Традиционные и инновационные формы и методы сотрудничества учителя-логопеда с семьёй на определённых этапах по автоматизации звуков
Автор: Теплова Жанна Анатольевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2014)
Дата публикации: 14.03.2014
Статья просмотрена: 760 раз
Библиографическое описание:
Теплова, Ж. А. Традиционные и инновационные формы и методы сотрудничества учителя-логопеда с семьёй на определённых этапах по автоматизации звуков / Ж. А. Теплова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 181-183. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5307/ (дата обращения: 17.12.2024).
Формирование речи у детей — это сложный процесс, в котором квалифицированное логопедическое воздействие сочетается с созданием в семье условий, способствующих сохранению и поддержанию новых речевых навыков.
Под руководством учителя-логопеда родители содействуют расширению речевой практики ребёнка, закреплению навыков правильного произношения. Для эффективности таких усилий необходимы прежде всего желание и активность родителей, а также определённая информационная подготовленность.
Сопровождение семьи ребёнка с нарушениями речевого развития осуществляется на основе диалога партнеров, равноправных участников педагогического процесса. «Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть интересно и полезно» [7].
Многолетние наблюдения и анализ накопленного опыта показывают, что наряду с хорошо зарекомендовавшими формами сотрудничества, можно и нужно использовать инновационные.
Как известно, работа над исправлением недостатков звукопроизношения состоит из определённых этапов. Рассмотрим пути эффективного взаимодействия учителя-логопеда с семьёй на конкретных стадиях коррекционной работы.
На начальном периоде выполняется одна из задач — это развития артикуляционной моторики, посредством специальной гимнастики. Именно в данный момент, советую продемонстрировать родителям мультимедийную презентацию, которая позволяет в доступной, визуальной и запоминающейся форме раскрыть основные логопедические термины, проиллюстрировать артикуляционные упражнения, а так же направления коррекционной работы.
Необходимо заметить, что у родителей, которые только недавно перевели ребёнка в логопедическую группу, могут присутствовать определённые психологические барьеры. Установлению доверительных и искренних отношений будут способствовать логопедические развлечения.
На стартовом этапе советую провести развлечение «Будем знакомы». Цель вытекает из названия, представить родителям педагогов. Участвуют в мероприятии родители, дети, учитель-логопед, воспитатели, психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Каждый педагог готовит свой блог коммуникативных и развивающих игр, которые объединяются в единый сюжет. Учитель-логопед предлагает выполнить артикуляционные упражнения под музыку, проводит пальчиковую гимнастику, игры на развитие фонематического слуха. Важно подобрать простые по использованию и яркие по эмоциональной окраске игры, чтобы активны в развлечении были как дети, так и родители. В конце праздника, предлагаем буклет с текстами игр, который позволит применить полученные знания на семейных мероприятиях.
На информационном стенде в группе регулярно, в зависимости от рубрики: еженедельно или раз в месяц, размещаем советы, рекомендации по развитию артикуляторной, мелкой моторики с рисунками и описаниями упражнений. Родители смогут вернуться к печатным материалам неоднократно.
В начале учебного года нужно помочь родителям увидеть речевую проблему ребёнка. Лучшую возможность для этого представляем в совместном анализе видео материала. Видеосюжеты с каждым ребёнком снимаются индивидуально. Дети рассказывают знакомую сказку, в нашем случае — «Репку». После просмотра сюжетов, с каждым родителем персонально, обмениваемся впечатлениями и наблюдениями за речью ребёнка, уточняем: с чем ребёнок справился, что вызывает трудности, оговариваем план совместной деятельности по развитию речи.
На следующей стадии работы, на первый план выходит задача постановки звуков при помощи специальных приёмов. Взрослые должны уметь объяснить детям правильный уклад органов артикуляционного аппарата конкретного звука. Советую провести с родителями игру-тренинг «Смотри не зевай, что за звук отгадай!», которая поможет познакомить с моделями артикуляции. На схемах изображены основные характеристики произношения нарушенных звуков:
- положение губ («улыбка», «рупор»);
- поза языка (вверху-внизу, в виде «чашечки», «иголочки», «паруса»);
- постановка зубов (сомкнуты-разомкнуты, сближены);
- наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;
- характеристика воздушной струи (тёплая, холодная).
Родители должны определить и словесно описать, с помощью каких органов артикуляции и их частей произносится заданный звук. Мамы и папы со временем приобретают исключительно логопедические навыки и умения, становится «семейными логопедами».
Просмотры индивидуальных занятий позволяют знакомить с инновационными методами и приёмами обучения ребёнка. Такая форма позволяет учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики воспитанника.
Ребёнок не может использовать вновь полученный навык сразу во всех словах, так как стереотип старого звукопроизношения ещё не угас, а новый ещё не закрепился. Следовательно, дальнейшим этапом логопедического воздействия является закрепление или автоматизация правильного звукопроизношения в словах, фразах, тексте. На консультациях и в беседах с родителями выясняем, в чём они испытывают затруднения. Анализ многолетних наблюдений позволил выделить наиболее характерные ошибки, такие, как:
1. адаптация (привыкание) к дефектной речи ребёнка;
2. ошибки в подборе речевого материала при закреплении навыков правильного произношения;
3. проведение занятий без игровых приёмов, без создания соответствующих ситуаций;
4. неумение подчеркнуть успехи ребёнка.
Поэтому в целях ускорения и облегчения введения в речь того или иного звука может быть использован метод так называемых опорных слов, т. е. слов, наиболее часто встречающихся в речевом потоке. Это не сложные по слоговому составу слова, включающие отрабатываемый звук. Например, при автоматизации звука ш в начале слова, опорным выбираем слово «шуба». Ребёнок должен это слово проговаривать сериями в течение дня. Каждый цикл — это 10 повторов слова «шуба». Количество серий не ограниченно. Произнесение слов сочетаем с подъёмом или спуском по ступенькам, загибанием пальцев в кулачок, собиранием пирамидки. Чем выигрышный данный метод? Во-первых, как родителю, так и ребёнку легче отследить одно слово в потоке речи. Во-вторых, у них вырабатывается привычка контроля определённого звука.
Мастер-класс «В игры играем, звуки закрепляем» позволяет продемонстрировать весь спектр игрового материала по автоматизации: от картинок до медиа пособий. Рассказываем правила игр, варианты усложнения задания. Обязательно проигрываем ситуации по автоматизации звуков с подручными материалами: мозаикой, пазлами, бельевыми прищепками, конструктором. В конце мастер-класса знакомим с авторскими презентациями, а также делаем обзор сайтов в сети Интернет, которые располагают богатейшими коллекциями онлайн игр. Для закрепления полученных знаний, предлагаем логопедические тетради с рекомендациями, в которые еженедельно вклеиваются новые карточки с заданиями, в зависимости от речевых возможностей ребёнка.
Педагоги группы организуют выставки пособий и игр, которые можно приобрести в магазине или сделать самим для закрепления звуков дома.
Просмотры фронтальных занятий позволяют семьям сравнить умения и навыки своего ребёнка с остальными детьми.
Удачно зарекомендовал себя метод проектов. Предлагаю провести мероприятие «Сказки логопедические услышать не хотите ли?» Для каждой семьи подбирается базовый материал по тому звуку, который находится в активной фазе автоматизации. Задача детей и родителей — объединить все слова в единый сюжет. Придуманную историю необходимо зарисовать в виде мнемотаблиц, т. е. схематически, чтобы ребёнок мог её легче запомнить и рассказать. Для примера, на звук р предлагался словарь: труба, гараж, цирк, артисты, игра. Вот что из этого получилось. Олег С. (сказка записана со слов ребёнка; использовались схема, наводящие вопросы и подготовительная работа дома):
Однажды я превратился в цирковую машину. У меня есть колёса, кузов для выступлений артистов, кабина, выхлопная труба. Я ем бензин и живу в гараже.
Все люди хотят посмотреть цирк. Утром я просыпаюсь и выезжаю из гаража. Мы с друзьями ездим по городу.
У меня 100 скоростей. Я занимаюсь спортом: поворачиваю колеса, делаю «стойку» на передних и задних колёсах.
Но всё же, мальчиком быть лучше, потому что целый день можно заниматься спортом, кушать сочные яблоки, гулять, смотреть телевизор, с мамой играть на компьютере…
Все собранные сказки собираем в папки-скоросшиватели, и у вас готово отличное пособие!
Анализируя наблюдения за работой родителей над устной речью детей, мы убедились в том, что нередко в основе недостаточной эффективности их работы лежит слабое знание специальных приёмов по коррекции и автоматизации навыков правильного произношения. Постоянная помощь со стороны учителя-логопеда, его соучастие, повышение уровня знаний в этой области дадут родителям возможность активнее включаться в сложный, но в столь необходимый процесс усвоения новых речевых навыков.
Литература:
1. Арнаутова Е. П., Иванова В. М. Общение с родителями: зачем? Как? М.: Просвещение, 1993.
2. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-метод. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2008.
3. Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов-на-Дону, 2007.
4. Домнина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Доронова Т. Н., Глушкова Г. В., Гризик Т. И. Вместе с семьёй: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. М.: Просвещение, 2005.
6. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Левков Ю. Я. Формирование педагогической культуры родителей. — Иркутск: ИГПИ, 1986.