Планирование совместной деятельности педагога с родителями по формированию личностных качеств ребёнка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (87) апрель-1 2015 г.

Дата публикации: 30.03.2015

Статья просмотрена: 235 раз

Библиографическое описание:

Корнева Т. А., Мигалева М. В. Планирование совместной деятельности педагога с родителями по формированию личностных качеств ребёнка // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 786-788. — URL https://moluch.ru/archive/87/16838/ (дата обращения: 23.09.2018).

В. А. Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка — его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей — нет воспитания». Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.

В толковом словаре русского языка дается такое понятие слову «родители». Родители — это отец и мать (по отношению к своим детям).

Родители и педагоги — две мощнейших силы в процессе формирования личностных качеств младшего школьника, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые. Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно — на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения.

Именно родители — часто не замечая того — вырабатывают у детей комплекс базовых духовно-нравственных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек. Именно первые «уроки жизни» в семье закладывают основу нравственного воспитания и духовно-ценностные ориентиры, исходя из которых, подросток в дальнейшем избирательно воспринимает, перерабатывает, усваивает или отбрасывает информацию в качестве руководства к действию. Царящий в семье духовный климат всегда оказывал соответствующее влияние на развитие личности подростка. Этот климат в определённой мере связан с уровнем образования родителей, их профессиями, духовными и культурными интересами.

Только духовная деятельность, направляемая родителями и осуществляемая ими в постоянном диалоге с детьми, позволяет ожидать существенных для их духовного развития результатов. Самое главное заключается не в том, чтобы как можно больше дать знаний и полезных умений формирующейся личности подростка, а в том, чтобы развить его духовные способности, пробудить в нем готовность вдумчиво и разумно действовать во всех ситуациях, с которыми он встречается в своей повседневной жизни.

Семейное воздействие на детей уникально по интенсивности и результативности. Оно осуществляется непрерывно, одновременно охватывая все стороны формирующейся личности, и продолжается многие годы. Это воздействие основано на устойчивости контактов, и что очень важно — на эмоциональных отношениях детей и родителей между собой. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, уровень культуры, чувств и поведения.

Закладывая первооснову духовно-нравственного воспитания личности ребенка, развивая у него механизм руководства своим поведением, семья, в свою очередь, исходит из духовно-нравственных и социально-культурных норм общества в целом, как и своей социальной группы, микросреды. Наличие противоречий между этими нормами в реальной жизни еще более повышает роль родителей как избирательного «передатчика» детям значимой информации, как своеобразного «фильтра» ненужной или вредной информации, приносимой извне.

Значительное место в системе работы педагога с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания.

Проблема взаимодействия школы и семьи переросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как связь с «родителями» в «работу с родителями».

Традиционные формы работы с родителями:

-        родительские собрания

-        общеклассные и общешкольные конференции

-        индивидуальные консультации педагога

-        посещения на дому

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями по формированию личностных качеств младшего школьника является родительское собрание.

Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психологов, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции и их анализ, а также знакомство участников конференции с результатами исследований. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиции собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

-        особенности здоровья ребенка;

-        его увлечения, интересы;

-        предпочтения в общении в семье;

-        поведенческие реакции;

-        особенности характера;

-        мотивация учения;

-        моральные ценности семьи.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

Групповые формы работы с семьей, их разнообразие в школе помогают родителям выбрать тот вид общения с педагогами и иными специалистами школы, который для них наиболее приемлем.

Важной формой групповой работы с родителями является конференция. Конференцию уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнениями по определенной проблеме. Предметом обсуждения родительской конференции в нашей школе чаще бывают насущные проблемы учебного заведения: ремонт школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников и др.

Индивидуальные консультации проводятся по инициативе родителей или по инициативе учителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию являются результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы общения ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация и др.

В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше. Каждая консультация заканчивается рекомендациями по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть письменными или устными.

Посещения ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома. Однако если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и радости учиться быть вместе.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, общение взрослых и детей.

И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия педагога с родителями учеников ставят одну общую цель — счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести родительские встречи, тренинги, ринги, родительские вечера.

Большое значение имеют родительские встречи в работе с проблемными детьми. Встречи с родителями других ребят, авторитетность чужих родителей в глазах проблемного ребенка порой делают гораздо больше, чем приглашения различных специалистов.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер — это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка.

Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителя ми, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставят себя ждать

Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. В зависимости от этого, строить свою работу с родителями.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что педагог планирует свою работу, соблюдая определенные правила общения с семьями учащихся.

Все нужно делать вовремя. В том числе и воспитывать. Поэтому не должно быть той традиционной работы с родителями, спонтанных и несистемных воспитательных бесед, тем более что они имеют целью формирование личностных качеств младшего школьника.

Но самое главное — знание законов развития и поведения воспитанника, внутренних, скрытых от глаз, мотивов его поведения. Как бы там ни было, педагог не может заниматься воспитанием детей в отрыве от семьи, ибо ребенок находится под одновременным воздействием и педагогов, и родителей.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, семья, ребенок, педагог, младший школьник, родительское собрание, классный руководитель, родительский комитет, семейное воздействие, индивидуальная консультация.


Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Индивидуальные. родительские собрания. изучение семьи каждого ученик.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, классный руководитель, электронный дневник, семья.

Учительученикродитель: взаимоотношения

Если говорить о родительской группе, то здесь 4 % именно родителей считают, что нужно как можно чаще общаться с учителями, а не

Дальше, в тех случаях, когда возникают сложности в общении с ребенком, стоит обратиться за помощью и за советом к классному руководителю.

Содержание работы классного руководителя с родителями...

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике...

Родители и педагогивоспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители?

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг друга, классный руководитель, особая забота, воспитательный процесс, родительский комитет, семейная жизнь.

Комплексное воздействие на ребёнка через педагогов...

родитель, семья, школа, семейное воспитание, ребенок, классный руководитель, период жизни, духовно-нравственное развитие, друг друга, воспитание детей.

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

родительский комитет, воспитание детей, родитель, семейное воспитание, деятельность школы, повышение ответственности родителей, ребенок, школа, педагогический всеобуч, тесное сотрудничество.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

– тематику родительских собраний; – систему работы с портфолио

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Работа с родителями в условиях современной школы

На родительских собраниях я рассказывала об особенностях той или иной темы программы; как объяснить, если обратятся дети.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, учитель, класс, основная образовательная программа...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Индивидуальные. родительские собрания. изучение семьи каждого ученик.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, классный руководитель, электронный дневник, семья.

Учительученикродитель: взаимоотношения

Если говорить о родительской группе, то здесь 4 % именно родителей считают, что нужно как можно чаще общаться с учителями, а не

Дальше, в тех случаях, когда возникают сложности в общении с ребенком, стоит обратиться за помощью и за советом к классному руководителю.

Содержание работы классного руководителя с родителями...

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Проблемы взаимодействия школы и семьи | Статья в сборнике...

Родители и педагогивоспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали все родители?

Взаимодействие семьи и школы по воспитанию...

семья, родитель, ребенок, воспитание детей, друг друга, классный руководитель, особая забота, воспитательный процесс, родительский комитет, семейная жизнь.

Комплексное воздействие на ребёнка через педагогов...

родитель, семья, школа, семейное воспитание, ребенок, классный руководитель, период жизни, духовно-нравственное развитие, друг друга, воспитание детей.

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

родительский комитет, воспитание детей, родитель, семейное воспитание, деятельность школы, повышение ответственности родителей, ребенок, школа, педагогический всеобуч, тесное сотрудничество.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

– тематику родительских собраний; – систему работы с портфолио

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, семья учащихся, школа, педагог, учебно-воспитательный процесс, семейное воспитание.

Работа с родителями в условиях современной школы

На родительских собраниях я рассказывала об особенностях той или иной темы программы; как объяснить, если обратятся дети.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, учитель, класс, основная образовательная программа...

Задать вопрос