Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №45 (231) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 08.11.2018

Статья просмотрена: 270 раз

Библиографическое описание:

Мартынцова, Н. И. Организационные основы системы музыкального воспитания в условиях общеобразовательной школы / Н. И. Мартынцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 45 (231). — С. 258-262. — URL: https://moluch.ru/archive/231/53573/ (дата обращения: 22.12.2024).



Зачем ребенку нужна музыка? Странный, на первый взгляд, вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Естественно, скажут они, мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. По давней традиции, в эстетическом воспитании принято видеть «средство формирования разносторонне развитой, гармоничной личности». Иногда еще добавляют «целостной». Но что стоит за этой привычной фразой, которая превратилась в словесный штамп, трафарет? Интуитивное представление есть, конечно, у всех, но у каждого оно свое. А научные толкования настолько громоздки и сложны, что сами их авторы едва ли смогут в двух предложениях объяснить простому педагогу и родителю, какой результат должен получиться в конце этого самого «процесса формирования гармоничной личности».

Положение детской музыкальной педагогики в условиях современной общеобразовательной школы в свете вышесказанного напоминает мне русскую народную сказку «Пойди туда, не знаю куда…» И приходится, как в сказке, идти и находить… И только тогда дети с благодарностью смогут распахнуть свои сердца, превратиться в эльфов, понимающих язык ветра и цветов, умеющих видеть музыку и танцевать стихи. Такие кудесники несут в педагогическую практику свой волшебный опыт, и родители каждого ребенка в глубине души мечтают именно им отдать свое чадо.

Как стать таким кудесником, настоящим волшебником для детей? Выход один: нужно научиться работать по-другому — принять педагогику, в которой не ребенка приспосабливают к методике, а методику к ребенку. Необходимым индикатором правильности выбранного пути должен стать ребенок, который протестует скучающими глазами, невниманием, баловством, а затем и откровенным цинизмом. Когда я представляю себе первоклассника и вижу его полные счастливого ожидания глаза, в которых спрятана тревога: «А вдруг у меня ничего не получится?»- тогда я думаю о том, что урок музыки — это оазис в современной школе. Вернее, он может быть тем чудесным оазисом, встречи с которым дети ждут, чтобы ощутить радость и удовольствие от удивительной игры звуков. Здесь они могут и должны быть естественными, такими, какими они есть.

Теоретическая интерпретация опыта.

Сущность опыта: культурологический поход как основа музыкального образования предполагает развитие творческой индивидуальности, способствует их нравственному воспитанию; организация музыкального образования основывается на создании целостной системы, в которой использование различных видов творческой деятельности, различных направлений самоорганизации школьников формирует развивающую интеллектуально и эмоционально насыщенную среду для самореализации личности каждого ребенка посредством индивидуальной, групповой и коллективной деятельности; интеграция эстетического содержания образования осуществляется на основе современных личностно — ориентированных технологий; создание условий способствует реализации личностного потенциала школьников в сфере художественно — эстетической деятельности.

Условия формирования опыта:

Любовь к музыке, как известно, не врожденное чувство. Любить музыку учатся. Когда ученик подготовлен к восприятию музыки, к пению, игре на музыкальных инструментах, когда деятельность в музыкальной сфере становится радостно — привычной, она перерастает в потребность. Нередко очень сильную. Конечная цель музыкального образования — общее развитие школьника, прежде всего в области морали, нравственного совершенствования. Музыкальное искусство выступает в роли проводника определенных идей и идеалов. Недооценка музыкального образования неизбежно оборачивается недооценкой нравственного, гуманистического начала в образовании и воспитании. Музыкальное образование должно обеспечивать единство обучения и воспитания.

Теоретической основой опыта стали работы В. М. Неменского «Пути очеловечения школы», Э. И. Ильенкова «О специфике искусства. Вопросы этики», программы: «Музыка» под общей редакцией Д. Б. Кабалевского, «Музыка. 1–8 классы» под редакцией Ю. Б. Алиева, «Культура народов Ямала для 5–9 классов» под общей редакцией А. А. Деревянченко.

На основе вышеназванных программ создана модифицированная программа музыкального образования в условиях общеобразовательной школы, неотъемлемой частью которого стали знания основ музыкальной культуры того региона, в котором мы живем. Программа предполагает знакомство с творчеством ненецких, хантыйских, селькупских композиторов и исполнителей; способствует пониманию роли музыки в жизни северных народов; предлагает разучивание песен о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках; знакомство с народными музыкальными инструментами и игру на них. В основе системы музыкального образования школьников лежат такие способы музыкальной деятельности, которые являются наиболее целесообразными и соответствуют возрастным особенностям и сензитивным периодам развития способностей детей (игра на музыкальных инструментах, пение, слушание). Активно используются ритмические движения под музыку, мимическая передача настроения.

Система включает не только уроки музыки, но и внеклассные занятия, просветительскую музыкальную деятельность. Последовательность обеспечивается посредством осуществления принципа преемственности на всех ступенях образования.

Продуктивность опыта состоит в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний, умений и навыков, предусмотренных курсом; наблюдается устойчивая мотивация познавательной деятельности в сфере музыкального образования; создание благоприятных условий способствует реализации личностного творческого потенциала учащихся в сфере художественно — эстетической деятельности.

Трудоемкость опыта заключается в обеспечении материально — технической базы учебного кабинета музыки, включающей не только необходимый комплект ТСО, но и наличие набора детских и народных музыкальных инструментов, подбора репродукций, иллюстраций, художественных текстов, видео- и фонотеки.

Возможность внедрения: опыт может быть использован в урочной (преподавание музыки в общеобразовательной школе), а также во внеурочной деятельности (организация внеклассной работы).

Система работы учителя.

Задача интенсивного и разностороннего музыкального развития школьников требует применения разнообразных форм музыкальной деятельности. Помимо общепринятых — пения, слушания музыки, движения под музыку — большое внимание уделяю такой доступной для всех детей исполнительской деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. Причем, на разных этапах музыкального образования в условиях общеобразовательной школы акцент делается на определенный вид деятельности:

I ступень обучения — начальная школа — игра на детских музыкальных инструментах;

II ступень обучения — 5–6 классы — пение;

III ступень — 7–8 классы — слушание.

Хочу особо подчеркнуть, что названы приоритетные способы деятельности, что отнюдь не отрицает параллельное их использование.

Игра на детских музыкальных инструментах является одной из самых доступных форм музыкального образования младших школьников. Дети быстрее усваивают нотную грамоту, приобретают первичные навыки совместного музицирования, знакомятся с музыкальными произведениями. Особенно активно развиваются чувство ритма, тембровый и гармонический слух, т. е. способности, которые в школьном музыкальном воспитании, основанном преимущественно на пении, оставались на втором плане. Эта активная форма музыкальной деятельности позволяет привлечь к музыке в качестве полноценных участников всех детей: слабо развитый музыкальный слух не является помехой, т. к. воспроизведение звуковысотной стороны значительно проще, чем при пении. Вместе с тем активное участие в исполнении музыки, возможность свободно проявлять себя, помогает преодолевать психологический барьер «неполноценности», точнее препятствует его возникновению. Осознание своих сил, их применение в коллективной деятельности положительно влияет на развитие всех детей, и, что особенно важно, более слабых в музыкальном отношении, способствует их музыкально-эстетическому росту. Новые достижения психологии и педагогики доказывают важнейшую роль музыкальных уроков не только в эстетическом, но и в интеллектуальном развитии детей. Тот ребенок, который практически занимался музыкой, думает, чувствует и развивается иначе, чем тот, который о ней лишь только говорил и слушал.

Пение — важнейший вид деятельности на уроке музыки. Но для чего мы учим детей петь? Думаю, что не для участия в смотрах, концертах и школьных праздниках. Главная цель — развитие личности ребенка: его эмоциональной сферы, интеллекта, эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали.

В вокальной работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов:

1) развитие голоса из примарных тонов, постепенно, не спеша, расширяя диапазон; полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения;

2) главным методом вокальной работы является объяснение и пение учителя и учеников, сразу усвоивших мелодию; важно никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им правильное пение;

3) главным критерием эффективности занятий является качество звука и свобода при пении;

4) вся вокальная работа тесно связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности ребенка;

5) на каждом занятии важную роль играет повторение, которое является фундаментом для последующей работы;

6) использование в работе показа видимых движений артикуляционного аппарата: губ, челюстей, языка.

Детям легче всего петь новую для них мелодию, если они несколько раз ее прослушали. Разучивание песен основывается на механическом, неосознанном подпевании, хотя прочного усвоения мелодии еще не происходит. Главная работа, имеющая целью сознательное и прочное запоминание мелодии, лишь начинается после такого подпевания. Затем предлагаю еще раз внимательно прослушать небольшую часть мелодии (1–2 фразы) и петь при этом не вслух, а «про себя», «в уме», беззвучно выговаривая слова песни. Связанная с этими движениями нервная деятельность, как моторная (двигательная), так и сенсорная (чувствующая), способствует возникновению слуховых представлений благодаря ассоциативным связям. Следующий шаг — пение «в уме» в полной тишине. Проверку правильности и закрепления слуховых представлений обеспечивает многократное чередование акапельного пения вслух и пения «в уме».

Далее прошу петь вслух «хорошо поющих детей», которые могут дать пример остальным, и только потом поет весь класс. Распределяю фразы песни между запевалами и общим хором, организую перекличку между отдельными группами учащихся, пение цепочкой, отталкиваясь от строения мелодии и от смысла слов песни. Важное значение имеет при этом формирование ритмического и звуковысотного слуха, которое происходит параллельно. Музыкальное значение звуков раскрываю путем демонстрирования контрастных музыкальных образов, связанных с различной высотой звуков, исполнения одной и той же мелодии в различных тональностях, сравнения высоты отдельных звуков. Ритмическое воспитание начинаю со слушания и моторного выражения равномерной пульсации метрических долей музыкального произведения, например, движение под музыку, хлопание в ладоши под танцевальную музыку (одни танцуют, другие хлопают), качание воображаемой куклы под пение колыбельной. При этом дети знакомятся с различными темпами, переживая различную скорость чередования долей. Цель подобных упражнений — дать почувствовать детям пульсацию метрических долей возможно ярче, живее, эмоциональнее. На уроках работаю над обоими элементами — звуковысотным и ритмическим — знакомя на одном из них лишь с одной новой закономерностью одной из названных областей.

Важное место на музыкальных занятиях занимает использование речевых упражнений и игр, наиболее доступное средство для развития умения импровизировать.

Слушание музыки — один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. Школьники приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать, анализировать ее. В процессе слушания развивается музыкальное восприятие — мышление — универсальная музыкальная способность, необходимая для осуществления любого вида музицирования. Содержание программы направлено на достижение следующих целей:

1) знакомство с музыкальным произведением, его понимание, запоминание, накопление музыкальных впечатлений;

2) формирование навыков культуры слушания музыки;

3) развитие музыкального вкуса в процессе накопления слуховых впечатлений.

Слушание музыки строится на основе четко продуманной системы: музыкальные образы последовательно усложняются, разнообразнее становятся чувства, настроение, расширяется круг жизненных явлений, переданных в музыке, усложняются выразительные средства. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе мысли и чувства человека, жизненные идеи и образы. Слушать музыку дети учатся непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструменте, и слушая собственно самого себя.

Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. В 1 классе устанавливаю правило: когда звучит музыка, никто не должен поднимать руки, даже если он знает, что после прослушивания я задам вопрос и он уже готов на него ответить. Выполнять его надо не потому, что этого требует дисциплина, а потому что когда звучит музыка, только внимательно следя за ее звучанием, можно глубоко воспринять ее и по-настоящему понять. Даже после того, как музыка отзвучала, я даю возможность прочувствовать, осмыслить услышанное и лишь спустя некоторое время формулирую вопрос.

Нельзя переоценить роль еще одного важного фактора, безусловно, влияющего на качество музыкального образования, — личность учителя.

Воспитывать музыкально-эстетическую культуру ученика может лишь музыкально и эстетически воспитанный учитель. Высокая миссия учителя музыки состоит в том, чтобы вместе с музыкой нести в мир детства нравственные ценности, прививать своим питомцам трудолюбие, честность, стремление к творчеству и красоте. Урок искусства, каким является музыка, требует от учителя еще одного важного, а точнее необходимого качества — артистизма. Именно это качество учителя позволяет вызвать особую эмоциональность у ребят, подъем духовных сил, сопутствующих встрече с искусством.

Музыкальное просвещение.

Музыкальное воспитание в школе не следует ограничивать рамками одного урока в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная музыкальная работа, организацию которой тщательно продумываю и планирую. Участие во внеклассной работе открывает перед школьниками возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Учитель же имеет возможность формировать их самостоятельность и творческую активность.

Главное заключается в том, что такой углубленный подход к музыке поможет ребятам выработать более вдумчивое отношение к жизни, более разносторонне ее воспринимать. Считаю, что, организуя внеклассную работу по музыке, необходимо обеспечивать следующие требования:

‒ все виды внеклассных музыкальных занятий должны быть направлены на нравственно-эстетическое воспитание школьников, формирование их музыкальных вкусов и интересов;

‒ широкое использование различных методов должно способствовать развитию воображения, музыкальных, творческих способностей учащихся;

‒ необходимо воспитывать у школьников интерес к просветительской работе, стремление пропагандировать музыкальную культуру.

Важнейшим направлением школьного музыкального образования является подготовка учащихся к самостоятельному знакомству с высокой музыкой. Основными критериями, характеризующими степень овладения учащимися музыкальной культурой общества, которые обусловливают становление художественного вкуса и музыкальных потребностей, считаю, с одной стороны, результативность целостной музыкально — учебной деятельности учащихся, а с другой — уровень их основополагающих потребностей и интересов. При этом вполне допустимы различные отклонения индивидуальных потребностей подростков от желаемой для педагога музыкальной «нормы», что связано с «навязчивостью» современной музыкальной среды.

С учетом того, что закрепление потребности в самообразовании — сложный, многофакторный процесс, имеющий индивидуальные сроки протекания и не исчерпывающийся временными рамками урока музыки, я рассчитываю работу на несколько этапов. Содержание обучения на каждом из них соответствует уровню развитости желаемой потребности и необходимых умений учащихся. Отличительной его чертой является направленность обучения на перерастание учащихся из «объекта» в «субъект» музыкального самовоспитания. Отличительной чертой моей педагогической практики стало соединение урока музыки, на котором осваиваются опорные, ключевые знания, и внеурочных занятий, где эти знания используются на более широком, чем на уроке, поле действия. На индивидуальных занятиях, занятиях хора, заседаниях научной секции приобретенные на уроке знания оттачиваются. Приоритетные направления исследовательской деятельности:

‒ музыкальный стиль (исторический, национальный) и его современные модификации;

‒ индивидуальный стиль композиторов — мастеров (П. И. Чайковского, Р. Щедрина и др.);

‒ взаимосвязь серьезной и легкой музыки;

‒ место и значение музыкального компонента в театре и кино.

Пропаганда музыкальных достижений особенно эффективна, если она массовая. Неотъемлемой частью моей педагогической деятельности является участие в проведении творческих вечеров («Есенин и музыка», «Без музыки я не мыслю творчества» И. Репин и др.), литературных гостиных («И жизнь, и слезы, и любовь…). Такие организационные формы работы несут в среду школьников духовность, красоту.

Особой моей любовью является созданный в школе хор учителей, в репертуаре которого как камерная, так и народная музыка, популярные песни российских композиторов. В текущем учебном году осуществилась моя давняя мечта: удалось создать разновозрастный ансамбль камерной музыки «Камерата», исполняющий музыкальные произведения на основе трехголосия. Его первое публичное выступление состоялось на региональном смотре — конкурсе «Парад надежд» и не осталось незамеченным специалистами. Опытом своей педагогической деятельности делюсь с коллегами, родителями. Тесно сотрудничаю с учреждениями поселка, занимающимися музыкальным воспитанием подрастающего поколения: детской музыкальной школой, д/к «Строитель». В перспективе — создание творческой лаборатории. Где учащиеся смогли бы не только импровизировать на темы известных музыкальных произведений, но и творить, сочинять собственные произведения.

Литература:

  1. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца. — Москва: «Просвещение», 1981.-64с.
  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя — музыканта. — Москва: «Владос» — 2000–123с.
  3. Надомская, Т. В. Методические рекомендации к учебному комплекту «Музыка» — Тагонрог: «Айкэн», 1999, 176с.
  4. Проблемы эстетического воспитания подростков. Сборник научно-методических статей. Москва: «Новая школа», 1999,9бс.
  5. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования детей./ Школяр Л. В. Красильнокова М. С. и др.– Москва: Флинта. Наука», 1999 -56с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное образование, музыка, ребенок, музыкальная деятельность, пение, внеклассная работа, вокальная работа, общеобразовательная школа, слушание музыки, урок музыки.


Похожие статьи

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Теоретические основы развития детского музыкального творчества

Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей

Организационные основы и технологии взаимодействия органов законодательной власти с населением

Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения

Виды, функции, принципы воспитания младших школьников на примере народной педагогики

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Похожие статьи

Методологические основы профориентационной работы в дошкольном учреждении

Направления и технология оценки деятельности педагогов общеобразовательной школы в условиях реформирования образования

Теоретические основы развития детского музыкального творчества

Культурологический подход и принципы формирования содержания программ дополнительного образования детей

Организационные основы и технологии взаимодействия органов законодательной власти с населением

Методологические основы системного подхода при подготовке учителей профессионального обучения

Виды, функции, принципы воспитания младших школьников на примере народной педагогики

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования

Методологические особенности нравственно-патриотического воспитания младших школьников

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Задать вопрос