Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 03.10.2014

Статья просмотрена: 688 раз

Библиографическое описание:

Горина, М. А. Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки / М. А. Горина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6121/ (дата обращения: 16.12.2024).

Важной задачей формирующего эксперимента стала, в соответствии с положением гипотезы, реализация принципов целенаправленности, систематичности и последовательности в формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки. Впервые этот принцип, как и многие другие, был применен Я. А. Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным.

Эти идеи были позднее развиты Песталоцци и К. Д. Ушинским, который отмечал, что «голова, наполненная бессвязными знаниями, похожа на кладовую, где все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет».

Принцип систематичности предполагает, чтобы изложение учебного материала учителем доводилось до уровня системности в сознании учащихся, чтобы знания давались учащимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными.

В современной педагогике существует понятие активные методы обучения. Они выполняют функции ускорения, уплотнения, оживления (стимулирования) познавательной деятельности учащихся. Под активными методами обычно понимают: доминирование самостоятельной работы; увеличение количества практических занятий, в которых активную роль играет сам учащийся; применение дискуссий, ролевых игр и т. п. Активные методы обучения способствуют развитию субъектности, творческого мышления школьников, учат их действовать самостоятельно, проявлять инициативу. Принципиальной характеристикой этих методов является направленность учебного процесса не на запоминание изучаемого материала, а на его понимание, творческое осмысление и свободное применение в различных познавательных ситуациях.

Чтобы добитьсяцеленаправленности, систематичности, и последовательности в процессе формирования музыкальной культуры младших школьников можно использовать активные методы обучения, осуществляя творческую деятельность на уроках музыки.

Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогает детям получить представление об особенностях музыкального языка. В момент выполнения творческих заданий у ребенка могут возникать музыкальные и внемузыкальные представления, активное воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств.

На уроках музыки можно брать творческих заданий, связанных с освоением средств музыкальной выразительности. Можно акцентировать внимание детей на усвоение таких средств музыкальной выразительности, как темп, динамика, тембр, штрихи, лад, регистр и ритм. Свой выбор можно обосновать тем, что в первом классе с этими детьми проводилось элементарное ознакомление с такими средствами музыкальной выразительности как темп (быстро, медленно), динамика (громко, тихо), тембр (различные голоса и некоторые инструменты), регистр (высоко, низко) и лад (грустно, весело).

Задачей на уроках может быть углубление, дифференциация знакомых средств музыкальной выразительности, а также освоение новых: штрихи, ритм, лад (мажор, минор).

Понятие «штрихи» можно рассматривать уже на втором уроке темы «Музыка осени», рассчитанной на 4 часа. В подтеме «Осенний дождь» можно знакомить детей с понятием «Staccato». Детям можно предложить прослушать пьесу Балтина «Дождь танцует». Во время второго прослушивания детям можно дать задание легонько постукивать пальцами по поверхности стола в ритме музыки. Цель этого задания — вызвать ассоциативный образ дождя (развитие чувства ритма).

Затем можно дать задание на развитие креативности: придумать движение, соответствующее характеру пьесы. Лучшим можно предложить проиллюстрировать в движении характер данной пьесы. Дети могут прийти к выводу, что характеру данной пьесы соответствуют подскоки, легкие прыжки.

Следующее задание: на доске мелом можно отобразить общую графическую композицию пьесы (особое положение линий, штрихов). Далее следующее задание — повторить за учителем, записать и запомнить новое для них понятие «Staccato», то есть отрывисто, коротко.

Можно продолжить освоение понятий «Штрихи» и «Staccato», на следующем уроке на примере русской народной песни «Дождик».

После ознакомительного прослушивания детям можно предложить ответить на вопросы: Знакомо ли вам это произведение? Не напоминает ли оно ранее слышанную музыку? Большинство детей находят сходство этой песенки с пьесой «Дождик танцует», мотивируют тем, что в обоих вариантах отрывистое звучание напоминает капли дождя.

Можно дать детям задание: отрывисто и активно пропеть мелодию этой песни на «О! О! О!». Смысл этого задания — передать без помощи словесного текста, голосом характерные интонации художественного образа дождя.

Для более глубокого усвоения понятия «Staccato» можно предложить следующее задание: перевести музыкальный образ в пластический, то есть выбрать и изобразить тот персонаж, который больше соответствует данной песне: бабочка, лиса или зайчик.

После прочтения текста детям можно задать вопрос: как удобнее пропеть эти слова: слитно или отрывисто (звучать варианты исполнения на «Staccato» и «Legato»). Дети могут согласится, что логичнее и красивее звучит отрывистое исполнение, оно больше соответствует образу дождя.

В подтеме «Осенний листопад» можно познакомь детей с понятием «Legato».

Можно дать элементарное задание: пропеть долгое «О-О-О…» на одном дыхании, на одной высоте. Один из учеников может графически изобразить звучание на доске, остальные «рисуют» то же самое рукой в воздухе. Далее задание можно усложнить — пропеть слитно три звука вверх и вниз. Можно предложить изобразить мелодию графически на доске. В результате поисков на доске может появится восходящая и нисходящая дуга.

С помощью учителя дети могут определить на слух, что все звуки сливаются в одну линию. Учитель можно сообщить детям, что этот прием исполнения называется «Legato».

В следующем задании детям можно предложить пофантазировать и вспомнить примеры из жизни, когда какие-то действия или явления природы «похожи» на штрихи «Legato» и «Staccato». Дети могут привести примеры на «Staccato»: спортивные соревнования по прыжкам в высоту; град; отрывистый лай собаки. На «Legato»: снегопад; убаюкивание малыша или куклы; прогулка на лодке с веслами. Этот творческий прием можно назвать бегом ассоциаций.

Можно дать следующее задание: Прослушивание песни «Santa Lucia» на языке оригинала.

Цель этого задания: выяснить, могут ли дети, не зная итальянского, в мелодике чужого (итальянского) языка через другие музыкально-выразительные средства услышать характерные образы. Какие появляются при прослушивании ассоциации?

Можно предложить здесь свободное обсуждение, обращаясь к субъектному опыту детей. Среди множества предложений появится одно очень близкое: «похоже, как по морю медленно плывет лодка с парусом, а вечер тихий-тихий!». Сравнив со своими ассоциациями, другие дети согласны с этим мнением. Затем можно исполнить песню на русском языке.

Как правило, подобные приемы творческого типа привносят в работу очень много положительных эмоций. Ярким примером творческих заданий на развитие креативности является стихотворная загадка:

Зайчик прыгает легато.

Лодка плавает стаккато.

Верно говорю, ребята?

Дети могут активно «разоблачать» ошибки и телодвижениями пытаться доказать абсурдность текста.

Лодка плавает легато.

Зайчик прыгает стаккато.

Верно говорю, ребята?

С этим вариантом соглашаются все. При повторном прочтении можно предложить движениями рук изобразить действия по тексту. Обычно с этим заданием справляются все дети.

В игровой форме можно проводить и проверочные, контрольные работы, по теме «Штрихи».

Усвоение и закрепление штриха «Legato» можно осуществлять во время разучивания песни «Скворушка прощается» Т. Потапенко. Каждая фраза поется на «Legato».

Тесная межпредметная связь отличает следующее задание на различение штрихов: (можно использовать материал, изучаемый на уроках чтения).

Можно спросить учеников — какое из двух прозвучавших четверостиший соответствует штриху «Legato»?

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным видом обнажалась.

(А. С. Пушкин)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед, не окрепший на речке студеной,

Словно как тающий сахар лежит!

Можно предложить детям прослушать стихи в исполнении одноклассников (по желанию). В этом случае цель, преследуемая заданием, будет достигнута быстрее: уже из самого выразительного исполнения становится ясно, осознал ли ребенок значение понятий «Legato» и «Staccato», может ли ими практически оперировать. Среди приемов творческой работы можно широко использовать «Музыкальное рисование». Этот метод широко развивает творческую фантазию, навыки импровизации. Например, такое задание: придумать интонацию, музыкальную фразу для изображения чувства нежности и радости. Предварительно с детьми можно обсудить: какому настроению больше соответствует «Legato», а какому — «Staccato»? Большинство детей с заданием обычно справляются, тогда можно предложить проинтонировать две фразы: «милая мама» и вторая из детского стихотворения Д. Хармса «Веселый старичок»:

Жил на свете старичок

маленького роста,

И смеялся старичок

чрезвычайно просто.

Во время дискуссии дети обычно приходят к выводу, что в первой фразе звучит нежность, ее лучше изобразить с помощью штриха «Legato», а в стихотворении — радостный смех, для его изображения соответствует прием «Staccato».

На следующем уроке можно продолжить работу по созданию предложенных образов с помощью штрихов. Мелодию распевки «Милая мама» дети могут исполнить с нежностью на «Legato» от разных звуков.

Далее детям можно предлажить прослушать и позже разучить песню И. Портного «Веселый старичок». Всплеск положительных эмоций будет вызван узнаванием «старого знакомого». С особым старанием и удовольствием дети часто выполняют творческое задание — изобразить чувство радости на «Staccato» в слогах, изображающих смех старичка.

Таким образом, уроки музыки, построенные на системе реализации принципов целенаправленности, систематичности и последовательности с использованием активных методов обучения, существенным образом влияют на формирования музыкальной культуры младших школьников. Можно использовать следующие творческие приемы активных методов обучения: ритмопластика (придумать движения), звукографика (устная и письменная), графически изобразить штрих, мелодию, бег ассоциаций (найти ассоциации): с природой; с репродукциями; со стихотворениями; с жизненными ситуациями, загадко-творчество (отгадать, сочинить загадку), музыкальное рисование (создание словесного портрета) и др…

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, задание, активный метод обучения, музыкальная выразительность, урок музыки, музыкальная культура, большинство детей, пьеса, развитие креативности, штрих.

Похожие статьи

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Освоение драматических произведений читателями-школьниками как методическая проблема в обучении литературе на современном этапе

Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища

Проекты аксиологической направленности как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления

Основные направления, организация деятельности и значение формирования навыков самообслуживания у подростков с глубокой умственной отсталостью как одна из целей социальной адаптации

Математический клуб как одна из форм организации внеурочной деятельности пятиклассников в условиях реализации ФГОС общего образования

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников

Похожие статьи

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Освоение драматических произведений читателями-школьниками как методическая проблема в обучении литературе на современном этапе

Интеграция уроков музыки и ОРКСЭ как фактор формирования духовно-ценностных ориентиров школьников

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников

Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища

Проекты аксиологической направленности как средство формирования исследовательской культуры старшеклассников в научном обществе учащихся гуманитарного направления

Основные направления, организация деятельности и значение формирования навыков самообслуживания у подростков с глубокой умственной отсталостью как одна из целей социальной адаптации

Математический клуб как одна из форм организации внеурочной деятельности пятиклассников в условиях реализации ФГОС общего образования

Опыт и проблемы моделей взаимодействия дополнительного образования и образовательных учреждений, направленных на успешную социализацию школьников