Музыкальное воспитание — это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание её содержания. В статье рассмотрены цели и задачи музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: музыка, музыкальное воспитание, обучение .
Musical education is the development of the ability to perceive music. It is carried out in various forms of musical activity, which aim to develop a person's musical abilities, foster emotional responsiveness to music, understanding and deep experience of its content. The article discusses the goals and objectives of musical education of primary school children.
Keywords : music, musical education, training.
Методика музыкального воспитания в начальных классах как отрасль педагогической науки находится в непосредственном подчинении ее закономерностям, дидактическим принципам. Методика музыкального воспитания должна раскрывать закономерности процесса обучения, определять содержание образования, отражать эффективные методы и формы организации обучения, пути решения различных проблем воспитательных задач в процессе обучения.
Одна из главных сфер воспитания — эстетическое воспитание. Общие проблемы эстетики и музыкального воспитания, а также области исследований — это обучение человека восприятию, оценке и пониманию красоты природы и жизни.
Преподавание музыки-это степень реализации намеченной цели обучения, учебного процесса. Процесс обучения музыке имеет свои характерные функции. Это: воспитательные, развивающие функции музыкального обучения. Образовательная функция музыкального обучения заключается в вооружении учащихся системой музыкальных научных знаний, умений, навыков. Конечным его результатом считается умение сознательно применять данные знания на практике [1].
В музыкальном воспитании и образовании в учреждениях общего среднего образования (школа, лицей, гимназия) предусматривается обогащение духовной жизни учащихся, формирование музыкальной культуры, присвоение высшей степени нравственных качеств, правильного направления наблюдения за явлениями музыкальной жизни. Урок музыки в общеобразовательных учреждениях не только дает представление о музыке, но и самое главное — прививает нашему подрастающему поколению высокую сознательность, нравственность и человеческие качества.
Одним из компонентов художественного воспитания является музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание — формирование и систематическое развитие музыкальной культуры человека, способности к музыкальному энтузиазму, привитие ему способности к музыке, понимания ее. Он включает в себя общественный исторический опыт музыкальной деятельности, процесс передачи элементов музыкального обучения и образования новым поколениям. Как известно, процесс становления и развития духовной культуры каждого народа процесс развития музыкально-эстетического воспитания протекает по-своему.
Образование и воспитание-это единый педагогический процесс. С целью уточнения отдельных вопросов учебно-воспитательного процесса условно выделены 3 сферы:
- 1.Овладение музыкальными теоретическими знаниями. Без музыкальной теории нельзя заниматься музыкальной деятельностью.
- Формирование умений, других важных качеств в ансамбле, навыках игры на инструменте, вспоминая, что вокально-инструментальное исполнение-это психофизиологический процесс, связанный с игрой, эмоциями, восприятием и т. д.
- Повышение общественной активности ребенка и воспитание у него высоких идейных политических, эстетических, нравственных идеалов.
В процессе обучения музыке формируются музыкальные мыслительные способности, мировоззрение, практические умения и навыки учащихся. Учащийся не только овладевают музыкальными знаниями, у них развиваются желания, потребности познавать мир, рассуждать о различных музыкальных явлениях, самостоятельно пополнять знания, применять полученные знания на практике. В то время как учитель обучает, развивает потребности учащихся в обучении, музыкальные способности, дает упражнения и задания, а также контролирует уровень знаний. Одним словом, руководит музыкально-педагогическим процессом [2].
Сегодня основная цель музыкального воспитания и образования трактуется как формирование духовной, нравственной, эстетической, художественной культуры учащихся. Данная цель предусматривает реализацию следующих основных задач музыкального воспитания и образования:
— прививать детям чувства, любовь к музыке;
— развитие чувственной культуры оценивания произведений искусства эмоционально-эстетического характера;
— познакомить учащихся с народной, классической, музыкой нового периода, особенно с произведениями богатейшей формы и жанрового музыкального искусства;
— овладение знаниями о музыке в духовной связи с жизнью;
— развитие музыкальных способностей, навыков, умений, осознанное осознание своей индивидуальности в процессе занятий музыкой;
— развитие слушательско-исполнительской, музыкальной, импровизационной деятельности, творческих способностей [3].
Проверка уровня знаний, умений учащихся, являясь составной частью учебного процесса, выполняет не только проверку учебной работы, но и воспитательную, развивающую деятельность. Для этого необходимо учитывать следующие элементы:
— восприятие знаний;
— рассуждение;
— память, т. е. проверка учащегося на уровне знаний, данных учителем на уроке, и самостоятельного усвоения теоретического материала на уроках;
На уроках музыки я использую игровые технологии. Как и на всех предметах, изучаемых в начальной школе, игра имеет большое значение в музыкальном воспитании на уроках музыки. Смысл использования музыкально-дидактических игр на уроках музыки огромен. Когда вы исполняете песню, вы можете играть и петь. Например, в 1 классе песню можно исполнять с помощью опорного рисунка, а также с помощью движений, соответствующих песне, в этот момент у детей развивается мышление, что позволяет им быстро запоминать песню. В эти музыкально-дидактические игры можно играть на уроках музыки, на прогулке, дома.
Например:
1. Охотник и кролики
Условия игры: кролики, держащие по одной морковке, прыгают под музыку, лежа на земле, размахивая ногами или делая танцевальные движения. Охотник видит кроликов, крадущих морковь, и стреляет: «Пух!» «Пух». Зайцы встают со своих мест и убегают из стороны в сторону. Когда музыка прекращается, они либо сидят, либо лежат. Двигающиеся кролики танцуют или поют.
2. Игра «Три цветка — три разных настроения»
Условие игры: каждому ребенку выдаются карточки с изображением трех цветов. Цветы изображают улыбающегося, плачущего и спокойного человека. Дети слушают произведение, определяют настроение и показывают соответствующую карточку.
3. Фотограф
Методика и техника игры. Для проведения игры педагог выбирает одного ученика — «фотографа». «Фотовспышка» — «фотограф» показывает и быстро убирает карточку с ритмом. Учащиеся должна запомнить ритм и прохлопать его. Получилась или нет «фотография» — решает «фотограф».
Таким образом, музыкальное воспитание направлено на совершенствование многих свойств личности ребёнка. Педагоги, опираясь на данные физиологии и психологии, должны заботиться об оптимальном выборе и соотношении воспитательных воздействий, поскольку от этого зависит их эффективность. В том числе, использование игровых технологий для музыкального воспитания — один из самых эффективных методов.
Литература:
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. - М.,2014.
- Верб М. А. Эстетическая культура школьников: Курс лекций. - СПб. 2007.
- Подласый И. П. Педагогика /Процесс воспитания ч.3 кн.2. М.: Владос, 2013.