Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся через приобщение к истокам народной культуры
Автор: Халявина Наталья Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 03.03.2015
Статья просмотрена: 656 раз
Библиографическое описание:
Халявина, Н. Н. Воспитание духовно-нравственных качеств учащихся через приобщение к истокам народной культуры / Н. Н. Халявина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 149-151. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7467/ (дата обращения: 16.11.2024).
Красоту, чистоту мы у старших берём.
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому что добро остается добром,
В прошлом, будущем, настоящем
В. Высоцкий
Роль музыки в воспитании определяется тем, что в искусстве наиболее полно и всесторонне воплощается эстетическое начало, реализуется и передаётся эмоционально — оценочное отношение к действительности, к общественной жизни. Искусство способно увлечь человека высокими чувствами, мыслями, способно жить века, обогащая духовный мир человека, как живут великие творения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского…
Главной задачей музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не только обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, развитие творческих способностей. Занятия музыкой должны формировать мировоззрение, развивать нравственные качества, скромность, чуткость, любовь к Родине, природе, уважение друг к другу. На уроках музыки необходимо выявлять в детях всё лучшее, что заложено от природы в процессе овладения разными видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, исполнение, игра на музыкальных инструментах, музыкально — ритмические движения, образовательная музыкальная деятельность, творчество.
Народное музыкальное творчество — одно из важных областей художественной культуры. Природа, быт, обычаи нашли широкое отражение в музыке и устном народном творчестве. Я давно заметила интерес к русскому искусству, поэтому решила чаще использовать народный фольклор на уроках музыки и занятиях в фольклорном кружке. Сочетание уроков музыки и внеклассной формы занятий, их взаимодействие позволяет добиться больших успехов в развитии творческих способностей ребёнка. Внеклассная работа становиться жизненно необходимой, она не столь регламентирована временем и обязательным выполнением программы. Работаю по программе «Музыка» авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, где музыкальный фольклор представлен в большом объёме.
В своей внеклассной кружковой работе, уроках музыки ставлю перед собой задачи:
- Знакомство с традициями народной культуры: русские календарные праздники, художественно — прикладные промыслы.
- Совершенствование вокальных навыков: разучивание хоровых, календарных, детских песен, попевок.
- Освоение игры на простейших народных инструментах.
- Формирование у детей мотивацию к творчеству, самодеятельности.
- Привить детям любовь к фольклору, развить интерес и уважение к труду.
- Воспитание детей нравственно и эстетически.
- Подготовка и проведение народных праздников.
Все задачи направлены на развитие творческих способностей ребёнка. В кружковой работе принимают участие ребята в силу своих способностей.
Основные формы работы:
- Формирование умения внимательно слушать музыку, сравнивать музыкальные произведения, различать их особенности, включаю больше мелодий в исполнении оркестра народных инструментов, знакомлю с их звучанием (выступление детей музыкальной школы). Слушая живой звук, дети учатся различать инструменты.
- В пении стараюсь использовать разнообразный материал: потешки, прибаутки, которые не обходимы в работе над хорошей дикцией, протяжные песни. Основные вокально-хоровые навыки учащихся, связанные с освоением песенного фольклора, направлены на формирование кантилены, широты дыхания, естественной манеры звучания голосов, освоение многоголосия. Кроме того, народная песня обладает огромной художественно-воспитательной ценностью, развивает музыкальный слух, формирует вкус ребёнка, развивает вокальные навыки, обогащает речь типичными народными выражениями, эпитетами, поэтическими образами (зимушка-зима, травушка-муравушка, вставала ранёшенько…).
- Хороши песни тем, что дети с удовольствием их инсценируют, развивая чувственно-эмоциональное восприятие.
- Знакомлю детей с движениями русской народной пляски (хороводный, топающий, переменный шаг, шаг с притопом, на уроках музыки использую физкультминутки…). Детям нравиться петь в хороводе, устанавливается атмосфера, помогающая замкнутым, застенчивым учащимся войти в контакт с другими детьми.
- Одна из творческих форм работы на уроках музыки и внеклассных мероприятий — сочинение мелодий, изобразительные моменты: рисунки ребят, связанные с народным творчеством.
- Игра на музыкальных инструментах усиливает восприятие чувства ритма.
- Особой развивающей формой музыкального творчества детей являются народные игры. Почти все они довольно подвижны, развивают физические способности ребёнка (силу, ловкость, выносливость.). Обычно такие игры заканчиваются догонялками. В народной игре создаётся естественный простор для детского творчества. Музыкально оформление народных игр придаёт им дополнительную эстетическую привлекательность.
- Одна из форм работы — урок на природе. Такие уроки способствуют благоприятному развитию личности, расширяют эстетическое понимание природы, дети глубже понимают художественный образ. Проникнуться в мир красоты, насладиться ею — важное дело формирования личности, глубже понять истоки своей земли, привить любовью к русской песне, ведь она отражение русской души. Дети на уроке учатся «слышать музыку» лугов, шум и тишину леса, песни ветра, любоваться пением птиц. Дети рисуют природу. Сама атмосфера урока располагает к урокам, связанным с русским народным творчеством (водить хороводы, исполнять песни, заклички, играть в народные игры…), гармонизацией отношений с природой, искусством. Вся деятельность на уроке направлена на развитие творческой активности, углубления музыкальных знаний, воспитания коллективизма, дружбы, доброты.
- Важная форма внеклассной работы — фольклорный праздник. Он заключает в себе наибольшие возможности в создании ситуации, приближённой к естественному бытованию жанров народного творчества. Формы его проведения разнообразны: от проведения в классе, на сцене, до выхода в лес на лужайку. Уроки музыки, посвящённые традициям и праздникам русского народа, имеют продолжение во внеклассной работе. Так, например, изучая тему «Проводы зимы», «Встреча весны» (2 класс) — празднуем «Масленицу». Обращаясь к народному празднику «Троица» (4 класс) в школе проходит праздник «Завивание берёзки», к теме «Пришло Рождество» — «Рождественские колядки». Изучая тему «Вербное воскресение» — праздник «Пасха»… Заводилами во всех праздниках являются участники фольклорного кружка.
Активное участие в календарных праздниках, знакомство с традициями русского народа формирует у школьников понимание того, что фольклор связан с импровизацией. Все виды деятельности на уроках музыки и во внеклассной работе определяют творчески познавательный и увлекательный характер процесса музыкального развития детей.
Благодаря разнообразным формам работы у детей формируются умения:
- Наблюдать и сравнивать.
- Развивается музыкальный слух, музыкальные навыки.
- Воспитывается чувство ритма.
- Развивается чувственно-эмоциональное восприятие, фантазии, музыкальная культура, мотивация на творчество.
В обучении музыкального фольклора большую роль играет наглядность. Она выражается как в слуховых, так и в зрительных впечатлениях. Кроме предмета «Музыка», я преподаю технологию, что позволяет интегрировать в уроки народное творчество. На уроках мы занимаемся рукоделием: вышиваем, вяжем спицами и крючком, плетём бисером, изготавливаем мягкие игрушки, занимаемся лоскутной техникой. Для фольклорного кружка руками ребят были изготовлены народные костюмы.
Необходимым условием для познания народной культуры является связь с семьёй. Привлечение родителей в организацию фольклорных праздников. Они помогают в оформлении праздников, в поисках реквизитов (предметов быта и обихода из сундуков своих бабушек), подбору репертуара, изготовлению русских инструментов (ложки, трещотки, колотушки, дудки…) и сами принимают активное участие в мероприятиях.
Всё это ещё раз позволяет ощутить дух народной культуры и оценить её значимость. Годы обучения не должны пропасть даром.
«Нам педагогам нужно взять на себя миссию по сохранению и передаче культурного наследия, включая и традиции народного творчества».
«Человек, введённый в фольклор, это человек открытый миру, с любопытством и творчески относящийся на горе, радость других людей, способный перенять опят предков, передать его другим поколениям».
Литература:
1. Рытов Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей: Русские народные инструменты: Учеб,- метод. Пособие.- Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2001(Воспитание и доп. образование детей).
2. Музыкальный фольклор и дети: Методическое пособие. Составление и общая редакция Л. В. Шаминой. Республиканский центр русского фольклора. Москва 1992 год.
3. От осени до осени. Хрестоматия. Составитель М. Ю. Новицкая. Центр Планетариум Москва 1994 год. Из цикла программ «Мир народной культуры».