Важную роль в формировании национального самосознания играет историческое самосознание, историческая память нации о своем этногенезе, об этнических, языковых и религиозных процессах развития своей нации как формирующейся социальной общности, об отношениях ее с окружающими нациями.
Каждый человек объективно и субъективно имеет место своего рождения, родной край, родной социум, Родину, у него формируется патриотизм, привязанность и любовь к ним. Субъекты социального действия не имеют права лишать человека его Родины. Человек имеет право добровольно покинуть свой родной край. Следовательно, только социум основанный на принципе толерантности может быть размещенным на единой территории и обеспечивающим одновременно право каждого человека на обладание Родиной и на свободное саморазвитие.
Право человека, личности на свободу саморазвития и самовыражения не осуществимо без реализации в практике социальной жизни принципа толерантности, взаимной терпимости в отношениях между национальными, языковыми и конфессиональными общностями, с которыми идентифицирует, отождествляет себя личность.
Право человека, личности на свободу саморазвития и самовыражения не осуществимо без реализации в практике социальной жизни принципа толерантности, взаимной терпимости в отношениях между национальными, языковыми и конфессиональными общностями, с которыми идентифицирует, отождествляет себя личность.
Использование технологии диалога культур является одним из важнейших средств воспитания личности. Культура — это диалог, обмен мнениями и опытом, постижение ценностей и традиций других; в изоляции она увядает и погибает. Обучение иноязычному общению в контексте диалога культур предполагает взаимосвязанное решение следующих коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач, а именно:
- Познавательный (культурологический) аспект:
− активизация имеющихся в опыте учащихся знаний о культуре разных стран;
− знакомство с культурой страны изучаемого языка путём сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями о своей стране, своей области, о себе самих;
− развитие у студентов способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного и межкультурного общения.
- Учебный аспект:
− формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, развитие культуры устных выступлений и письменной речи на иностранном языке;
− развитие умения читать аутентичные тексты лингвострановедческого содержания с различными учебными стратегиями;
− развитие умения переводить и пользоваться словарём.
- Развивающий аспект:
− развитие у студентов способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизации современного мира;
− развитие интеллектуальных умений и творческих способностей учащихся при сборе, обработке и интерпретации различных видов культуроведческой информации;
− развитие лингвострановедческой и речевой наблюдательности, творческого воображения, ассоциативного и логического мышления в условиях иноязычного учебного общения;
− развитие коммуникабельности, самостоятельности, умения сотрудничать.
- Воспитательный аспект:
− формирование у студентов представлений о диалоге культур как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры других стран;
− воспитание чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну;
− воспитание потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.
Межкультурная коммуникация, как диалог культур может быть реализована исключительно на наследии собственного народа, национальной культуре, культуре родного края. Включая в материалах занятий региональный компонент, можно развить у студентов умение представлять не только свою страну, но и свою малую родину в условиях межкультурного общения.
Принцип обучения в контексте диалога культур создаёт условия изучения культуры стран изучаемого языка с опорой на мировую культуру и переосмысление отечественной культуры в зеркале мировой культуры, результатом которого является взаимопонимание.
Конституции современных демократических государств, в том числе и Республики Узбекистан, закрепляют одинаковые права и свободы всех граждан, которые рассматриваются как равноправные перед законом вне зависимости от различия пола, расы, места рождения, национальности, родного языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Реализация суверенитетов человека, нации и государства, их интересов, прав и свобод также невозможны без осуществления принципа толерантности в аспекте совместного участия различных конфессиональных и атеистических групп в социальной жизни.
Толерантное общество является фундаментальной необходимостью для обеспечения потребности каждого члена общества в свободном саморазвитии без ущемления такого же права других членов общества. Принцип толерантности является частным случаем кантовского категорического императива. Толерантное общество это общество в системе общественных отношений которого действует принцип толерантности. Открытое общество является частным, специфическим вариантом толерантного. Толерантное общество принципиально отличается от атеистического общества и религиозного общества, как от обществ с доминантой моноидеологии.
Принцип толерантности возможен в коммуникации, общении между такими различающимися по определенным признакам группами населения социума, толерантность в общении которых не разрушает реализации основных прав и свобод человека в данном социуме в целом и глобально в рамках человечества.
Различающиеся по своему языку внутреннего группового официального общения, делопроизводства и коммуникации социальные группы будут стремиться создать свои территориально отдельные социумы. Они будут стремиться к созданию национальных государств с языком данной нации в качестве государственного языка. Большинство развитых наций мира избрали путь создания суверенного, независимого национального государства в качестве фундаментальной формы реализации своего права на самоопределение. Каждая из этих наций ввела свой национальный язык в качестве государственного языка и обеспечила в государстве все условия для всестороннего развития своей национальной культуры, языка и формирования соответствующей языковой личности у своих граждан. Исходя из принципа равноправия наций, все остальные нации мира, также стремятся создать аналогичные национальные государства, реализовать свой государственный суверенитет и в этом аспекте, хотя это и приводит к локальному неравноправию языков и наций. Глобальное в общечеловеческом масштабе равенство наций и языков достигается посредством локального неравенства наций и их языков. Это локальное неравенство проявляется в том, что в рамках национального государства данной нации, ее язык становится государственным языком, и все другие национальные языки уступают ему по полноте и всесторонности развертывания своих общественных функций на этой территории.
Принцип толерантности в межгосударственном, международном общении является фундаментальным принципом обеспечивающим механизм мирного сосуществования и сотрудничества на территориально единой планете Земля в системе мировой цивилизации многообразия социальных, национальных, этнических, языковых, религиозных, расовых и других групп.
Межнациональное, межконфессиальное, межязыковое, межрасовое согласие, компромисс, отказ от нетерпимого отношения к инаким и к инакомыслящим являются необходимыми компонентами осуществления принципа толерантности.
Свобода инакомыслия, плюрализм и толерантность должны рассматриваться как общечеловеческие ценности, обеспечивающие как фундаментальное право каждого человека на творческое самовыражение, так и возможности прогрессивного развития каждой страны.
Конституции демократических государств мира, в том числе и Конституция Республики Узбекистан, обеспечивая принцип построения светского, демократического, правового, плюралистического государства и справедливого гражданского общества, в котором будут гарантированы все общепризнанные мировой цивилизацией интересы, права и свободы человека, предполагает реальное соблюдение принципа толерантности, свободы инакомыслия и плюрализма во всем многообразии социальных, межличностных, внутригосударственных и межгосударственных отношений.
Литература:
- Конституция Республики Узбекистан. — Ташкент: Узбекистан, 2003. – 43 с.
- Закон Республики Узбекистан. Об основах государственной молодежной политики в республике Узбекистан. // Правам человека. Единство общечеловеческого и национального Т. 2 Т.: Шарк 1995. – С. 343–344.
- Закон Республики Узбекистан «Об образовании». — Ташкент: Шарк, 1997. – 9 с.
- Каримов И. А. Узбекистан: национальная независимость, экономика, политика.
- Асмолов А. Г. Толерантность различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. — М., 1998. – 93 с.
- Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности// Мемориал. — М., 2001. – 24. – С. 61–63.
- Бабамуратов Э. Х. Духовное обновление общества и изменение общественной психологии молодёжи Узбекистана (социально-философский анализ): Автореф. дис. докт. филос. наук. — Ташкент, 1997. – 38 с.
- Ёшлар тарбиясида толерантлик — давр талаби // Республика илмий-амалий анжуман материаллари. — Тошкент, 2008. – 323 б.
- Исламские ценности Центральной Азии: толерантность и гуманизм. Историко-философские и культурные аспекты // Материалы Международной конференции. — Ташкент, 2008. – 208 с.