Нетрадиционные формы познавательных занятий, основанные на музыкально-игровой деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (261) июнь 2019 г.

Дата публикации: 10.06.2019

Статья просмотрена: 616 раз

Библиографическое описание:

Перминова, Т. А. Нетрадиционные формы познавательных занятий, основанные на музыкально-игровой деятельности / Т. А. Перминова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 372-375. — URL: https://moluch.ru/archive/261/59873/ (дата обращения: 17.12.2024).



Дети должны жить в мире красоты игры сказки музыки рисунка фантазии творчества

Сухомлинский В. А.

Представленный педагогический опыт работы — результат творческого поиска, длительного практического опыта, накопленного за время работы с детьми в дошкольном учреждении. Он будет интересен для музыкальных руководителей, воспитателей и родителей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рекомендует осуществлять педагогический процесс «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

В течение многих лет в работе с детьми я использую нетрадиционные формы познавательных занятий, основанные на музыкально-игровой деятельности. За это время сложилась целая система познавательных музыкально — игровых мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей. Цель таких занятий — расширить через музыку представления детей об окружающей действительности.

Изучая удивительный потенциал маленького ребенка, успешно развиваю его музыкальные и творческие способности, формирую основы музыкальной грамотности.

Опираясь на многолетний опыт работы с детьми по музыкальному развитию и воспитанию я пришла к выводу, что эффективней осуществлять эту работу в игровой деятельности.

Игра представляет собой одну из основных форм жизни современного ребенка.

Наблюдения за детьми в детском саду и практика работы с ними показывают, что игра — это и любимый вид деятельности детей. Она не только доставляет удовольствие и радость, но, являясь активным видом деятельности, развивает и воспитывает ребенка.

В игре формируется личность ребенка, она помогает ребенку понимать окружающий его мир. Одновременно с этим в игре развиваются интеллектуальные чувства, вызванные мыслительной деятельностью (чувства удивления, радости, любопытства), фантазию и творческие способности.

У детей чувства и эмоции господствуют над всеми сторонами их жизни. А музыка, обладая силой эмоционального воздействия и источником духовной энергии, совместно с игрой развивает, формирует и воспитывает эти чувства. Поэтому музыкально — дидактические игры, представленные в данной работе, способствуют развитию у детей эмоционального восприятия, слуховой сосредоточенности, стимулируют развитие музыкальных способностей каждого ребенка.

Эмоциональное восприятие детей идет от простейших различений ярких звуков к восприятию красоты гармонических их сочетаний. Дети, вслушиваясь в музыку, угадывают ее, воспроизводят ритм, чисто интонируют, импровизируют музыкально-ритмические движения. Гамма чувств, заложенная в музыке, ведет детей к сопереживанию, к потребности выразить свои чувства. В музыкально — игровых композициях дети проявляют разные варианты сотворчества со сверстниками, с педагогом и с родителями.

Музыкальные игры подбирались с учетом закономерностей развития современных детей дошкольного возраста, их индивидуальных, возрастных и музыкальных способностей.

Дошколята непосредственны, чувства и эмоции у них ситуативны и неустойчивы.

У них ярко выраженная подвижность, они активны в познании окружающего мира, а вот внимание неустойчиво, поэтому различными игровыми приемами нужно было поддерживать внимание детей.

Подбирая игры, ставила задачи:

− развивать устойчивый интерес к познанию окружающей действительности (звуки дома, города, улицы, природы);

− создавать окружающую и предметно — игровую среду, способствующую активному познанию окружающей действительности;

− активизировать музыкальное восприятие средствами музыкально-игровой деятельности; — развивать музыкально — сенсорные способности детей; обогащать музыкальный опыт детей посредством практических действий.

Решить поставленные задачи, можно только изменив формы общения взрослого с детьми, создав развивающую предметно — пространственную познавательную среду, а также, используя наиболее эффективные формы организации детей. Общение с детьми строю по личностно ориентированной модели: «глаза в глаза».

Создавая познавательную среду (предметную, звуковую, музыкальную), учитывала возраст детей, фактический уровень их развития. Предметы вносились как привычные, так и неординарные, использовались предметы-заместители.

Общепринятая форма работы с детьми — фронтальные музыкальные занятия со всей группой 25–30 человек, не позволяет раскрыть музыкальные возможности каждого ребенка. Понимая это, я пришла к выводу, что наиболее эффективной формой организации детей являются музыкально — игровые встречи с подгруппами детей и индивидуальные встречи (с детьми ОВЗ). Встречи эти проходят во второй половине дня.

В эти встречи я включаю музыкально — сюжетные дидактические игры «Кого встретил колобок?», «Три медведя», «Сказка о глупом мышонке» и др. Эти игры объединила в цикл «Лес полон сказок и чудес».

Кроме того, использую другие циклы:

цикл «Погуляем — поиграем» включает игры «Прогулка», «На улице»

цикл «В зоопарке ералаш» — игры «Едем в зоопарк», «Детки в клетке»

цикл «У меня в квартире…» — игры «Кто в домике живет?», «Кот и мыши», «Хомячок», «Кот и котята», «Собака и щенята».

Ритмические игры объединила в циклы:

− — цикл «Мы едем — едем — едем» включает игры «Тепловоз», «Трамвай», «Цок — цок — цок», «На машине», «На велосипеде», «Две лошадки»

− — цикл «Слово и ритм» включил такие игры: «Как тебя зовут», «Кого я позвала», «Эхо», «Тень — тень», «Обезьянки», «Много шума из ничего».

− — цикл «Звуковые игры» включает игры «Кто кричит?», «Все, что издает звуки», «Животные с низким голосом», «Птицы с высоким и низким пением» и др. вошли в цикл «Найди и покажи».

− — цикл «Слушай во все уши» включил игры: «Угадалки» (шуршалки, скрипелки, звенелки, стучалки, жужжалки, свистелки — шумовые звуки», игры «Веселый поезд», «Чудесный веер», «Много шума из ничего», «Волшебный волчок», «Детские музыкальные инструменты» (музыкальные звуки).

Звуковые игры объединила в циклы:

− в цикл «Найди и покажи» вошли такие игры: «Кто кричит», «Все, что кричит», «Животные с низким голосом», «Птицы с высоким и низким пением»

цикл «Во все уши» включает игры «Угадалки» (гремелки, шипелки, жужжалки, свистелки — шумовые звуки); «Веселый поезд», «Чудесный веер», «Много шума из ничего»

Играя с детьми, использовала современные технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр.

В своей работе я учитывала темы, по которым углубленно работают воспитатели в группах, например, экология. Чтобы обогатить и расширить знания детей по этой теме, я провожу такие сюжетно — дидактические игры «Прогулка в осенний парк», «Поездка в лес», «В зоопарке ералаш», «Мы едем на дачу».

По теме «Знакомство с Санкт-Петербургом» включаю такие игры «Осень в Летнем саду», «Прогулка по Санкт-Петербургу». Совместно с воспитателями подбираем игровой и иллюстрированный материал.

Интерес и стремление детей быть активными во многом зависят еще и от репертуара. Поэтому репертуар тщательно отбирала, обновляла и проверяла в работе с детьми. Я включала произведения композиторов — классиков и современных композиторов, русские народные произведения.

Проведенная работа с современными детьми дошкольного возраста способствовала активному «продвижению» детей в музыкальном развитии, деятельно — творческому музыкальному самовыражению каждого ребенка, расширила познавательные возможности детей и понятийный словарь.

Ниже привожу примеры музыкально-дидактических игр.

«Едем взоопарк» (цикл «В зоопарке ералаш») (музыкально- дидактическая игра для младшего дошкольного возраста)

Цель: развитие музыкальных способностей (интерес к музыке, слуховое восприятие, ритм, музыкальная память)

Игровой материал:

− обручи (изображающие домики зверей), в которых находятся изображения животных и птиц

− карточки (заяц, медведь, еж, лошадка и ворона)

− игрушка (ворона, медведь, обезьяна)

− звуковые молоточки

Музыкальный репертуар:«Машина» Т. Попатенко, «Зайчик» эстонская народная мелодия, «Лошадка» муз. и слова И. Пономаревой, «Еж» муз. и слова И. Пономаревой, «Ворона» муз. Е. Тиличеевой, «Медведь» муз. Е. Каменоградского (инструментальная музыка), «Игра со звуковыми молоточками» муз. В. Хорошко.

Ход игры

Музыкальный руководитель предлагает детям поехать в зоопарк на машине.

Музыкальный руководитель: В зоопарке обезьянка Чи-чи-чи открыла клетки и звери разбежались. Мы поможем найти каждому свой дом, а музыка нам будет подсказывать.

Поочередно звучат музыкальные «подсказки» — знакомые детям вокальные и инструментальные произведения, с помощью которых дети находят очередного «потеряшку» и возвращают его в домик (собирают карточку, обозначающую зверя).

Дети поют песню или музыкально-ритмическими движениями изображают зверя или играют с ним.

Игру можно использовать в совместной деятельности и индивидуальной работе воспитателям с детьми, на вечерах развлечений для детей и их родителей.

«Много шума из ничего» (цикл «Слушай во все уши») (звуковая ритмическая игра для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: обогащение музыкально-слухового опыта, развитие чувства ритма.

Игровой материал:

− расческа с помещенной между зубьями тонкой бумагой, жестяные кофейные баночки, пакеты из-под молока, стаканчики из-под йогурта, наполненные разным содержимым: крупами, скрепками, щепками, пуговицами и т. д. (обклеенные цветной бумагой, фольгой, вкладышами и наклейками от жевательной резинки)

− ведерко — барабан

− ксилофон.

Музыкальный репертуар:

Основной:«Как у наших у ворот» р.н.м., «Брейк — Данс», муз Л. Абелян.

Дополнительный:«Чарльстон» муз. Ю. Чичков.

Ход игры

Взрослый предлагает детям:

− Поиграть с предметами, издающими разные звуки.

− Выбрать тот предмет, чей звук понравился больше всех.

− Повторить разные ритмические рисунки.

− Поиграть громко — тихо, не очень громко — не очень тихо.

В конце игры взрослый предлагает детям подыграть ему.

Литература:

  1. Вартанян И. А. Звук — слух — мозг», Л., 1981
  2. Кирюшин В. В. Библиотека музыкального мифа. М., 1992
  3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль, Академия развития, 1998
  4. Насауленко С. Музыкальные игры. Колокольчик № 12, 1999
  5. Одаренные дети. М., Прогресс, 1991
  6. Перминова Т. А. Музыкальная акварель «Молодой ученый» Уфа 2014г.
  7. Соколова Н. Ребенок за роялем. М., Музыка, 1983
  8. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей, М., 1987
  9. Удовольствие — в игре. М., Знание, 1983
  10. Насауленко С. Музыкальные игры. Колокольчик № 12, 1999
  11. Соколова Н. Ребенок за роялем. М., Музыка, 1983
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, цикл, окружающая действительность, дошкольный возраст, игровой материал, музыкально-игровая деятельность, музыкальное развитие, музыкальный репертуар, музыкальный руководитель.


Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой

Организация музыкально-ритмической деятельности для развития творческих способностей

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Различные формы деятельности на уроках словесности, способствующие выявлению и развитию одарённости

Использование регионального компонента в музыкально-просветительской деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой работе

Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности

Активные формы внеклассной работы в школе при изучении иностранного языка

Похожие статьи

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой

Организация музыкально-ритмической деятельности для развития творческих способностей

Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Различные формы деятельности на уроках словесности, способствующие выявлению и развитию одарённости

Использование регионального компонента в музыкально-просветительской деятельности учащихся на уроках музыки в общеобразовательной школе

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой работе

Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности

Активные формы внеклассной работы в школе при изучении иностранного языка

Задать вопрос