Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Авторы: Лазарева Оксана Юрьевна, Шестакова Лилия Андреевна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.
Дата публикации: 04.10.2016
Статья просмотрена: 8939 раз
Библиографическое описание:
Лазарева, О. Ю. Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста / О. Ю. Лазарева, Л. А. Шестакова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3 (6). — С. 164-167. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1309/ (дата обращения: 16.12.2024).
Детство является периодом, наиболее благоприятным, сенситивным в отношении становления музыкальности. Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо. Одной из важнейших задач всестороннего развития ребенка-дошкольника является воспитание музыкальной культуры, основы которой формируются уже в детстве. В этой связи большое место отводится музыке в детском саду. Решить данную проблему может только педагог, владеющий теоретическими знаниями в музыкальной педагогике и психологии, и имеющий практический опыт. Музыкальные способности развиваются не сразу, а покомпонентно, от простых к более сложным составляющим. Поэтому очень важно не упустить каждый из элементов.
Одним из таких элементов, который мы будем рассматривать в нашей статье, являются дидактические игры. Так как восприятие музыки — сложный процесс, требующий от ребенка внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний и опыта, задачи, которые мы перед собой ставим, заключаются в том, чтобы научить ребенка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темпе, динамике и т. д.), учить различать произведения по жанру, характеру, слышать высоту звуков и тембр музыкальных инструментов.
Исходя из вышеизложенного, актуальным в педагогической практике в современных условиях является разработка и использование музыкально-дидактических пособий, которые, воздействуя на ребенка комплексно, вызывая у него зрительную, слуховую, двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом. Вышеуказанные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию нового. Педагогическая ценность музыкально — дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком практически неограниченные возможности и свободу применения полученных знаний в жизненной практике.
Основными целями применения музыкально-дидактических игр являются:
– формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме;
– научить разбираться в соотношении звуков по высоте;
– развитие у детей чувство ритма, тембра и динамического слуха;
– побуждение их к самостоятельным действиям.
Как и любая другая, музыкально — дидактическая игра должна включать игровые действия, которые должны помочь ребенку в интересной форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки.
В процессе своей работы в МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 33 «Радуга», нами был сделан вывод о том, что применение музыкально — дидактических игр дает возможность провести занятие более полно и содержательно. В игре дети быстрее усваивают требования по выполнению певческих и музыкально-ритмических движений, и даже слушанию музыки. Дидактические игры нами применяются с первой младшей группы. В основном это игры на развитие звуковысотного слуха, тембровой окраски.
С детьми более старшего возраста основным материалом становятся музыкальные игрушки, инструменты, наглядные пособия.
В качестве методической помощи музыкальными руководителями МАДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 33 «Радуга», используется авторская методика Татьяны Эдуардовны Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками» [3. с. 3]. «Данная программа является целостным выражением игровой методики: игровой материал, игровой подход педагога, игровое развертывание занятия и его игровая атмосфера. У детской музыкальности есть свои законы и ступени развития…У нее есть одна абсолютно приоритетная цель: телесно-эмоциональное знакомство с музыкой и освоение ее через деятельность и игру. Слово, движение, игра, общение, музыкальный инструмент, пантомима, маленький театр — вот формы, которые адекватны ребенку, а это и есть элементарное музицирование» [3. с.6].
Цели и задачи, которые были нами поставлены, заключаются в следующем:
– формирование у детей эмоционально — радостных ощущений от активного участия в совместном коллективном музицировании;
– знакомство детей с различными музыкальными инструментами (колокольчиками, бубенцами, погремушками и т. д.);
– развитие слуховых и телесных ощущений равномерной метрической пульсацией;
– формирование слуховых и телесных ощущений основных выразительных средств музыки: музыкальных темпов (быстро-медленно), контрастной динамики (громко-тихо), средств выразительности (грустно-весело);
– развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных играх со словом, инструментами, наглядными пособиями, слушанием музыки.
На занятиях нами применяются различные дидактические игры, которые направлены [2]:
- На развитие певческих способностей, например, такие, как: «Музыкальная лесенка», «Вот иду я вверх, вот иду я вниз». С помощью данных игр-распевок дети тренируют зуковысотный слух, пытаются услышать движение музыки вверх и вниз. В качестве методического материала нами используется «Музыкальный букварь» Н. А. Ветлугиной. Данное пособие играет немаловажную роль в развитии слуха и ритма. Иллюстрации «Музыкального букваря» нами используются в качестве демонстрационного материала. Например, прослушав песенку «Качели» ребенок получает задание определить по одному звуку, где находятся качели (внизу или вверху) и показать на картинке.
В игре «Где мои детки?» дошкольники учатся определять звуки по высоте, отвечая тоненьким голоском маме-утке, кошке, птичке [2]. Дети с удовольствием играют в эту игру и твердо знают, что у мамы голосок ниже, чем у ее деток. Еще нами применяются детские любимые игрушки: медведя, волка, зайчика, мышку, птичку. Задание заключается в том, чтобы, прослушав музыку, найти соответствующую игрушку (в более старших группах можно попросить поставить на соответствующую ступеньку по высоте).
- Развитие чувства ритма. Для этого нами используются распевки. Обычно это знакомые детям попевки такие как, «Андрей-воробей», «Чики-чики-чикалочки» и др. Одновременно с пением, детей просят прохлопать ритм, в дальнейшем простучать на бубне или др. музыкальных инструментах. Упражнение «Веселые ладошки» также используется нами, в качестве развивающего ритмическое чувство: под веселую ритмичную музыку дети выхлопывают ритмический рисунок. В качестве музыкально-дидактических игр, развивающих чувство ритма нами используются ударные инструменты: погремушки, бубны, треугольники.
- Активизацию внимания и памяти при помощи игры «Волшебный волчок», где играется вступление к знакомой песне, а дети пытаются ее угадать.
- Развитие воображения и представления о характере музыки (веселая или грустная), музыкальных жанрах (пеня, танец, марш). В данном разделе используется активным образом слушание музыки. Для этого мы прослушиваем инструментальную, вокальную музыку русских и советских композиторов (особенно незаменимым здесь является «Детский альбом» П. И. Чайковского) [5]. Дети делятся своими впечатлениями, придумывают короткие истории. Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение и мог сопоставить музыкальные образы, необходимо обращаться к наглядным пособиям. Это могут быть иллюстрации картин русских художников, картинки из любимых сказок или изображения разного настроения. Для закрепления пройденного материала хорошо использовать музыкально-дидактическую игру «Найди нужную иллюстрацию». Детям очень нравится угадывать знакомую мелодию, и подбирать к ней картинку. В средних группах нами используется музыкально-дидактическая игра «Волшебные танцы» на определение танцевального жанра музыки: марш, русский народный танец, полька. Здесь используются иллюстрации с различными видами танца, изучаются характерные движения. Изучая жанр марша, нами используется музыкально-тематическое занятие на данную тему: «Марш вмузыке, движении, сказке» [4].Дети стоят в кругу и выполняют упражнение «Ходить бодрым и спокойным шагом» (музыка М. Робера). Затем определяют, сколько частей в этом упражнении и как нужно идти под музыку первой части — бодрым шагом, и как нужно идти под музыку второй части — спокойным шагом. Далее обсуждается характерные черты марша: отчетливый ритм, бодрое настроение, то, что под него удобно считать раз-два, раз-два. Прослушав, старинную солдатскую песню «Солдатушки, бравы ребятушки», поговорить о чувствах, которые вызвала эта песня. Спросить у детей, почему именно солдаты пели задорные маршевые песни спросить, а знают ли дети песню с таким же характером? Для примера, нами используется песня «Праздничная песенка» (М. Красева, сл. Н. Саксонской). Можно попросить одного ребенка исполнить эту песенку на барабане, а другие промаршеруют. Далее послушать музыкальное произведение композитора Ивара Арсеева «Солдаты маршеруют», но, не называя названия, дети должны придумать ему название (различные варианты), затем сказать, что это походный марш. В начале пьесы музыка звучит тихо — отряд приближается издалека. В середине музыка звучит громко — солдаты проходят мимо нас. В конце пьесы музыка звучи тише и тише — отряд уходит. Затем вводится небольшое задание: вместе с музыкой сыграть на барабанах (в начале — тихо, в середине — громко, в конце — тихо).
Еще марши бывают сказочные. Композитор Михаил Иванович Глинка написал марш для злого и хитрого Черномора, другой композитор Петр Ильич Чайковский — сочинил «Марш деревянных солдатиков». Детям предлагается, взять в руки игрушечное оружие и пошагать как солдаты. На этом занятие может быть окончено.
Хотелось бы отметить и немаловажную роль музыкального руководителя при проведении музыкально-дидактических игр. На своих занятиях он должен создать атмосферу комфорта и доверия, в которой ребенок может почувствовать себя музыкантом, а также развивать способность слушать и наблюдать. Музыкальный руководитель должен уметь дать возможность каждому ребенку свободно импровизировать на музыкальных инструментах, а также поддерживать интерес к музыке из занятия в занятие, чтобы это стало непрерывным процессом.
Большое значение имеет качественное взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем, от того, как они будут работать совместно, зависит успешность проведения музыкально-дидактических игр. Перед занятием мы стараемся объяснить игру воспитателю, чтобы на занятии он сделал первый показ, а дети поняли правила игры. Он должен следить за ходом игры, чтобы вовремя тактично направить ребенка и помочь ему. Также воспитатель должен контролировать взаимоотношения играющих, сохраняя при этом самостоятельный и творческий характер игры. В младших группах воспитатель не только должен организовывать игры, но и сам становиться их активным участником.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкально-дидактические игры способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной игровой форме приобщать их к основам музыкального искусства. Своей главной задачей мы считаем развитие эмоциональной сферы ребенка. Именно она играет решающую роль в становлении его личности, развитии ее высоких психологических функций, регуляции поведения. Одна из центральных ролей при этом принадлежит искусству и, в частности, музыке. Благодаря уникальным ее особенностям, она способствует формированию не только эмоциональной, но и познавательной, нравственной сфер и, что особенно важно, формирует творческую личность ребенка.
Литература:
- Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: учебное пособие для воспитателей и музыкальных руководителей дет. садов. — М.: Просвещение, 1986. — 144 с.
- Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
- Тютюнникова Т. Э. Просто, легко. весело. — Музыкальный руководитель. — № 5. — 2009. — С.4–7.
- Кулешова С. А. Марш в музыке, движении, сказке. — Музыкальный руководитель. — № 4. — 2008. — С.11–12.
- Чайковский П. И. Детский альбом: полное собрание сочинений для фортепиано. Том IV. — М.: АО «Скорпион», 1994. — 133с.