Использование интеллект-карт на уроках музыки как средство развития ассоциативного мышления | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Дата публикации: 14.12.2015

Статья просмотрена: 4817 раз

Библиографическое описание:

Соломина, Н. А. Использование интеллект-карт на уроках музыки как средство развития ассоциативного мышления / Н. А. Соломина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 70-73. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9299/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Современное состояние образовательного процесса в России во многом определяется социальными и экономическими изменениями, в результате которых утверждается приоритет творчества в широком смысле слова. Одна из характерных отличительных особенностей настоящего времени заключается в востребованности творческой личности, способной как самостоятельно получать знания, так и воспроизводить на их основе новые.

Изменения в образовании в связи с введением Федеральных государственных стандартов требуют от педагога по-новому осмыслить образовательную деятельность в рамках своего предмета, по-новому взглянуть на его потенциальные возможности. При анализе опыта работы была выявлена проблема: учащиеся не могут качественно анализировать музыкальные произведения, так как не владеют музыкальной терминологией, часто путают понятия и термины. Изучая новые педагогические технологии, я заинтересовалась методом интеллект–карт, который позволяет эффективно запомнить теоретический материал, повысить уровень музыкальной образованности, тем самым позволяет решить одну из важных задач современного музыкального образования — воспитание культуры мышления и речи.

Автор метода интеллект-карт — специалист в области психологии обучения и проблем мышления англичанин Тони Бьюзен. В начале 70-х годов XX века он, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, пришел к выводу, что гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Соединив опыт, накопленный гениями, с достижениями современной психологии в области памяти и мышления, Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации.

Интеллект-карта — это естественный продукт деятельности нашего мозга, где процесс мышления выражается графически, является очень мощным инструментом для высвобождения потенциала, скрытого в мозге, и позволяет представлять информацию таким образом, чтобы её могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация начинает восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при её обычном линейном представлении в виде цифр и букв.

В основе построения интеллект-карт лежат шесть законов, соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты, позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием. Т. Бьюзен делит законы на две группы: законы содержания и оформления; законы структуры. В центре интеллект-карты располагается ключевое слово или основная её идея. Основная идея должна быть центральным, наиболее бросающимся в глаза и запоминающимся элементом карты, активирующим мыслительные процессы, поэтому её нужно представить в образной форме с использованием цвета, формы, объёма.

При составлении интеллект — карты на уроках музыки я выделяю три этапа работы:

                     добыли (на этом этапе учащиеся добывают новые знания из различных источников и разными способами);

                     оформили (дети учатся преобразовывать информацию в форме интеллект-карты);

                     запомнили (подбор ассоциаций к понятиям; достаточно повторить интеллект-карту несколько раз, чтобы перевести учебную информацию в долговременную память).

Для учащихся законы построения интеллект-карты излагаю как правила оформления:

  1.                Чем больше лист, тем лучше. Минимальный формат — А 4. Лист необходимо расположить горизонтально.
  2.                В центре располагается образ всей проблемы, темы, области знания.
  3.                От центра исходят толстые основные ветви с подписями, которые далее делятся на более тонкие ветви, одним цветом.
  4.                Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие, желательно печатными буквами.
  5.                Использовать разнообразную визуальную декорацию: форму, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки, что позволит выработать свой собственный стиль в рисовании.

Метод интеллект-карт универсален и может быть применен на любом этапе урока. Он позволяет структурировать информацию в визуальной форме с целью активного её восприятия, эффективного запоминания и воспроизведения.

Цели применения интеллект-карт могут быть различными:

                    передача знаний школьникам путём включения в образовательные ресурсы информационных полей, построенных на основе этого метода;

                    прояснения сложного для понимания вопроса, понятия по предмету;

                    запоминание и повторение основных положений теоретического материала;

                    проведения самоконтроля знаний.

Составление интеллект-карты на примере формирования понятия «музыкальный лад», «мажор», «минор», 3 класс.

Учащимся предлагается внимательно прослушать мажорное и минорное трезвучия и определить, чем они отличаются друг от друга. Учащиеся определяют, что музыкальные примеры различны по настроению (грустное и весёлое). Учащимся сообщается, что в музыке существует два основных ЛАДА: МАЖОР и МИНОР.

На доске по центу располагается понятие ЛАД (крупными печатными буквами в овале). От центрального образа расходятся две основные ветви разного цвета, которые подписываются менее крупными печатными буквами МАЖОР и МИНОР. Чтобы правильно запомнить настроение ладов, от основных ветвей исходят более тонкие ветви, которые подписываются мелкими печатными буквами «веселый» и «грустный». Акцентируется внимание на шрифт и расположение слов. Затем подбираются ассоциации к терминам «лад», «мажор», «минор». Можно использовать “мозговой штурм”. Эти ассоциации фиксируются рядом со словами в виде рисунка. Например, ладам МАЖОР и МИНОР детьми были предложены весёлый/грустный смайлики. Придумывая ассоциацию центральному образу, можно задать наводящий вопрос: “Кто может быть и грустным, и весёлым?”. Учащиеся предложили образ клоуна и как элемент его костюма — разноцветный колпачок. Таким образом, на доске создаётся шаблон интеллект-карты. Далее учащиеся по данному шаблону создают собственные интеллект-карты в тетрадях, подбирая понятиям цвета, которые у них ассоциируются с весёлым/грустным настроением, добавляя рисунки по своему желанию. В процессе создания интеллект-карт учащиеся визуализируют процессы мышления, проявляют творческие способности.

Рис. 1. Интеллект-карта по теме «Музыкальный лад». Выполнила: Черцова Владислава, 3 класс

 

Наилучшие условия для формирования коммуникативных УУД создаются при групповой работе над интеллект-картой. Принятие коллективных решений и их реализация возможны в результате обмена идеями, свободного высказывания возникших ассоциаций, обсуждения в малых группах. Групповая работа может быть использована на уроках изучения нового материала и обобщения темы.

Такие регулятивные действия, как контроль и коррекция, отрабатываются при анализе учащимися готовой интеллект-карты. Эта форма работы предполагает достижение наиболее высокого, качественного результата, так как принимаются любые предложения, каждый ученик становится активным участником дискуссии.

Составление интеллект-карты при получении новых знаний по теме «Певческие голоса», 5 класс.

Учащиеся класса разделены на группы. Каждой группе необходимо в музыкальном словаре найти значение слов. Первая группа: «сопрано», «альт», «контральто»; вторая группа: «тенор», «баритон», «бас»; третья группа: «сопрано», «альт», «дискант». Затем классифицировать голоса (мужские, женские, детские). После обсуждения полученной информации на доске оформляется шаблон интеллект-карты: центральный образ — «голос»; основные ветви — «мужские», «женские», «детские»; на более мелких ветвях располагаются названия певческих голосов, им соответствующие ассоциации в виде знаков (стрелки).

Дома детям необходимо подобрать ассоциацию к центральному образу, что способствует более глубокому анализу понятия, развитию ассоциативного мышления и умению аргументировать свой выбор.

Рис. 2. Интеллект — карта по теме «Певческие голоса». Выполнила: Соломина Полина, 5 класс

 

Составление интеллект-карты по теме «Средства музыкальной выразительности», 7класс.

Эффективен метод интеллект-карт и при систематизации знаний. В 6 классе учащиеся познакомились со всеми средствами музыкальной выразительности. В 7 классе необходимо актуализировать знания по данной теме, чтобы научить детей анализировать музыкальные произведения, используя терминологию. Привести в систему знания о средствах музыкальной выразительности позволяет метод интеллект-карт.

После повторения пройденного материала все понятия зафиксированы на доске. Среди них выделяем родовые, более широкие понятия (ветви первого уровня), а затем видовые, более узкие понятия (ветви второго, третьего и других уровней).

Совместно с учителем выполняется работа по составлению интеллект-карты:

                    подбор ассоциации центральному образу «Средства музыкальной выразительности»;

                    подбор ключевых слов, которые помогут вспомнить понятия;

                    рисование первой основной ветви, с разветвлениями более мелких ветвей;

                    рисование следующих основных ветвей с разветвлениями;

                    подбор ассоциаций к понятиям (рисунков, знаков, символов).

Рис. 3. Интеллект — карта по теме «Средства музыкальной выразительности». Выполнила: Фадеева Алина, 7 класс

 

Затем учащиеся анализируют музыкальное произведение с помощью преобразованной информации, отображенной на интеллект-карте. По тексту-шаблону: «Композитор создал музыкальный образ <…>, используя следующие средства музыкальной выразительности: <…>». Дети, пользуясь интеллект-картой, называют основные средства музыкальной выразительности и дают им характеристику, соответствующую данному произведению.

На этапе ранжирования ассоциаций создаются условия для отработки таких познавательных УУД, как выделение главного, классификация, систематизация, обобщение.

Чаще всего данный метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы, выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей. Анализ выполненных работ позволяет диагностировать уровень усвоения понятий учащимися, сформированность их предметных знаний, спрогнозировать дальнейшую педагогическую работу.

Интеллект-карта позволяет учителю:

                    организовывать учебно-познавательную деятельность,

                    управлять учебно-познавательной деятельностью,

                    систематизировать и обобщать предметное содержание,

                    анализировать и структурировать информацию,

                    создавать опорные алгоритмы действий,

                    визуализировать процессы мышления учеников,

                    проводить контроль.

Интеллект-карты являются очень мощным средством изучения особенностей личностного развития, мировосприятия и мышления учащихся. Метод интеллект-карт может использоваться при изучении любого учебного предмета, а также найти применение в любой сфере человеческой жизни.

 

Литература:

 

  1.                Бершадская, Е. А. Применение метода интеллект-карт для формирования познавательной деятельности учащихся // Педагогические технологии. — 2009. — № 3. — С. 17–21.
  2.                Бершадский, М. Е. Использование методов интеллект-карт карт понятий для внешнего мониторинга образовательного процесса // Педагогические технологии. — 2010. — № 1. — С.16–49.
  3.                Бершадский, М. Е. Личностно ориентированное образование в информационном обществе // Народное образование. — 2011. — № 6. — С.182–190.
  4.                Бершадский, М. Е. О методе интеллект-карт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0–32
  5.                Дайитбегов, Д. М. Метод интеллект-карт как инновационная технология // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2009. — № 4. — С. 38–41.
  6.                Ермолаева, Ж. Е. Использование метода Интеллект-карт (Mind Map) на занятиях по дисциплинам естественно-научного и гуманитарного цикла / Ж. Е. Ермолаева, И. Н. Герасимова // Школьные технологии. — 2014. — № 5. — С. 108–112.
  7.                Интеллект-карты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm#7metka
  8.                Интеллект-карты: тренинг эффективного мышления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mind-map.ru/?s=6
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная выразительность, метод интеллект-карт, составление интеллект-карты, учащийся, центральный образ, ветвь, группа, класс, групповая работа, теоретический материал.

Похожие статьи

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Использование мультимедийной презентации как средства повышения мотивации школьников к изучению английского языка

Использование электронных образовательных ресурсов при индивидуализации обучения математике

Использование концептуального обучения для развития критического мышления учащихся

Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе

Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников морфологическим операциям

Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках

Использование ментальных карт в обучении

Двойственные изображения как стимул для развития речевого высказывания на уроках английского языка

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса

Похожие статьи

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Использование мультимедийной презентации как средства повышения мотивации школьников к изучению английского языка

Использование электронных образовательных ресурсов при индивидуализации обучения математике

Использование концептуального обучения для развития критического мышления учащихся

Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе

Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников морфологическим операциям

Использование компьютерных технологий при организации рефлексии на уроках

Использование ментальных карт в обучении

Двойственные изображения как стимул для развития речевого высказывания на уроках английского языка

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса