В данной статье представлены результаты и анализ диагностического исследования эстетического воспитания младших школьников средствами музыкального искусства. Статья посвящена роли эстетического, нравственного и музыкального воспитания детей; особое внимание обращается на значение раннего музыкального развития детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: эстетика, музыкально-эстетическое воспитание, музыкальное искусство, младший школьник.
Эстетическое воспитание школьников посредством музыки — это одна из основ развития и формирования представления о культуре в целом, при этом музыкальное развитие рассматривается как одна из составных частей общего развития социально адаптированного, нравственно воспитанного человека.
Музыкальное воспитание — это формирование, прежде всего, эмоциональной сферы восприятия очевидной действительности, эстетического взгляда на окружающую действительность. Главным здесь является приобщение и воспитание к восприятию предлагаемого музыкального материала. Детям с раннего возраста присуще стремление ко всему красивому, доброму и прекрасному, и именно поэтому в эстетическом воспитании ребенка важно применять музыкальное искусство. Музыкальные произведения обладают огромным психологическим воздействием, что может пробуждать в человеке положительные эмоции, а в дальнейшем может сыграть роль в развитии творческого вкуса, понимания и восприятия культуры, формировании интеллекта и нравственности личности [1].
Эстетическое воспитание планомерно получает свое развитие на всех возрастных этапах грамотного конструирования личности, и чем раньше ребенок оказывается под влиянием конкретного и целенаправленного воздействия культуры эстетического воспитания, тем результативнее и прогрессивнее будет ожидаемый прогноз. В центре внимания сегодня стоит личность, имеющая доступ к разным формам культуры, способная понимать и умеющая оценить творчество народа, охватывающая мировое искусство в целом. Воспитание такой личности является трудной задачей в сфере образования, и именно этому в наши дни уделяется огромное внимание.
Младший школьный возраст считается самым подходящим для равномерного умственного и физического развития с чрезвычайно активной любознательностью. Эстетическое и музыкальное воспитание имеют много общего, так как музыка может вызывать бурю эмоциональных всплесков, положительных или отрицательных эмоций, что в свою очередь способствует формированию художественного вкуса. Главное, что и в том и другом случае воспитывается нравственная сторона личности, одновременно развиваются чувства удовольствия и радости, пробуждая еще дремлющие творческие способности ребенка [1].
Музыкальное воспитание имеет множество положительных качеств, которые помогают развиться не только индивидуальным творческим способностям, но и мировоззрению ребенка в целом, что в свою очередь учит умению правильно оценить и увидеть во всем духовно- нравственное начало.
Учеными неоднократно доказано и положительное лечебное воздействие музыки на человека, на его эмоциональное состояние. Музыка многогранна и поэтому проникает во все сферы творческой деятельности человека и поэтому, предоставляя возможность младшим школьникам знакомиться и заниматься музыкальным искусством, мы даем возможность не только реализоваться творческим потребности ребенка, но, и активизируем его деятельность в целом, помогая формироваться собственным интересам [2]. Погружаясь в познание музыкального искусства, ребенок способен широко и грамотно раскрыть свои способности, реализовать свои собственные идеи и творческие планы, раскрепостить себя.
Младший школьный возраст считается самым достойным и подходящим временем для развития личности ребенка. В этом возрасте ребенок очень любознателен и готов к множеству открытий и реализации своего творческого потенциала. Немаловажным фактором является умение наладить психологический контакт с детьми, научить их правильно мыслить, слушать и понимать музыку. Воспитываясь в сегодняшней социальной структуре, дети чаще всего замкнуты и погружены в собственный ограниченный мир компьютерных игр. Наша задача — воспитать здорового ребенка с высоким познавательным интересом. С первых попыток общения и познания окружающего мира начинает формироваться и развиваться эмоциональная сторона личности, и чаше всего это происходит в то время, когда ребенок начинает посещать уроки музыкального искусства в школе.
За годы обучения у ребенка формируются собственное мнение, симпатии, взгляды на искусство в целом. Музыка отвечает многим запросам социальной сферы современного человека. Роль музыки велика и безгранична и играет важную роль в духовном воспитании личности ребенка, которая формирования благодаря познанию нравственных убеждений, с которыми они знакомятся именно на уроках. Занятия музыкой учит мыслить свободно, постигая новые горизонты и раскрывая в себе нераспознанные ранее возможности и таланты. Получить данные знания, развить свой музыкально-эстетический вкус ребенок может именно на уроках музыки, и важно не упустить то золотое время, когда ребенок готов творить и развиваться, всецело погружаясь в мир искусства. На данных занятиях, под четким руководством педагога зарождается то самое правильное и важное звено цепочки восприятия мира в целом, понимание прекрасного, воспитание нравственных качеств, т. е. происходит взросление и становление интеллектуально развитой, правильно сформированной личности [3].
Классные часы, лекции концерты, презентации, подготовленные совместно учащимися и преподавателем, вносят существенный вклад в развитие способностей детей. Изучая музыкальное искусство, ребенок знакомится с культурой, с музыкальными произведениями великих композиторов, которые внесли неоценимый вклад в развитие культуры всего мира.
Одним из эффективных способов повышения уровня эстетического воспитания является дифференцированный подход к процессу обучения, под которым понимается применение различных методов и способов воздействия на учащихся с учетом их возможностей и творческого потенциала. Умея воздействовать на человека комплексно, затрагивая эмоциональную сферу, музыке подвластно отобразить прошлое, настоящее и будущее, погружая слушателя в момент прослушивания в реальную действительность.
В настоящее время эстетическому воспитанию учащихся просто необходимо уделять больше внимания, защищая их от закомплексованности, замкнутости и неуверенности в своих силах. Эстетическое воспитание посредством музыкального искусства является составной частью полноценного воспитания правильно сформированной, эмоционально устойчивой личности, ведь музыка — это особый вид искусства, раскрывающий эстетические, творческие способности ребенка, способствующий гармоничному развитию его личности.
Диагностика музыкальных способностей нужна не для предварительного распределения детей на «способных и неспособных» (как иногда все еще понимается некоторыми педагогами), а как инструмент определения слабо развитых структур музыкальности индивида с целью построения обоснованной (а не субъективно надуманной) программы музыкально-педагогической помощи в развитии соответствующих свойств и качеств личности.
При обнаружении всех внутренних (психологических) условий — необходимых способностей — уместно ставить дидактические задачи по реализации собственно музыкальных проектов: воспроизведения музыкального материала в соответствии с требованиями высокохудожественного искусства. В случае же недостаточного или слабого развития отдельных структур музыкальных способностей ребенка, педагог должен ставить задачи психологического содержания, что обусловливает развивающую стратегию музыкального воспитания.
Авторы программы «Музыка» предлагают проводить диагностику уровня музыкального развития школьников с использование следующих процедур:
– анкетирование учащихся с целью выявления жизненно-музыкального опыта, музыкального кругозора, степени проявления интереса к занятиям музыкальными и художественными видами деятельности;
– анкетирование родителей с целью выявления особенностей социальной и эстетической среды учащихся;
– ведение учителем музыки и школьным психологом «Индивидуальных карт музыкального развития учащихся»;
– ведение учителем «Дневника наблюдений» с целью фиксации эффективности музыкального развития учащихся на разных этапах обучения — четверть, полугодие, год, завершающий этап обучения;
– анализ учителем рабочих тетрадей и/или дневников музыкальных впечатлений учащихся;
– использование срезов, тестов для учащихся (констатирующие, промежуточные, выборочные, итоговые) с последующей обработкой ответов;
– проведение самостоятельных работ по итогам изучения темы четверти, полугодия, направленных на констатацию успешности изучения учебной темы, с последующей обработкой результатов;
– развитие у школьников навыков самооценки собственной музыкально-практической деятельности;
– выявление активности учащихся в проектной исследовательской деятельности;
– учет проявления активности учащихся во внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической деятельности.
Таким образом, познавательный интерес к музыке у младших школьников довольно велик, а наличие интереса — это первое из условий успешного воспитания и обучения. Кроме того, уроки музыки обладают большим эмоциональным потенциалом. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.
Литература:
- Бодина, Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности / Е. А. Бодина. // — М.: Педагогика. — 1992. — № 5,6. — С.30–32.
- Гембицкая, Е. Я. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся. / Е. Я. Гембицкая. — М.: Музыка, — 1970. — 36 с.
- Дмитриева, Л. Г. Методы музыкального воспитания в школе. / Л. Г. Дмитриева. — М.: Просвещение, 1998. — 240 с.