Религиозная идентичность и культура толерантности в условиях глобализации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 357 раз

Библиографическое описание:

Тазуркаев, У. И. Религиозная идентичность и культура толерантности в условиях глобализации / У. И. Тазуркаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1300-1302. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17854/ (дата обращения: 19.11.2024).

Статья посвящена анализу понятия «толерантность». Истории становления и развития межнациональных и межконфессиональных толерантных отношений среди разных слоев населения. Толерантность — залог мира и стабильности.

Ключевые слова:религиозная идентичность, ислам, толерантность, глобализация, культура.

 

Современное развитие приумножает и углубляет дифференциацию частных интересов, найти их общий знаменатель становится все труднее.

Понятие толерантность — это, прежде всего, вопрос о том, как при глубоких различиях в положении, интересах, воззрениях люди смогут наладить совместную жизнь. Толерантность служит своего рода мостом, соединяющим частное и общее, различие и единство.

В последние годы многие известные российские ученые работают в рамках федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Вначале обратимся к истории понятия толерантности. По своему первоначальному содержанию его выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения. Выдающиеся ученые 17–18 вв. Гобсс, Локк, Вольтер, Руссо выступили против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости [3, с. 45].

В 1789 г. — через 11 лет после смерти Вольтера — во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозгласившей принципы мира, демократии, насилия во взаимоотношениях между народами и государствами.

Что касается этимологии понятия толерантность, то оно происходит от латинского (переносить, выдерживать, терпеть) [2, с. 65].

Во всех языках мира понятие толерантность выражает пересекающиеся значения: устойчивость, выносливость, терпимость, уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов, проявлять великодушие в отношении других, прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, готовность к примирению.

В русском языке толерантность характеризуется как (способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным). Важно подчеркнуть, что в опыте русской литературы 19 века (Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция в дальнейшем получила развитие в работах М. М. Бахтина и его последователей, а также в «диалогической» линии западной философии (М. Бубер, Ф. Розенцвейг и др.) [2, с. 65].

На протяжении веков проблемы взаимодействия выходцев из разных стран, представителей разных культур, носителей различных бытовых правил и норм решались отнюдь не на основе единства общих особенных интересов, традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть, и тогда сильный утверждал свое особое видение мира (свои взгляды, идеи, традиции).

К сожалению, эта традиция продолжает сохраняться и сегодня, даже при решении общечеловеческих проблем. Наглядный пример тому — борьба с таким вселенским злом, как международный терроризм, ведущаяся под эгидой США и организованная при явном доминировании их национальных интересов.

В свое время бытовало представление, что модернизация обществ, происходящая под влиянием глобализации, стимулируя экономическое развитие, приведет к росту благосостояния, что, в свою очередь, если не ликвидирует социальную напряженность, то, по крайней мере, сведет ее к минимуму. Предполагалось, что следствием будет широкое распространение толерантного поведения. Это представление не нашло подтверждения на практике.

События последних лет убедительно показали, что глобализация и связанные с нею постиндустриальные сдвиги, во всяком случае, в тех формах, в каких они осуществляются ныне, не дают решения социальных проблем и, следовательно, не стимулируют рост культуры толерантности ни в развитых, ни в развивающихся странах, ни в мировом обществе. И дело не только в объеме нищеты, бедности и других социальных бедствий. Еще и в том, что отношения между людьми, общественными группами, национально-государственными общностями не становятся более справедливыми. В этом состоит главная причина роста социального отчуждения и неприязни, что мешает распространению общественной толерантности.

Негативное воздействие на уровень толерантности оказывает и явление, именуемое «новым национальным вопросом». В его основе лежат возросшие масштабы иммиграции в регион. Особо заметной она стала во второй половине ХХ века. В результате становятся все более настороженными отношения коренных жителей к «чужакам». Нетерпимость к иммигрантам растет на глазах, о чем свидетельствует усиление позиций праворадикальных, шовинистических партий, уже вошедших в ряде европейских стран в состав правительственных коалиций.

Краеугольным камнем толерантного отношения к частным интересам и мнениям, к группам индивидам, их выражающим, становится признание естественности и неустремимости из общественной жизни «инаковости». Более того, поворот к толерантности, воспринимающий «инаковость», понуждает к определенным изменениям в способе мышления, в менталитете.

Приходится признать, что пока убедительного ответа на новые вызовы культуре толерантности нет. Но некоторые направления поиска все, же вырисовываются. Одно из них — програматический компромисс под давлением жизненных императивов.

В утверждении толерантности важнейшую роль отводится образованию. Хотелось бы подчеркнуть, что практическая работа по формированию толерантности в современном обществе должна быть связана не только с обучением, конкретным навыкам толерантного поведения, но и с формированием у них определенных личностных качеств, наличие которых является необходимой предпосылкой для появления соответствующих установок толерантного типа. Речь идет о таких качествах, как чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других, осознание того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других, позитивное отношение к себе самому и представителям других народов и иных культур.

Однако в современных условиях данный способ утверждения своего особого видения мира становится все менее приемлемым. Всякая попытка ликвидации особенного ведет к тому, что один из партнеров — будь то отдельный человек или социальная общность- превращается в носителя чьей-то воли. В свою очередь, приоритетное обеспечение особых интересов одной из взаимодействующих сторон неизбежного приводит к разрушению самого контракта. Стабильность такого контакта предполагает наличие того, что объединяет партнеров друг с другом. Следовательно, вступая в общение с иными по культуре и традициям людьми, человек, с одной стороны, он вправе рассчитывать на то, что достижения согласия произойдет без ущемления его коренных интересов.

Истинная толерантность как раз и предполагает достижение оптимального единства того общего и особенного, что есть у взаимодействующих субъектов. На протяжении веков проблемы взаимодействие выходцев из разных стран, представителей разных культур, носителей различных бытовых правил и норм решались отнюдь не на основе единства общих и особенных интересов. Традиционно срабатывало желание подчинить того, кто слабее, кто не может отстоять свою непохожесть. И тогда сильный утверждал свое особое видение мира (свои взгляды, идеи, традиции) как самое правильное, единственно верное, истинное.

Толерантность — это в первую очередь, взаимопонимание, терпимость некого рода взглядам и нравам. Она является признаком уверенности в себе. Толерантность несет в себе уважение, правильное восприятие других культур, способов самовыражения человеческой индивидуальности. Главная цель взаимопонимания — помочь и найти правильное решение в какой-либо сложившейся ситуации. Для того чтобы как можно тщательней изучить понятие толерантности, рассмотрим такое понятие как эмпатия, позволяющей всесторонне раскрыть всю суть толерантности. К примеру, К. Роджерс — американский психолог дал определение, данному слову сказав, что эмпатия — «инструмент общения», то есть входить в чужое положение, понимать и принимать его как собственное. Он также сказал: «Люди, не верящие в человеческую доброту, редко сталкиваются с ее проявлением» [3, с. 30].

Толерантность — позволяет достичь мира и способна привести от культуры войны к культуре мира. Толерантность — это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных нардов и идей, способность иметь свои права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

В Исламе значение толерантность определяется как «прощения, снисхождение, мягкость, терпение, расположенность к другим, сострадание» и т. д. Коран не оставил без внимания и проблему толерантности, веротерпимости и равенства всех народов и людей: «О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины — Адама и Евы — и, и размножив вас, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы знали друг друга и сотрудничали друг с другом». Так же, касательно толерантности как милосердия и справедливости, упомянул и Пророк Мухаммад, мир Ему, сказав: «Запрещено убивать и расторгать договора с союзником по договору» [3, с.153].

Наша страна в настоящее время многонациональна, установлено положение мира и политической стабильности, без межнационального и межконфессионального диссонанса, позволяя всем народам жить единодушно, понятие «толерантность» обретает глубокий смысл и большое значение в жизни общества.

Ислам вменяет людям в обязанность поддерживать единство, братство, равенство каждого человека в наиболее важных правах, а также категорически отвергать размежевание между людьми по языковому, расовому и семейно-родовому признаку.

Ислам — религия мира и добра.

 

Литература:

 

1.      Баткин Л. М. Тип культуры как историческая целостность: Методологические заметки в связи с итальянским Возрождением//Вопр. философии. 1969. № 9. С.78;

2.      Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушаков. — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.С-65–112;

3.      История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения:Шайтанов Игорь Олегович, Учеб. для студ. высш. учеб. Заведение: ВЛАДОС, 2001.С-45;

4.      Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994–480 с. С-30;

5.      Священный Коран Глава 49 «Аль-Худжурат»- аят 13.: Пророк Мухьммад. Сборник хьадисов имама «Аль Бухарий». С-153.

Основные термины (генерируются автоматически): толерантность, особое видение мира, интерес, культура, народ, основа единства, толерантное поведение, том.


Похожие статьи

Образование и формирование толерантного сознания молодежи

В статье рассматривается роль религиозного фактора в формировании толерантного сознания молодежи

Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов «толерантность» и «межэтническая толерантность»

В работе представлена историческая реконструкция формирования толерантного мышления людей, описаны культурные нормы, повлиявшие на развитие толерантности в истории и межэтнической толерантности как частного феномена.

Турция как перспективное пространство для межкультурного диалога

Данная статья посвящена проблематике межкультурного диалога в международных отношениях. Турция рассматривается как поле пресечения ценностей Западной европейской цивилизации и исламским миром.

Мусульманская идентичность в концептуальном поле современного религиоведения

В статье автор исследует вопросы религиозной идентичности в современном мире, в частности мусульманскую идентичность в концептуальном поле современного религиоведения.

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду

В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.

Толерантность в современной школе: терпимость или взаимопонимание?

В статье автор, опираясь на свой опыт работы, определяет особенности деятельности педагогов по воспитанию толерантного самосознания школьников.

Международное правовое положение молодежи: роль и особенности

В статье автор рассматривает молодежь, как группу, занимающую особое социальное и правовое положение, у которой есть права и свободы, а также как ключевой фактор развития государства в контексте ее особого международного правового положения.

Вопросы межэтнической толерантности среди детей и подростков

В статье автор делает акцент на многообразии толерантности, что выражается в фигурировании данного явления в различных сферах жизни человека, следствием этого является фактическая невозможность выведения единого определения понятия «толерантность». О...

Из истории религиозной толерантности в Республике Узбекистан

В статье речь идёт об истории религиозной толерантности Республики Узбекистан.

Формирование гендерной культуры в подростковом возрасте в процессе социализации

В статье автор исследует изменения понятий «маскулинность» и «женственность», социальные и гендерные роли в современном обществе

Похожие статьи

Образование и формирование толерантного сознания молодежи

В статье рассматривается роль религиозного фактора в формировании толерантного сознания молодежи

Культурно-исторический анализ возникновения социально-психологических феноменов «толерантность» и «межэтническая толерантность»

В работе представлена историческая реконструкция формирования толерантного мышления людей, описаны культурные нормы, повлиявшие на развитие толерантности в истории и межэтнической толерантности как частного феномена.

Турция как перспективное пространство для межкультурного диалога

Данная статья посвящена проблематике межкультурного диалога в международных отношениях. Турция рассматривается как поле пресечения ценностей Западной европейской цивилизации и исламским миром.

Мусульманская идентичность в концептуальном поле современного религиоведения

В статье автор исследует вопросы религиозной идентичности в современном мире, в частности мусульманскую идентичность в концептуальном поле современного религиоведения.

Формирование этнической толерантности и гражданской идентичности как фактора успешной интеграции подростков-мигрантов в образовательную среду

В работе описаны результаты исследования по проблеме этнической толерантности и гражданской идентичности, а также опыт практического внедрения программы «Мы вместе», общей целью которого является формирование толерантности и гражданской идентичности.

Толерантность в современной школе: терпимость или взаимопонимание?

В статье автор, опираясь на свой опыт работы, определяет особенности деятельности педагогов по воспитанию толерантного самосознания школьников.

Международное правовое положение молодежи: роль и особенности

В статье автор рассматривает молодежь, как группу, занимающую особое социальное и правовое положение, у которой есть права и свободы, а также как ключевой фактор развития государства в контексте ее особого международного правового положения.

Вопросы межэтнической толерантности среди детей и подростков

В статье автор делает акцент на многообразии толерантности, что выражается в фигурировании данного явления в различных сферах жизни человека, следствием этого является фактическая невозможность выведения единого определения понятия «толерантность». О...

Из истории религиозной толерантности в Республике Узбекистан

В статье речь идёт об истории религиозной толерантности Республики Узбекистан.

Формирование гендерной культуры в подростковом возрасте в процессе социализации

В статье автор исследует изменения понятий «маскулинность» и «женственность», социальные и гендерные роли в современном обществе

Задать вопрос