Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №14 (513) апрель 2024 г.

Дата публикации: 04.04.2024

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Сибирякова, Т. С. Музыкальное воспитание детей младшего школьного возраста / Т. С. Сибирякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 286-288. — URL: https://moluch.ru/archive/513/112484/ (дата обращения: 16.12.2024).



Музыкальное воспитание — это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание её содержания. В статье рассмотрены цели и задачи музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: музыка, музыкальное воспитание, обучение .

Musical education is the development of the ability to perceive music. It is carried out in various forms of musical activity, which aim to develop a person's musical abilities, foster emotional responsiveness to music, understanding and deep experience of its content. The article discusses the goals and objectives of musical education of primary school children.

Keywords : music, musical education, training.

Методика музыкального воспитания в начальных классах как отрасль педагогической науки находится в непосредственном подчинении ее закономерностям, дидактическим принципам. Методика музыкального воспитания должна раскрывать закономерности процесса обучения, определять содержание образования, отражать эффективные методы и формы организации обучения, пути решения различных проблем воспитательных задач в процессе обучения.

Одна из главных сфер воспитания — эстетическое воспитание. Общие проблемы эстетики и музыкального воспитания, а также области исследований — это обучение человека восприятию, оценке и пониманию красоты природы и жизни.

Преподавание музыки-это степень реализации намеченной цели обучения, учебного процесса. Процесс обучения музыке имеет свои характерные функции. Это: воспитательные, развивающие функции музыкального обучения. Образовательная функция музыкального обучения заключается в вооружении учащихся системой музыкальных научных знаний, умений, навыков. Конечным его результатом считается умение сознательно применять данные знания на практике [1].

В музыкальном воспитании и образовании в учреждениях общего среднего образования (школа, лицей, гимназия) предусматривается обогащение духовной жизни учащихся, формирование музыкальной культуры, присвоение высшей степени нравственных качеств, правильного направления наблюдения за явлениями музыкальной жизни. Урок музыки в общеобразовательных учреждениях не только дает представление о музыке, но и самое главное — прививает нашему подрастающему поколению высокую сознательность, нравственность и человеческие качества.

Одним из компонентов художественного воспитания является музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание — формирование и систематическое развитие музыкальной культуры человека, способности к музыкальному энтузиазму, привитие ему способности к музыке, понимания ее. Он включает в себя общественный исторический опыт музыкальной деятельности, процесс передачи элементов музыкального обучения и образования новым поколениям. Как известно, процесс становления и развития духовной культуры каждого народа процесс развития музыкально-эстетического воспитания протекает по-своему.

Образование и воспитание-это единый педагогический процесс. С целью уточнения отдельных вопросов учебно-воспитательного процесса условно выделены 3 сферы:

  1. 1.Овладение музыкальными теоретическими знаниями. Без музыкальной теории нельзя заниматься музыкальной деятельностью.
  2. Формирование умений, других важных качеств в ансамбле, навыках игры на инструменте, вспоминая, что вокально-инструментальное исполнение-это психофизиологический процесс, связанный с игрой, эмоциями, восприятием и т. д.
  3. Повышение общественной активности ребенка и воспитание у него высоких идейных политических, эстетических, нравственных идеалов.

В процессе обучения музыке формируются музыкальные мыслительные способности, мировоззрение, практические умения и навыки учащихся. Учащийся не только овладевают музыкальными знаниями, у них развиваются желания, потребности познавать мир, рассуждать о различных музыкальных явлениях, самостоятельно пополнять знания, применять полученные знания на практике. В то время как учитель обучает, развивает потребности учащихся в обучении, музыкальные способности, дает упражнения и задания, а также контролирует уровень знаний. Одним словом, руководит музыкально-педагогическим процессом [2].

Сегодня основная цель музыкального воспитания и образования трактуется как формирование духовной, нравственной, эстетической, художественной культуры учащихся. Данная цель предусматривает реализацию следующих основных задач музыкального воспитания и образования:

— прививать детям чувства, любовь к музыке;

— развитие чувственной культуры оценивания произведений искусства эмоционально-эстетического характера;

— познакомить учащихся с народной, классической, музыкой нового периода, особенно с произведениями богатейшей формы и жанрового музыкального искусства;

— овладение знаниями о музыке в духовной связи с жизнью;

— развитие музыкальных способностей, навыков, умений, осознанное осознание своей индивидуальности в процессе занятий музыкой;

— развитие слушательско-исполнительской, музыкальной, импровизационной деятельности, творческих способностей [3].

Проверка уровня знаний, умений учащихся, являясь составной частью учебного процесса, выполняет не только проверку учебной работы, но и воспитательную, развивающую деятельность. Для этого необходимо учитывать следующие элементы:

— восприятие знаний;

— рассуждение;

— память, т. е. проверка учащегося на уровне знаний, данных учителем на уроке, и самостоятельного усвоения теоретического материала на уроках;

На уроках музыки я использую игровые технологии. Как и на всех предметах, изучаемых в начальной школе, игра имеет большое значение в музыкальном воспитании на уроках музыки. Смысл использования музыкально-дидактических игр на уроках музыки огромен. Когда вы исполняете песню, вы можете играть и петь. Например, в 1 классе песню можно исполнять с помощью опорного рисунка, а также с помощью движений, соответствующих песне, в этот момент у детей развивается мышление, что позволяет им быстро запоминать песню. В эти музыкально-дидактические игры можно играть на уроках музыки, на прогулке, дома.

Например:

1. Охотник и кролики

Условия игры: кролики, держащие по одной морковке, прыгают под музыку, лежа на земле, размахивая ногами или делая танцевальные движения. Охотник видит кроликов, крадущих морковь, и стреляет: «Пух!» «Пух». Зайцы встают со своих мест и убегают из стороны в сторону. Когда музыка прекращается, они либо сидят, либо лежат. Двигающиеся кролики танцуют или поют.

2. Игра «Три цветка — три разных настроения»

Условие игры: каждому ребенку выдаются карточки с изображением трех цветов. Цветы изображают улыбающегося, плачущего и спокойного человека. Дети слушают произведение, определяют настроение и показывают соответствующую карточку.

3. Фотограф

Методика и техника игры. Для проведения игры педагог выбирает одного ученика — «фотографа». «Фотовспышка» — «фотограф» показывает и быстро убирает карточку с ритмом. Учащиеся должна запомнить ритм и прохлопать его. Получилась или нет «фотография» — решает «фотограф».

Таким образом, музыкальное воспитание направлено на совершенствование многих свойств личности ребёнка. Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об оптимальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, поскольку от этого зависит их эффективность. В том числе, использование игровых технологий для музыкального воспитания — один из самых эффективных методов.

Литература:

  1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М.,2014.
  2. Верб М. А. Эстетическая культура школьников: Курс лекций. - СПб. 2007.
  3. Подласый И. П. Педагогика /Процесс воспитания ч.3 кн.2. М.: Владос, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное воспитание, урок музыки, музыка, музыкальная деятельность, музыкальное обучение, процесс обучения, знание, уровень знаний, условие игры, учебный процесс.


Похожие статьи

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Урок физической культуры в теории и практике: реализация начальной, основной и заключительной частей урока

Основной организационно-методической единицей физического воспитания является урок. Урок всегда имеет определенную структуру и построение. Система физического воспитания, учебно-методическая подготовка и правильный выбор упражнений, вносят существенн...

Музыкотерапия как средство музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В статье раскрывается понятие и сущность музыкотерапии, представлены ее методы, формы, функции. Автор рассматривает музыкальную терапию как средство музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с детьми с ограниченными возможностями здор...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы, посвященные слушанию музыки как средству развития психоэмоционального состояния дошкольников раннего возраста. Автор обозначает основные задачи и исследует методы и приёмы данного вида музыкальной деятельности, вклю...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Музыкальное воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования

Статья посвящена анализу проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в меняющихся социально-экономических, политических условиях жизни. Выявлено, что одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в сист...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации

Адаптацией обычно называется процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация — это активный процесс, к...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Статья посвящена рассмотрению роли праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников. В силу неотъемлемого влияния художественно-эстетического компонента на всестороннее развитие личности, начинающееся в дошкольном возрасте, рассматриваем...

Похожие статьи

Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста

В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необход...

Урок физической культуры в теории и практике: реализация начальной, основной и заключительной частей урока

Основной организационно-методической единицей физического воспитания является урок. Урок всегда имеет определенную структуру и построение. Система физического воспитания, учебно-методическая подготовка и правильный выбор упражнений, вносят существенн...

Музыкотерапия как средство музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В статье раскрывается понятие и сущность музыкотерапии, представлены ее методы, формы, функции. Автор рассматривает музыкальную терапию как средство музыкального развития детей старшего дошкольного возраста с детьми с ограниченными возможностями здор...

Проблема формирования культуры поведения дошкольников в условиях ДОУ

Статья посвящена изучению проблемы, которая касается формирования культуры поведения такой группы детей, как дошкольники. В ней проводится анализ сущности феномена культуры поведения, а также дается обоснование того, насколько необходимо формировать ...

Слушание музыки как средство развития эмоциональной сферы личности детей раннего дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы, посвященные слушанию музыки как средству развития психоэмоционального состояния дошкольников раннего возраста. Автор обозначает основные задачи и исследует методы и приёмы данного вида музыкальной деятельности, вклю...

Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования

Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...

Музыкальное воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования

Статья посвящена анализу проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в меняющихся социально-экономических, политических условиях жизни. Выявлено, что одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в сист...

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной организации

Адаптацией обычно называется процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в живом мире. Адаптация — это активный процесс, к...

Дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста

На протяжении любых периодов исторического развития игровая деятельность всегда выступала основополагающей для детей дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что именно в ходе игровой деятельности дети оптимально воспринимают окружающий мир и обуча...

Роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Статья посвящена рассмотрению роли праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников. В силу неотъемлемого влияния художественно-эстетического компонента на всестороннее развитие личности, начинающееся в дошкольном возрасте, рассматриваем...

Задать вопрос