Взаимодействие школы и семьи в воспитании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гайворонская, Н. И. Взаимодействие школы и семьи в воспитании / Н. И. Гайворонская. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3116/ (дата обращения: 25.04.2024).

Родители хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Без помощи семьи школа не может обеспечить высоких результатов воспитания. В отличие от социальных институтов семья воздействует на ребенка каждодневно, поэтому располагает, почти, неограниченными возможностями в формировании его личностных качеств. К факторам семейного воспитания социологи относят материальные условия жизни семьи, ее структуру, образовательный уровень, интересы, духовные потребности, уровень культуры. По характеру взаимоотношений родителей семьи разделялись на три группы: живут дружно, иногда ссорятся, конфликтуют. На основе полученных данных проследили, каким образом характер взаимоотношений родителей влияет на нравственное формирование личности ребенка, утвердилось мнение, что в большинстве семей, где существует понимание между отцом и матерью, дети растут добрыми отзывчивыми. Это подтверждают данные учителей школ нашей школы. Иное положение в семьях, где родители ссорятся, вовлекают в свои конфликты детей. В таких семьях дети в лучшем случае воспитаны удовлетворительно, но чаще плохо. В исследованиях социологов вскрыты факторы, которые снижают воспитательное влияние семьи: ее нестабильность, наличие одного ребенка, недостаток времени у родителей для воспитания детей, отсутствие должного контакта со школой, нехватка педагогических знаний и умений. Для успешного взаимодействия школы и семьи в воспитании нужно, чтобы родители умели анализировать деятельность и поведение своих детей, их воспитанность. Для этого в МКОУ Бобровская СОШ№2 было разработано содержание и методика педагогического просвещения родителей с учетом подготовленности их к нравственному воспитанию, классные руководители использовали в работе ряд мероприятий по пробуждению у родителей, как воспитателей, интереса к процессу самообразования в области специальных педагогических и психологических знаний, совершенствованию взаимоотношения родителей с детьми и классным руководителем.

Социальная служба образовательного учреждения составила конкретную методику анализа воспитанности детей в семье, которая помогла бы самим разобраться в результатах семейного воспитания, целенаправленно воспитывать соответствующие качества у своих детей. Если между классным руководителем и родителями существуют доверительные отношения, педагог может попросить поделиться результатами своих наблюдений. Таким образом, обеспечивается единство требований школы, гласного коллектива и семьи. Подключение родителей к анализу воспитанности школьников является не только способом более глубокого познания ими детей, но и стимулом самообразования самих родителей. У них появляется потребность обогатить свои знания, овладеть неизвестными им методами семейного воспитания. Продуманную систематическую работу с родителями ведут учителя нашей школы.Перед началом каждой четверти многие учителя знакомят родителей с планом воспитательной работы на четверть, обязательно рассказывают о тех родителях, которые принимают активное участие в общественной жизни класса.

Каждая школа в работе с родителями имеет свой определённый опыт. Проведение таких совместных мероприятий, как круглые столы, фестивали, выставки, родительские спектакли, и многие другие мероприятия способствуют взаимопониманию учителей, родителей, детей, где они одновременно являются организаторами и участниками.

Однако необходимо поставить вопрос о создании системы педагогического взаимодействия на уровне "семья – школа", разумеется, с учётом традиций, имеющегося опыта, возможностей и особенностей школ, районов. Хотя в силу ряда объективных причин осуществить сегодня это не просто. С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально – экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.

Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и школы, так как их объединяет общая цель: развитие личности ребёнка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребёнок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребёнке индивидуальное, семья и школа подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.

Основную работу с родителями школа проводит через родительские объединения - родительские комитеты, Управляющие Советы. Такое объединение имеет свой устав, которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников процесса. Одной из главных задач родительских объединений остается организация и осуществление педагогического всеобуча. Лектории, круглые столы и многие другие разные формы педагогического просвещения помогают родителям правильно организовать процесс обучения ребёнка, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния. Работа по созданию общих этических, эстетических, нравственных, волевых, интеллектуальных ценностей начинается с создания родительской школы. Её актив, как наиболее способный к сотрудничеству, занимается убеждением всех родителей в необходимости изучения основ гуманистической педагогики, педагогики сотрудничества, деятельностного подхода. Результатом должно стать стимулирование стремления пополнять свои знания, научиться практическим основам правильного воспитания детей в семье. Большинство родителей хотели бы видеть своих детей одаренными, культурными, воспитанными и преуспевающими. На этом естественном стремлении и строятся отношения между школой и семьёй. Скоординировать усилия школы и семьи означает устранить противоречия и создать однородную воспитательную и развивающуюся среду. Совместная деятельность школы и семьи направлена на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира.

Развитие и воспитание ребёнка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности, заданной ориентации. Главная нагрузка на обеспечение связи с семьёй ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьёй является регулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Традиционной функцией классного руководителя является просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке. Постоянная тема для обсуждения на родительских собраниях - соблюдение единства требований семьи и школы. Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований. Острой проблемой является нравственное воспитание подрастающих поколений, различные аспекты которой приходится обсуждать на родительских собраниях. К сожалению, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей. Темы взаимоотношений семьи и школы очень удачно коснулся Л. Кассиль. «Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всём должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие, напротив, считают, что школа в основном всё-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы. Если говорить образно, то семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега - ведь и моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу. Семья даёт ребёнку, как бы первичное оснащение, первичную подготовку к жизни, которую школа всё- таки не может дать, потому что необходимо непосредственное соприкосновение с миром близких, окружающих ребёнка, миром очень родным, очень привычным, очень нужным, миром, к которому ребёнок с самых первых лет привыкает и с которым считается. А уже потом рождается известное чувство самостоятельности, которое школа должна не подавлять, а поддерживать.


Литература:

  1. Абубакирова С. Я. Сотрудничество школы и семьи/Воспитание школьников.- 2000.- №6.- С. 47- 55.

  2. Кассиль Л. А. Навстречу друг другу// Увидеть будущее, - М., 1985 г., с. 90-93.

  3. Парфенова И. М. Организация сотрудничества семьи и школы//Воспитания школьников.- 2002.- №3.- С. 25- 28.

  4. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф. «Педагогика», учебное пособие, М.,издательство Школа- Пресс, 2002 г., 511 с.

  5. Синягин Ю. М. Ошибки в общении учителя с учениками и их родителями//Воспитание школьников.- 1997.- №1.- С. 17-20.

  6. Шудегова О. И. Семейное неблагополучие и основные характеристики развития и поведения детей «группы риска» в семье.//Вестник Унив. Рос. Ак. Образования.- 2007.- №4.- С. 47- 51.



Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, родитель, семья, школа, ребенок, семейное воспитание, берег, нравственное воспитание.

Похожие статьи

семья, родитель, классный час, семейное воспитание, ребенок...

родительский комитет, воспитание детей, родитель, семейное воспитание, деятельность школы, повышение ответственности родителей, ребенок, школа

классный руководитель, родитель, семья, школа, ребенок, семейное воспитание, нравственное воспитание, берег.

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание...

классный руководитель, родитель, семья, школа, ребенок, семейное воспитание, нравственное воспитание, берег.

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс...

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания...

семья, родитель, классный час, семейное воспитание, ребенок, ребята, Моя семья, Российская Федерация, дружная семья, классный руководитель.

Работа с родителями в области нравственного воспитания детей

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей... детский сад, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие детей, ребенок, родитель, семейное чтение, раннее детство, консультативный материал, дошкольный возраст, нравственное воспитание...

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

Известно, что школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей, с родителями школьников.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура. Взаимодействие семьи и образовательной организации как... Как институт поддержки и помощи семье в образовании и...

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель...

Психолого-педагогические основы семейного воспитания. семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Рубрика: Общеобразовательная школа. Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, классный руководитель, электронный дневник, семья.

Похожие статьи

семья, родитель, классный час, семейное воспитание, ребенок...

родительский комитет, воспитание детей, родитель, семейное воспитание, деятельность школы, повышение ответственности родителей, ребенок, школа

классный руководитель, родитель, семья, школа, ребенок, семейное воспитание, нравственное воспитание, берег.

родитель, семейное воспитание, школа, семья, воспитание...

классный руководитель, родитель, семья, школа, ребенок, семейное воспитание, нравственное воспитание, берег.

родитель, ребенок, семейный клуб, семья, учебно-воспитательный процесс, воспитание детей, образовательный процесс...

семья, духовно-нравственное воспитание, ребенок, родитель...

традиция, семья, воспитание детей, семейный круг, семейная жизнь, член семьи, родительский дом, ребенок, основа основ, хорошая традиция. Влияние семьи и детского сада на духовно-нравственное...

Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания...

семья, родитель, классный час, семейное воспитание, ребенок, ребята, Моя семья, Российская Федерация, дружная семья, классный руководитель.

Работа с родителями в области нравственного воспитания детей

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей... детский сад, духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие детей, ребенок, родитель, семейное чтение, раннее детство, консультативный материал, дошкольный возраст, нравственное воспитание...

Осознание родителями своей ответственности за подготовку...

Известно, что школа, учителя, классные руководители могут успешно выполнять свои функции по воспитанию подрастающего поколения только в тесном сотрудничестве с семьей, с родителями школьников.

Семейные традиции как средство духовно-нравственного...

семья, ребенок, родитель, традиция, член семьи, отношение, семейная жизнь, массовая информация, духовно-нравственное воспитание, духовная культура. Взаимодействие семьи и образовательной организации как... Как институт поддержки и помощи семье в образовании и...

семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель...

Психолого-педагогические основы семейного воспитания. семейное воспитание, семья, воспитание детей, родитель, ребенок, помощь, педагогическая помощь, воспитательный процесс, педагогическая культура родителей, институт воспитания.

Взаимодействие классного руководителя с родителями как...

Рубрика: Общеобразовательная школа. Опубликовано в Образование и воспитание №5 (15) декабрь 2017 г.

Основные термины (генерируются автоматически): родитель, классный руководитель, электронный дневник, семья.