Взаимодействие школы и семьи в выборе профессионального пути подростка
Автор: Сироштан Людмила Александровна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (3) июнь 2015 г.
Дата публикации: 16.04.2015
Статья просмотрена: 993 раза
Библиографическое описание:
Сироштан, Л. А. Взаимодействие школы и семьи в выборе профессионального пути подростка / Л. А. Сироштан. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2015. — № 3 (3). — С. 32-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/123/ (дата обращения: 17.12.2024).
Отсутствие осмысленной цели в жизни является одной из причин проявления в подростковом возрасте скуки, апатии, во внутренней пустоте. Этот феномен в последнее время усиливается и распространяется. То, что подросток стоит на пороге взрослой жизни, что он обращен в будущее, не требует доказательств. Однако общепризнанность этих утверждений сама по себе не решает чрезвычайно острой сегодня практической проблемы помощи нашим подросткам в поиске себя, определения своего места в мире, в той сложной ситуации, в которой мы все оказались. Минимальные знания подростков о мире профессий и не всегда объективная оценка своих возможностей и способностей может спровоцировать многие проблемы в будущем (профессиональные, личностные и т. д.). В связи с этим педагогам, воспитателям необходимо уделять особое внимание проблемам самопознанию, профориентации. Это особенно актуально на возрастном этапе 13–14 лет, так как в этом возрасте происходит активное становление личности.
Педагогу необходимо
- расширять представление подростка о мире профессий,
- помочь соотнести индивидуальные возможности ребенка с его предпочтениями,
- изучить формирующуюся личность учащихся с целью выявления специальных способностей, склонностей, интересов и других качеств, важных для выбора профессий.
В отличие от многих других профессионалов (журналистов, TV комментаторов) педагоги и психологи работают как бы в двух временных планах:
- план настоящего времени (реальные дети с их сегодняшними бедами и радостями)
- план будущего времени (дети — как будущие граждане страны, как будущие жители Земли)
Известный психолог Давыдов В. В. не раз отмечал в своих выступлениях, что «педагоги должны быть впереди общества, поскольку дети — это будущее». Иными словами, пока еще политики, журналисты, экономисты не разобрались, как жить дальше, педагог-воспитатель уже реально должен что-то делать для ближайшего и отдаленного будущего.
Выбор профессионального пути. Еще не повзрослев и не став самостоятельными, не имея опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе. Взрослые люди — родители, педагоги, воспитатели, психологи много делают для того, чтобы помочь школьникам в выборе дела по душе, предостеречь их от возможных ошибок. При этом наиболее опытные взрослые понимают, что подрастающему поколению мало просто знать мир профессий. Необходимо знать себя, особенности своего характера и способности.
Первая психологическая теория профессионального выбора с позиции теории черт и факторов была разработана в 1909году Ф.Персонсом. Были сформулированы следующие положения:
- каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;
- профессиональная успешность и удовлетворенность профессий обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессий;
- профессиональный выбор является, в сущности сознательным и рациональным процессом, в котором индивид определяет индивидуальные психологические или физиологические особенности и соотносит их с уже имеющимися требованиями различных профессий.
Главным основанием данного подхода является то, что проблемы профессионального выбора решаются «встречей» личностной структуры и структуры профессиональных требований, а задача профконсультации на основе тестирования осуществлять прогноз того, какая профессия принесет большую удовлетворенность и успешность.
Проблема профессиональной ориентации учащихся нашла широкое отражение в трудах А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого. В лекции «Методы воспитания» А. С. Макаренко решительно отстаивая права педагога активно вмешиваться «в движение характера» воспитуемого и постоянно корректировать его профессиональные устремления. Для каждого школьника неправильный выбор профессии, не соответствующий его психофизическим особенностям, интересам и склонностям, приводит к моральной неудовлетворенности, потере активности. Назрела необходимость совместной работы воспитателя, педагогов, психологов.
Сущность любого воспитания (эстетического, нравственного, трудового) составляет возможность сознательно формировать психику человека, его отношения, установки, поведение. В процессе трудового обучения у учащихся появилась возможность попробовать себя в общественно-значимом виде деятельности. В связи с этим изменяются содержание и формы взаимоотношений педагога с детьми.
Свобода профессионального самоопределения учащихся предполагает педагогическое руководство, выражающееся в непосредственном влиянии на выбор учащихся профессии на основе изучаемой личности. Какие же существуют принципы профессиональной ориентации школьников?
- Принцип сознательности. Сознательность предопределяет хорошее знание профессии: что человек должен знать и уметь по данной профессии;
- Принцип свободы выбора профессии с учетом потребностей своих индивидуально-психологических возможностей, а также состояния здоровья.
Соблюдение в профориентации данных принципов — способствует правильному выбору молодежи своей профессии. Диагностические и воспитательные аспекты в организации профориентации должны осуществляться в тесном единстве и взаимообусловленности.
После изучения профессиональных интересов, склонностей, особенностей, направленности, мотивов выбора профессии разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии.
Профориентация должна решать проблемы не только «кем быть», но и «каким быть». В школе организация профориентационной работы принадлежит особо важное место, ведь именно она обладает возможностью длительного систематического воздействия на учащихся в нужном направлении.
Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами проведения ее — встречи с представителями разных профессий, тематические вечера «Защита профессий», экскурсии на предприятия, ВУЗы. Значительное место в этой работе занимают беседы. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с одной какой-то профессией, вопросам значимости правильного выбора их для человека. Под профессиональным отбором понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого — выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социальной пригодности претендентов на обучение и последующую работу.
Выбор подростков будущей профессии в значительной степени зависит от позиции родителей. Как показывает практика, многие родители не могут дать детям информацию, относительно той профессии, которую выбрал их ребенок. В этом вопросе важно сотрудничество семьи и школы. Основными направлениями сотрудничества являются расширение кругозора по психолого-педагогическим вопросам профессионального самоопределения, привлечению родителей к активному участию в профориентационной работе.
Развертывание массовой работы среди родителей по оказанию помощи в подготовке учащихся к сознательному выбору профессии способствует более глубокому пониманию ими своей ответственности за судьбу детей, формированию более внимательного отношения к интересам, склонностям, способностям подростков, укреплению контактов между семьей и школой, выработке единой линии в воспитании.
Правильный выбор профессии — необходимое условие профессионального и социального роста личности. Важнейшей задачей школы и семьи является подготовка учащихся к жизни, правильному, осознанному выбору жизненного пути.
Литература:
1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников М., 1988.
2. Чистякова С. Н. Основы профессиональной ориентации школьников. М, 1990.
3. Киреев В. И. Профессиональная ориентация учащихся.М.1990.