторых, школа дает необходимый уровень образования. В-третьих, именно школа обладает квалифицированными специалистами с определенной педагогической подготовкой, которые всегда помогут ребенку в трудной ситуации. В школе ребенок получает жизненный опыт и знания, она дает возможность работать в коллективе и реализовать себя в группе. С. Т. Шацкий был убежден, что культуру быта, которую ребенок приобретает в школе, он обязательно внесет в быт своей семьи. [14, с. 56–57] «Если спросить школьника, для чего (или ради чего) он учится, ребенок дает обычно совершенно случайные ответы. Он никогда об этом не думает. … И ребенок отвечает: «Чтобы научиться всему», «Чтобы быть ученым» и т. п». [9, с. 205]. А некоторые видят школу более функционально, как «учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей» [1, с. 375]. Но с возрастом эти цели меняются и здесь, школа должна поддерживать эти цели, а родители помогать.

В чем заключается взаимодействие семьи и школы?

«Работа школы с семьей включает в себя педагогическое просвещение родителей, привлечение их к непосредственному участию в деятельности школьного коллектива, организацию единой системы воздействия на ребенка в школе и семье». [12, с. 642]

«С чего же школе следует начинать организацию педагогического взаимодействия с семьей?» [4, с. 94]

Формы работы с семьей.

Родительский комитет — объединение родителей, с целью помогать педагогам в работе с учащимися. Родительский комитет делится на сектора: всеобуча, культурно-массовый, санитарно-хозяйственный и т. д. Так, например, «сектор всеобуча контролирует охват обучением детей, выявляет причины непосещения детьми школы, оказывает материальную помощь нуждающимся детям, занимается трудоустройством выпускников». «Таким образом, привлечение родителей к различным видам деятельности школьного коллектива является главным средством объединения усилий школы и семьи». [12, с. 643]

Родительские собрания, где участники обмениваются мнениями по вопросам воспитания детей дома и в школе. «Родительские собрания бывают общешкольные и классные. Они проходят в определенные дни, установленные школой». Родители обсуждают и решают общие вопросы, делятся опытом воспитания детей. «Под воспитанием в широком смысле имеется в виду вся сумма воздействий, весь процесс формирования личности, который совершается под влиянием всего уклада жизни общества, окружающей среды, трудовой и производственной деятельности, господствующих идей, права, искусства, литературы». [7; с. 83, с. 363]. «Положительным можно считать попытку некоторых школ найти систему в планировании тематики родительских собраний (общешкольных и классных) на весь учебный год. Это способствует сосредоточению сил школы и семьи на решении основных задач, постепенному овладению родителями всеми основными вопросами семейной педагогики». [12, с. 643]

Посещение педагога семьи учащегося. «Основная задача — знакомство с бытом семьи, конкретными условиями жизни школьника, изучение людей и личный контакте со всеми, кто выступает в роли воспитателей детей в данной семье. В общении учителей с родителями главное — совместное решение воспитательных задач, поиски наилучших средств воздействия на данного ребенка. Поэтому так важна и нужна здесь атмосфера взаимного доверия, общей заботы об общем деле» так, например, организация школьных мероприятий: походы, тематические вечера и т. д. «Чтобы вовлечь родителей в самостоятельную работу по изучению педагогической теории, в школах организуют педагогические семинары. Участники семинара слушают лекции, знакомятся с лучшим опытом семейного воспитания, получают ответы на сложные вопросы воспитания, самостоятельно изучают педагогическую литературу». [12, с. 644]

Консультации для родителей, где родители могут индивидуально поговорить с учителем на любую интересующую их тему. «Часто родители, придя на консультацию, не только ждут ответа на возникший вопрос, но и стремятся проверить свое мнение, убедиться в правильности своих воспитательных приемов». [12, с. 645]

Конференции родителей по вопросам семейного воспитания, где на всеобщее обсуждение выдвигаются общие вопросы семейного воспитания.

Родительские университеты. «В учебный план университета, кроме тем по семейному воспитанию и педагогике вообще, расположенных в определенной системе, включаются еще и лекции по психологии, медицине, литературе и искусству. Практикуется и организации экскурсий на производство, где работают школьники, во внешкольные учреждения и т. д. Удачным следует считать привлечение к работе в университете психологов, врачей, библиотекарей, артистов, работников суда и прокуратуры и др. Различные типы школ имеют свои особенности и в работе с семьей. Так, очевидно, что школы-интернаты, где дети и учатся, и готовят уроки, и отдыхают, и живут большую часть года, должны обо всем этом систематически информировать родителей, широко использовать все формы привлечения их к участию в делах школьного коллектива». [12, с. 645]

Педагогические принципы взаимодействия семьи и школы.

Главной задачей родителей и педагога является помощь ребенку. Именно их взаимодействие разрабатывают в ребенке следующие качества: нравственные ценности, социальную активность, уверенность в себе и многое другое.

«Школа и семья сегодня являются основными социальными институтами, от согласованных действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Одним из начальных этапов построения образовательного взаимодействия является определение педагогических принципов сотрудничества между семьей и школой. Принцип (от лат. cлова principium — начало, основа) — это основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, теоретической программы; внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения в деятельности» [8, с. 110].

«Принципы общения семьи и детских образовательных учреждений — сотрудничество, взаимодействие, доверие, взаимоуважение; взаимопомощь и взаимоподдержка; терпение и терпимость» [5, с. 543].

«Л. В. Байбородова, считает, что формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей — длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:

  1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса.
  2. Организация совместного творчества учителя, учащихся и их родителей.
  3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.
  4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.
  5. Управление взаимодействием детей и родителей [1, с. 156–158].

Анализ работ, посвящённых проблемам взаимодействия семьи и школы, (Ш. А. Амонашвили, В. А. Караковский, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, Л. И. Новикова, А. Б. Орлова, В. Ю. Питюков, В. Д. Шадрикова, Н. Е. Щуркова и др.) и многолетняя экспериментальная работа, по осуществлению сотрудничества педагогов и родителей, позволили выделить основные принципы, на которых базируется процесс формирования сотруднических отношений между педагогами и семьей. К ним относятся:

 принцип обеспечения эмоциональной безопасности родителей;

 принцип социального партнерства;

 принцип полилога;

 принцип гуманизации.

Дадим характеристику каждому из предложенных нами принципов.

Первый принцип обеспечение эмоциональной безопасности родителей. Особенности взаимодействия родителей и школы таковы, что, как правило, школа ассоциируется у родителей с опасностью, тревогой и чувством вины. Важно понимать, что, находясь в этих состояниях, родитель закрыт для конструктивного сотрудничества, все его душевные силы уходят на обеспечение психологических защит. Для родителей важно осознавать, что образовательная среда для них комфортна и не способна причинить им вред». [8, с.110] «Реализация этого принципа требует:

 создание спокойной, доброжелательной атмосферы, располагающей к диалогу;

 взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;

 возможность обменяться мнениями, переключиться, пошутить;

 учет личных проблем и затруднений родителей в воспитании детей;

 внимание к просьбам и предложениям со стороны родителей;

 способность к оказанию психологической поддержки.

Второй принцип принцип социального партнерства. Этот принцип означает:

 формирование общего воспитательного «поля» вокруг ребенка, обеспечивающего согласованность действий родителей и педагогов;

 взаимную договоренность между родителями и педагогами об основах воспитания школьника;

 эмоциональный отклик на события, происходящие как со школьником, так и с семьями отдельных учеников;

 единство требований и стиля отношения к ребенку;

 взаимное оповещение о значимых событиях в жизни ребенка;

 исполнение просьбы педагогов со стороны семьи и исполнение просьбы родителей в адрес учителей, оказание взаимных услуг;

 совместную деятельность педагога, детей и родителей.

Третий принцип — принцип полилога. Одним из базовых принципов взаимодействия семьи и школы является принцип субъект-субъктного, полилогического, партнерского общения. Данный принцип предусматривает взаимное доверие и уважение, поддержку и помощь, ответственность по отношению друг к другу, восприятие родителей как субъектов со своими интересами, потребностями, своей позицией». [8, с. 111] «К сожалению, на практике, принцип полилога реализуется далеко не всегда. Довольно часто педагог по отношению к родителю занимает позицию «сверху», поучая, угрожая, приказывая, навязывая свою точку зрения. Очень важно, чтобы учитель в процессе общения с родителями поддерживал трансакции «Взрослый-Взрослый», и, в частности, избегал фраз типа «Вы должны», «Вам необходимо», «на Вашем месте я бы…», «если Вы не примите меры, то…». Важно помнить, что у каждого родителя есть собственный жизненный опыт, к которому он может апеллировать, есть право на собственное мнение и задача педагога, придерживаясь принципа безоценочности, понять и принять услышанное.

Четвертый принцип принцип гуманизации во взаимодействии с семьей, что предполагает:

 опору на положительные качества родителей и детей;

 осуществление действий, направленных на укрепление и повышение авторитета родителей;

 учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах воспитания;

 доверие к воспитательным возможностям родителей;

 недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи;

 опору на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности». [8, с. 112]

Влияние социума на формирование личности ребенка

«Природные возможности ребенка очень велики, но развитие они получают лишь в процесс его социальной жизнедеятельности. Важнейшим фактором развития личности ребенка является среда. Под средой прежде всего следует понимать социальное окружение, в котором живет человек». [12,с. 39]

Без влияния социума ребенок не смог бы освоить культуру и ценности, «нормы, традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение». [13, с. 81] В результате, происходит социализация ребенка. Социализацией Я. Щепаньский называет те влияния «среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей». [15, с. 51] «Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В этом процессе развития ребенок становится личностью. Происходит изменение его организма, психики под влиянием его окружения, семьи и сверстников. Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой. В зависимости от окружения развиваются его мировоззрение, его общественная сущность». [2, с. 46]

А. С. Макаренко, утверждая, что в процессе воспитания «перед нами всегда стоит двойной объект — личность и общество. Выключить личность, изолировать ее, вынуть ее из отношения совершенно невозможно» [10, с. 508]

В начале процесса развития ребенка доминирует семья. Когда ребенок идет в школу, на него начинает воздействовать школа, педагоги, одноклассники и др. После школы, на уже почти зрелую личность действие семьи уменьшается, а роль социума увеличивается. «Следует говорить не об уменьшении влияния родителей, а о качественных сдвигах, обусловленных усложнением деятельности и дифференциацией отношений старшеклассников». [6, с. 82] Здесь личность находит свое место в обществе, приобретает определенный круг людей. Именно здесь формируются его индивидуальные черты характера. Ребенок, после окончания школы, берет на себя ответственность за свои мысли и поступки, самостоятельно решает возникающие проблемы. «В юношеском возрасте уже отчетливо видна направленность личности». [11, с.60]

Таким образом, в формировании и развитии ребенка участвует не только семья и школа, но и окружающая его социальная среда.

Изучив содержание процесса взаимодействия семьи, школы и социума, я выявила формы работы с семьей, педагогические принципы взаимодействия семьи и школы, рассмотрела влияние социума на развитие ребенка.

Проанализировав материал, можно сделать вывод, что в развитии ребенка огромное значение имеют правильно скоординированное взаимодействие семьи, школы и социума. Ведь от того, какое влияние на ребёнка окажут эти институты в определённое время и зависит его формирование как личности, формирование его гражданской позиции, и в целом: формирование нового поколения людей.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  2. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 440 с.
  3. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. — Л., 1974. — Т. 28.
  4. Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информ.-метод.материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 208 с.
  5. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. М.: КНОРУС, 2010. — 744 с.
  6. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.– 192 с.
  7. Крупская Н. К. Воспитание; Идеалы социалистического воспитания. Педагогические сочинения, т. 2, М. — АПН РСФСР, 1957–1963.
  8. Личность, семья и общество: вопросы педагогики ипсихологии/Сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1 (36). Новосибирск: СибАК, 2014,- 224 с.
  9. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1977. — 224 с.
  10. Макаренко А. С. Книга для родителей. Сочинения, т. IV, М.: АПН РСФСР, 1957–1958.
  11. Мудрик А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М.: Знание, 1977.
  12. Педагогика: курс лекций / Под общ. ред.: Г. И. Щукиной, Е. Я. Голанта, К. Д. Радиной. — М.: Просвещение, 1966. — 648 с.
  13. Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по истории отечественной педагогики. — М., 1995. — 81 с.
  14. Шацкий С. Т. Школа для детей или дети для школы// Избр. пед.соч.: В 2т. — М.: 1980 — Т. 2.
  15. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969.
Основные термины (генерируются автоматически): взаимодействия семьи, семейного воспитания, принципы взаимодействия семьи, участников педагогического процесса, деятельности школьного коллектива, личности ребенка, развитие ребенка, взаимодействие семьи, воспитания детей, принцип полилога, развитии ребенка, процесса воспитания ребенка, Особенности взаимодействия родителей, условии взаимодействия семьи, педагогическое просвещение родителей, формировании личности ребенка, Главной задачей родителей, исполнение просьбы родителей, уменьшении влияния родителей, решение задач воспитания.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос