В начале нового века во всем мире произошли чрезвычайно глубокие социально-экономические и политические изменения, которые требуют всестороннего философского переосмысления. В основном политическое обновление картины мира характеризуется повышением роли религиозного фактора в современных мировых идеологических процессах. Начало XXI века ознаменовалось появлением передовой технологии, инновационные технологии производства стали важнейшим основанием обновления облика политического мира.
В результате внедрения информационных технологий и индустрии идеологические полигоны занимают главное место в мировой политике, отодвинув на второй план опасность военных полигонов.
В связи с этим большое значение для будущего приобретает характер складывающихся социально-экономических и политических отношений, как между государствами, так и народами мира, имеющими различную духовную и культурную ориентацию.
Среди глобальных вызовов мирной жизни человеческого сообщества и международной стабильности, в целом, исследователями называются, прежде всего: этно-национальные конфликты, дискриминация в отношении меньшинств, расистские организации и идеологии, нетерпимость со стороны политических движений и идеологии [1, c. 6]
Глобализация придает проблеме толерантности новое качество и остроту. Нетерпимость превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира. Её суть в отрицании и подавлении различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная на уровень коллективной, институциональной и даже государственной позиции нетерпимость подрывает принципы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных прав человека.
Как показывает мировая практика, устойчивость государства во многом зависит от способности решать различного рода проблемы межнациональных отношений. Особенно важным это стало в последнее время, когда в глобализующемся мире наблюдается эскалация конфликтов, в том числе межэтнических. В силу этого, межнациональное согласие приобретает кардинальное значение для любого многонационального государства.
В настоящее время усиление негативных тенденций создало острую потребность в утверждении культуры толерантности, вызвало к жизни общественное движение за антидискриминацию и толерантность здесь также надо отметить, что толерантность- результат процесса воспитания культуры мира, являющегося профилактикой экстремизма. Это система воспитания на идеях и принципах ненасилия.
Толерантность, обретшая сегодня исключительно большую актуальность, в связи с необходимостью активизации борьбы с международным терроризмом и экстремизмом, имеет исторические духовные истоки. Исторические корни толерантности непосредственно связаны с такими факторами, как развитие культурных и экономических отношений, развитие культурных и экономических отношений, развитие древних путей и возникновение центров цивилизаций. Не смотря на то, что войны сопровождали всю историю человечества, отметим, что во все времена развития человеческого общества прогрессивные экономические, политические и культурные взаимоотношения между различными племенами, народами, этносами и территориями основывались на принципах мирного соседства, доброты. Проблема толерантности, как отмечают исследователи, возникла в те времена и наиболее остро стояла там, где народы с различными вероисповеданиями были вынуждены жить вместе в пределах крупных империй.
На протяжении веков толерантность играла и до сих пор играет важную роль как фактор социально-политической стабильности в обществе и государстве
Для толерантности характерно активное неприятие расизма, терроризма и религиозной нетерпимости. При этом толерантность должны проявлять как отдельные граждане, так и народы государств. Принцип толерантности подразумевает уважение между индивидуумами, между обществами различных цивилизаций.
Итак, толерантность — это ценность и норма любого гражданского общества, в этом качестве она проявляется как обеспечение гармонии между конфессиями, политическими и другими социальными группами, в уважении мировых культур, цивилизаций и готовность народов к пониманию и сотрудничеству между собой.
Толерантность является также одним их ключевых духовно-нравственных принципов гражданского общества. Глобализующейся мир- это пестрое этнокультурное сообщество, в котором культура каждого этноса уникальна.
В ряде стран на различных континентах в последнее время нарастает количество проявлений устойчивой неприязни и нетерпимости к «другой» культуре, образу жизни, языку, верованиям — вплоть до этноцентризма, неприкрытой вражды, военных конфликтов и даже актов терроризма. В этих условиях среди мер немалое внимание отводится выработке этнической толерантности. Именно поэтому одним из направлений урегулирования данных проблем выступает формирование толерантности в массовом сознании, формирование общественного мнения.
Полиэтничность любого государства подразумевает постепенное развитие межэтнических отношений, опирающееся на естественное взаимодействие между этносами. Это требует постоянного анализа в целях предупреждения этнических и межнациональных конфликтов, которые в случае их появления, могут создавать угрозу государственной и региональной безопасности.
Межнациональная толерантность наиболее ярко проявляется в общественном мнении как особой форме общественного сознания населения, проявляющегося в его оценках различных сторон социально-политической и нравственно-духовной жизни общества.
Процесс этнического возрождения не обошел стороной и многонациональный Узбекистан. В стране, особенно с обретением независимости значительно повысилась роль национального фактора в социально-политических процессах, возрос интерес к истории, традиционной культуре не только у титульных наций (узбеки, каракалпаки) но и у представителей всех других народов, населяющих её этническое и культурное многообразие рассматриваются в стране как богатейший прогрессивный потенциал, важный составляющий компонент гражданского общества, а межнациональное согласие — как фактор стабильности и сохранения государства.
Межнациональные отношения в современном Узбекистане строятся на основе национальной политики государства, в которой исторически сложившаяся многонациональность страны рассматривается как благоприятный фактор ее социально-экономического развития, источник духовно- интеллектуального обогащения всех наций и народностей, проживающих в республике, благоприятное условие для интеграции республики в мировое сообщество.
В многонациональном обществе толерантность, взаимное доверие и взаимное уважение являются фундаментом межнационального согласия и двигателем гармонизации отношений между народами в стране. Толерантность, взаимное уважение наций и народностей- это показатель степени цивилизованности общества, основа не только межнационального согласия в государстве, но и важнейшая предпосылка его дальнейшего успешного развития.
В независимом Узбекистане сегодня представлены равные права и возможности всем ее гражданам независимо от их национальности, социального статуса, расовой или религиозной принадлежности, что закреплено в основном Законе страны.
Одним из основных факторов общественного развития является согласие и дружба между титульной нацией, давшей название стране, и проживающими здесь представителями других наций и народностей. И, напротив, общество, не принявшее и не постигшее сути идеи межнационального согласия, может лишиться мира и стабильности.
С древнейших времен на нашей земле сосуществуют такие крупнейшие религии, как буддизм, иудаизм, христианство, ислам; проживают в мире и согласии люди разных наций и народностей. И то, что на протяжении веков между ними нет национальных конфликтов, демонстрирует великодушие и терпимость нашего народа. Сегодня в нашей стране действуют религиозные организации более десяти конфессий. Созданы условия для того, чтобы они свободно осуществляли свою деятельность и принимали активное участие в жизни общества. [2, с 59–60]
Народ Узбекистана, обладающий такими уникальными качествами как благородство, великодушие, гуманизм и милосердие, бескорыстная помощь всем, кто нуждается в поддержке, всесторонняя забота о сиротах впиталась в плоть и кровь каждого жителя нашей страны. Наша страна твердо следует курсом миролюбия, развивая культурный диалог между народами и укрепляя мир и спокойствие.
Взаимоуважение наций и народностей — это показатель и основа не только межнационального согласия в государстве, но также важнейшая предпосылка его социально-экономического и общественно-политического развития. Исходя из этого постулата, в межнациональных отношениях независимого Узбекистана устранена почва для проявления высокомерия одной нации над другой, пренебрежения этнических особенностей любой национальности или народности.
В настоящее время основными задачами национально-культурной политики страны становиться предупреждение конфликтных ситуаций, воспитание толерантности. Президент Узбекистана И. А.Каримов подчеркивает, что источником духовного возрождения нашего общества в условиях независимости является этническая, культурная, религиозная толерантность. Она является основой духовного развития гражданского общества и должна служить сохранению в нем стабильности.
Ныне в условиях независимого развития происходят глубокие социальные изменения, которые интенсифицируют процессы становления новой национально-государственной идентичности в менталитете узбекистанцев. Более того, толерантность, как один из основополагающих демократических принципов, предполагающий проявление терпимости к образу жизни, поведению, чувствам, мнению, идеям и верованиям людей различных этнических групп, все более утверждается не только на государственном, но и личностном, межгрупповом уровне.
Вместе с тем толерантность направлена на восстановление и укрепление величайших культурных, исторических и моральных ценностей страны в противовес этнической, религиозной и политической нетерпимости. Воспитание толерантности, наряду с формированием гражданской активности навыков разрешения конфликтов, сотрудничества является необходимой характеристикой гражданина современного демократического общества.
Литература:
- О. Ата-Мирзаев, В.Гентшке, Р. Муртазаева. Межнациональная толерантность в Узбекистане: история и современность.-Т; 2004.
- Идея национальной независимости: основные понятия и принципы. — Ташкент; 2003.
- www.ziyonet.uz
- www.religion.ng.