Дети должны жить в мире красоты игры сказки музыки рисунка фантазии творчества
Сухомлинский В. А.
Представленный педагогический опыт работы — результат творческого поиска, длительного практического опыта, накопленного за время работы с детьми в дошкольном учреждении. Он будет интересен для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рекомендует осуществлять педагогический процесс «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».
В течение многих лет в работе с детьми я использую нетрадиционные формы познавательных занятий, основанные на музыкально-игровой деятельности. За это время сложилась целая система познавательных музыкально — игровых мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей. Цель таких занятий — расширить через музыку представления детей об окружающей действительности.
Изучая удивительный потенциал маленького ребенка, успешно развиваю его музыкальные и творческие способности, формирую основы музыкальной грамотности.
Опираясь на многолетний опыт работы с детьми по музыкальному развитию и воспитанию я пришла к выводу, что эффективней осуществлять эту работу в игровой деятельности.
Игра представляет собой одну из основных форм жизни современного ребенка.
Наблюдения за детьми в детском саду и практика работы с ними показывают, что игра — это и любимый вид деятельности детей. Она не только доставляет удовольствие и радость, но, являясь активным видом деятельности, развивает и воспитывает ребенка.
В игре формируется личность ребенка, она помогает ребенку понимать окружающий его мир. Одновременно с этим в игре развиваются интеллектуальные чувства, вызванные мыслительной деятельностью (чувства удивления, радости, любопытства), фантазию и творческие способности.
У детей чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами их жизни. А музыка, обладая силой эмоционального воздействия и источником духовной энергии, совместно с игрой развивает, формирует и воспитывает эти чувства. Поэтому музыкально — дидактические игры, представленные в данной работе, способствуют развитию у детей эмоционального восприятия, слуховой сосредоточенности, стимулируют развитие музыкальных способностей каждого ребенка.
Эмоциональное восприятие детей идет от простейших различений ярких звуков к восприятию красоты гармонических их сочетаний. Дети, вслушиваясь в музыку, угадывают ее, воспроизводят ритм, чисто интонируют, импровизируют музыкально-ритмические движения. Гамма чувств, заложенная в музыке, ведет детей к сопереживанию, к потребности выразить свои чувства. В музыкально — игровых композициях дети проявляют разные варианты сотворчества со сверстниками, с педагогом и с родителями.
Музыкальные игры подбирались с учетом закономерностей развития современных детей дошкольного возраста, их индивидуальных, возрастных и музыкальных способностей.
Дошколята непосредственны, чувства и эмоции у них ситуативны и неустойчивы.
У них ярко выраженная подвижность, они активны в познании окружающего мира, а вот внимание неустойчиво, поэтому различными игровыми приемами нужно было поддерживать внимание детей.
Подбирая игры, ставила задачи:
− развивать устойчивый интерес к познанию окружающей действительности (звуки дома, города, улицы, природы);
− создавать окружающую и предметно — игровую среду, способствующую активному познанию окружающей действительности;
− активизировать музыкальное восприятие средствами музыкально-игровой деятельности; — развивать музыкально — сенсорные способности детей; обогащать музыкальный опыт детей посредством практических действий.
Решить поставленные задачи, можно только изменив формы общения взрослого с детьми, создав развивающую предметно — пространственную познавательную среду, а также, используя наиболее эффективные формы организации детей. Общение с детьми строю по личностно ориентированной модели: «глаза в глаза».
Создавая познавательную среду (предметную, звуковую, музыкальную), учитывала возраст детей, фактический уровень их развития. Предметы вносились как привычные, так и неординарные, использовались предметы-заместители.
Общепринятая форма работы с детьми — фронтальные музыкальные занятия со всей группой 25–30 человек, не позволяет раскрыть музыкальные возможности каждого ребенка. Понимая это, я пришла к выводу, что наиболее эффективной формой организации детей являются музыкально — игровые встречи с подгруппами детей и индивидуальные встречи (с детьми ОВЗ). Встречи эти проходят во второй половине дня.
В эти встречи я включаю музыкально — сюжетные дидактические игры «Кого встретил колобок?», «Три медведя», «Сказка о глупом мышонке» и др. Эти игры объединила в цикл «Лес полон сказок и чудес».
Кроме того, использую другие циклы:
− цикл «Погуляем — поиграем» включает игры «Прогулка», «На улице»
− цикл «В зоопарке ералаш» — игры «Едем в зоопарк», «Детки в клетке»
− цикл «У меня в квартире…» — игры «Кто в домике живет?», «Кот и мыши», «Хомячок», «Кот и котята», «Собака и щенята».
Ритмические игры объединила в циклы:
− — цикл «Мы едем — едем — едем» включает игры «Тепловоз», «Трамвай», «Цок — цок — цок», «На машине», «На велосипеде», «Две лошадки»
− — цикл «Слово и ритм» включил такие игры: «Как тебя зовут», «Кого я позвала», «Эхо», «Тень — тень», «Обезьянки», «Много шума из ничего».
− — цикл «Звуковые игры» включает игры «Кто кричит?», «Все, что издает звуки», «Животные с низким голосом», «Птицы с высоким и низким пением» и др. вошли в цикл «Найди и покажи».
− — цикл «Слушай во все уши» включил игры: «Угадалки» (шуршалки, скрипелки, звенелки, стучалки, жужжалки, свистелки — шумовые звуки», игры «Веселый поезд», «Чудесный веер», «Много шума из ничего», «Волшебный волчок», «Детские музыкальные инструменты» (музыкальные звуки).
Звуковые игры объединила в циклы:
− в цикл «Найди и покажи» вошли такие игры: «Кто кричит», «Все, что кричит», «Животные с низким голосом», «Птицы с высоким и низким пением»
− цикл «Во все уши» включает игры «Угадалки» (гремелки, шипелки, жужжалки, свистелки — шумовые звуки); «Веселый поезд», «Чудесный веер», «Много шума из ничего»
Играя с детьми, использовала современные технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.
В своей работе я учитывала темы, по которым углубленно работают воспитатели в группах, например, экология. Чтобы обогатить и расширить знания детей по этой теме, я провожу такие сюжетно — дидактические игры «Прогулка в осенний парк», «Поездка в лес», «В зоопарке ералаш», «Мы едем на дачу».
По теме «Знакомство с Санкт-Петербургом» включаю такие игры «Осень в Летнем саду», «Прогулка по Санкт-Петербургу». Совместно с воспитателями подбираем игровой и иллюстрированный материал.
Интерес и стремление детей быть активными во многом зависят еще и от репертуара. Поэтому репертуар тщательно отбирала, обновляла и проверяла в работе с детьми. Я включала произведения композиторов — классиков и современных композиторов, русские народные произведения.
Проведенная работа с современными детьми дошкольного возраста способствовала активному «продвижению» детей в музыкальном развитии, деятельно — творческому музыкальному самовыражению каждого ребенка, расширила познавательные возможности детей и понятийный словарь.
Ниже привожу примеры музыкально-дидактических игр.
«Едем взоопарк» (цикл «В зоопарке ералаш») (музыкально- дидактическая игра для младшего дошкольного возраста)
Цель: развитие музыкальных способностей (интерес к музыке, слуховое восприятие, ритм, музыкальная память)
Игровой материал:
− обручи (изображающие домики зверей), в которых находятся изображения животных и птиц
− карточки (заяц, медведь, еж, лошадка и ворона)
− игрушка (ворона, медведь, обезьяна)
− звуковые молоточки
Музыкальный репертуар:«Машина» Т. Попатенко, «Зайчик» эстонская народная мелодия, «Лошадка» муз. и слова И. Пономаревой, «Еж» муз. и слова И. Пономаревой, «Ворона» муз. Е. Тиличеевой, «Медведь» муз. Е. Каменоградского (инструментальная музыка), «Игра со звуковыми молоточками» муз. В. Хорошко.
Ход игры
Музыкальный руководитель предлагает детям поехать в зоопарк на машине.
Музыкальный руководитель: В зоопарке обезьянка Чи-чи-чи открыла клетки и звери разбежались. Мы поможем найти каждому свой дом, а музыка нам будет подсказывать.
Поочередно звучат музыкальные «подсказки» — знакомые детям вокальные и инструментальные произведения, с помощью которых дети находят очередного «потеряшку» и возвращают его в домик (собирают карточку, обозначающую зверя).
Дети поют песню или музыкально-ритмическими движениями изображают зверя или играют с ним.
Игру можно использовать в совместной деятельности и индивидуальной работе воспитателям с детьми, на вечерах развлечений для детей и их родителей.
«Много шума из ничего» (цикл «Слушай во все уши») (звуковая ритмическая игра для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: обогащение музыкально-слухового опыта, развитие чувства ритма.
Игровой материал:
− расческа с помещенной между зубьями тонкой бумагой, жестяные кофейные баночки, пакеты из-под молока, стаканчики из-под йогурта, наполненные разным содержимым: крупами, скрепками, щепками, пуговицами и т. д. (обклеенные цветной бумагой, фольгой, вкладышами и наклейками от жевательной резинки)
− ведерко — барабан
− ксилофон.
Музыкальный репертуар:
Основной:«Как у наших у ворот» р.н.м., «Брейк — Данс», муз Л. Абелян.
Дополнительный:«Чарльстон» муз. Ю. Чичков.
Ход игры
Взрослый предлагает детям:
− Поиграть с предметами, издающими разные звуки.
− Выбрать тот предмет, чей звук понравился больше всех.
− Повторить разные ритмические рисунки.
− Поиграть громко — тихо, не очень громко — не очень тихо.
В конце игры взрослый предлагает детям подыграть ему.
Литература:
- Вартанян И. А. Звук — слух — мозг», Л., 1981
- Кирюшин В. В. Библиотека музыкального мифа. М., 1992
- Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, Академия развития, 1998
- Насауленко С. Музыкальные игры. Колокольчик № 12, 1999
- Одаренные дети. М., Прогресс, 1991
- Перминова Т. А. Музыкальная акварель «Молодой ученый» Уфа 2014г.
- Соколова Н. Ребенок за роялем. М., Музыка, 1983
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей, М., 1987
- Удовольствие — в игре. М., Знание, 1983
- Насауленко С. Музыкальные игры. Колокольчик № 12, 1999
- Соколова Н. Ребенок за роялем. М., Музыка, 1983